Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Старший преподаватель кафедры русского языка



2015-11-20 504 Обсуждений (0)
Старший преподаватель кафедры русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью работы является структурно-семантическое описание глагола брать в русском языке. Под семантической структурой слова понимается множество ЛСВ, определенным образом взаимосвязанных и противопоставленных друг другу. Лексико-семантический вариант (ЛСВ) – реализация одного из значений многозначного слова, двусторонний языковой знак, представляющий собой единство звучания и значения.

Глагол брать относится к словам сильно развитой многозначности. Источником материла послужили данные Толкового словаря русского языка под редакцией С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой [2002]. По данным словаря, он имеет 14 значений. Различие значений определяются такими факторами как:

1. Субъект действия. Основным значением глагола «брать» является значение ЛСВ1 захватывать рукой (или каким-н. орудием, зубами), принимать в руки. Субъектом при данном значении являются человек. Например: В лесу было много грибов, но Петя брал только грузди; животное. Например: Собака аккуратно взяла кусочек сахара.

ЛСВ2 Подвергать аресту. Данное значение формируется от основного путем сужения семантики. ЛСВ2 имеет дифференциальную сему «лишить свободы». Субъектом является только человек. Например: Шайка окружена: будем брать!

ЛСВ3Уносить, уводить с собой. Значение уносить имеет дифференциальную сему «взять с собой (неся в руках или на себе)». При данном значении субъектом является человек. Например: Брать в дорогу чемодан.

ЛСВ4 Получать (приобретать, нанимать, добывать) в свою собственность, в свое пользование, распоряжение. Данное значение реализуется при описании субъекта, который получает что-л. во временное пользование, за плату. ПриЛСВ4 субъектом является человек. Например: Брать хлеб в булочной.

ЛСВ5Принимать.Значение принимать имеет дифференциальную сему «принимать с какой-л целью, обязательством, на каких-н. условиях». Данный ЛСВ образован на базе основного путем метафорического переноса. В качестве субъекта выступает человек. Например: Брать специалиста на работу.

ЛСВ6Овладеть, захватывать. Данное значение реализуется при описании субъекта, который захватывает что-л., кого-л., силой в результате военных действий, борьбы. Данный ЛСВ образован на базе основного путем метафорического переноса. При данном значении субъектом является человек. Например: Брать в плен!

ЛСВ7Добиваться своей цели имеет дифференциальную сему «обладать всеми качествами для достижения чего-н». Добиваться своей цели имеет дифференциальную сему «обладать всеми качествами для достижения чего-н». Данный ЛСВ образован на базе основного путем метафорического переноса. При ЛСВ7 субъектом является человек. Например:Брать терпеньем.

ЛСВ8Преодолевать. Значение преодолевать имеет дифференциальную сему «побеждать справившись с препятствием, затруднением». Данный ЛСВ образован на базе основного путем метафорического переноса. В качестве субъекта выступает человек. Например: Брать крутой подъем.

ЛСВ9Взимать, взыскивать. Данное значение реализуется при описании субъекта, который получает что-л. в определенном количестве с кого-л. в качестве платы. Данный ЛСВ образован на базе основного путем метафорического переноса. При данном значении субъектом является человек. Например: Брать хорошую цену.

ЛСВ10 О чем-н. режущем. При данном значении объектом выступают бритва, ружье, пуля. Например: Бритва хорошо берет. Ружье берет на тысячу шагов. Пуля не берет кого-н. (о том, кто кажется неуязвимым, кого нельзя убить).

ЛСВ11 Отнимать, требовать (известного количества, времени, энергии) (разг). Подготовка берет много времени.

ЛСВ12 Держаться какого-н. направления, пути (разг). Брать влево. Брать прямо.

ЛСВ13 Овладевать. При данном значении объектом выступают абстрактные существительные. Сомнение, страх берет.

ЛСВ14 В сочетании с некоторыми существительными обозначает: производить действие, названное существительным. Например: Брать на учет. Брать начало.

2. Объект действия. При ЛСВ1объектом являются небольшие предметы, человек. Например: Каждый раз Сергей встречает отца на вокзале, подходит, молча берет чемодан и произносит ничего не значащие фразы приветствия. Брать ребенка под руку.

ЛСВ2 Подвергать аресту. Данное значение формируется от основного путем сужения семантики. ЛСВ2имеет дифференциальную сему «лишить свободы». Объектом является только человек. Например: Брать на месте преступления.

ЛСВ3 Уносить, уводить с собой. Значение уносить имеет дифференциальную сему «взять с собой (неся в руках или на себе). При данном ЛСВ объектом являются предметы. Например: Брать в дорогу чемодан.

ЛСВ4 Получать (приобретать, нанимать, добывать) в свою собственность, в свое пользование, распоряжение. Данное значение реализуется при описании субъекта, который получает что-л. во временное пользование, за плату. При ЛСВ4объектом выступают небольшие предметы, транспортное средство. Например: Брать хлеб в булочной. Брать такси.

ЛСВ5. Принимать. Значение принимать имеет дифференциальную сему «принимать с какой-л целью, обязательством, на каких-н. условиях». В качестве объекта выступают небольшие предметы, человек. Например: Брать специалиста на работу; Брать вещи на комиссию.

ЛСВ6 Овладеть, захватывать. Данное значение реализуется при описании субъекта, который захватывает что-л., кого-л., силой в результате военных действий, борьбы. При данном значении объектом является человек. Например: Брать в плен!

ЛСВ7 Добиваться своей цели имеет дифференциальную сему «обладать всеми качествами для достижения чего-н». Добиваться своей цели имеет дифференциальную сему «обладать всеми качествами для достижения чего-нибуть». При ЛСВ7 объектом выступают абстрактные существительные. Например: И умом, и красотой всем берем.

ЛСВ8 Преодолевать. Значение преодолевать имеет дифференциальную сему «побеждать, справившись с препятствием, затруднением». В качестве объекта выступают абстрактные существительные. Например: Брать высоту.

ЛСВ9 Взимать, взыскивать. Данное значение реализуется при описании субъекта, который получает что-л. в определенном количестве с кого-л. в качестве платы. При данном значении объектом являются деньги. Например: Брать штраф.

ЛСВ10 О чем-н. режущем. При данном значении объект отсутствует. Например: Бритва хорошо берет.

ЛСВ11 Отнимать, требовать (известного количества, времени, энергии) (разг.). Объектом является абстрактное существительное - время. Например: Подготовка берет много времени.

ЛСВ12 Держаться какого-н. направления, пути (разг.). Брать влево. Брать прямо. При данном значении объект отсутствует.

ЛСВ13 Овладевать. При данном значении объектом выступают абстрактные существительные. Сомнение, страх берет.

ЛСВ14 В сочетании с некоторыми существительными обозначает: производить действие, названное существительным. Например: Брать на учет. Брать начало.

Таким образом, в структуре многозначного глагола выявлены: основное значение, производно-номинативное значение, переносные значения. Различия между ЛСВ глагола проявляются в разной сочетаемости с определенными лексемами.

 

 



2015-11-20 504 Обсуждений (0)
Старший преподаватель кафедры русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Старший преподаватель кафедры русского языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)