Кафедры психологии и акмеологии образования
Эмпирическое исследования проводились на базе МОУ СОШ № 1 им. Ю.А.Гагарина с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района. Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально-мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Качественные преобразования, происходящие в России за последние десятилетия, привели к изменению не только социально-экономического положения населения, но произошла трансформация ценностей в молодежной среде в связи, с чем изменилась и мотивация профессионального выбора. Мотивация занимает ведущее место, в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. У старшеклассников будущее профессиональное образование и деятельность будут постоянно связаны сосвоением различных областей знания.В анкете по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся (П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев) ученики 9 «а» класса выбрали математику, биологию и географию. К этим предметам повышенный интерес. Правильный выбор профессии и отношение к ней в сочетании с компетентным представлением о профессии детерминирует формирование и других более частных мотивов, интересов и ценностей. По методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) учащиеся выбрали следующие типы профессий это «человек- человек» и «человек-знаковая система». «Человек- человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, «человек-знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, - значит, профессиональный интерес сформирован. . С помощью методики выявляющей направленностьличности - направленность на дело (Д)– занимает ведущее место: заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентаций М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные (целевые) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. По методике «Ценностные ориентации» М.Рокича. Респонденты расставили ценности в следующем порядке: Терминальные ценности: 1.здоровье 2. наличие хороших и верных друзей 3. любовь 4. активная деятельная жизнь 5. уверенность в себе 16. красота природы 17. творчество 18. счастье других Инструментальные ценности: 1. воспитанность 2. аккуратность 3. образованность 4. жизнерадостность 5. независимость 16. твердая воля 17. широта взглядов 18. эффективность в делах
К ценностям профессиональной самореализации респонденты отнесли активную деятельную жизнь, интересную работу, а к личной жизни – любовь, наличие хороших и верных друзей. Интерес, является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и, в дальнейшем, на профессиональную успешность. Интересы выражаются формулой «я хочу знать», а склонности можно выразить словами «я хочу делать». В ходе проведения нашего исследования в МОУ СОШ №1 с. Сарыг-Сеп, в процессе проведения методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности» выяснилось, что выбор профессии делается при смутных представлениях о профессии. На рынке труда появились новые профессии. Такие профессии как логистик и верстальщик. Главная цель логистика - сэкономить денежные средства компании. Хорошими специалистами становятся те, кто имеет отличные знания в области точных наук, таких как математика, экономика, юриспруденция и другие. Верстальщик - занимается подготовкой оригинал-макетов книжных, журнальных и газетных страниц (полос), а также интернет-страниц. В его работу входит набор, копирование и разлиновка текста, вставка иллюстраций и различных графических элементов. Кроме того, если в должностных обязанностях верстальщика предусмотрены дизайнерские функции, он занимается частичным креативным оформлением будущей печатной или электронной продукции. Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии показала стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия. В числе разнообразных факторов, влияющих на выбор профессии влияние родителей и семьи в целом. Авторитарные родители, не считаясь с интересами своих детей, лучше знают что нужно их детям и начинают диктовать свое мнение. Другой аспект – материальное положение семьи становится все более значимым фактором, определяющим уровень притязаний подрастающего поколения и, соответственно, влияющим на выбор профессии. Уже на уровне притязаний и желаний существует разница между детьми из семей с разным уровнем материального достатка. Юноши из состоятельных семей в большей степени претендуют на то, чтобы в будущем стать «владельцем своего дела» и иметь высокие доходы. Материальное вознаграждение – самый значимый фактор, влияющий на выбор профессии современной молодежи. Мы рекомендуем вести разъяснительную работу о разнообразии интересных и новых профессий, чтобы у старшеклассников складывалось ясное понятие о профессии. На выбор профессии влияют не только интересы и способности человека, но и широкий спектр общественно обусловленных факторов: уровень социально-экономического развития государства, социальное окружение и мировоззрение, совокупность социально-психологических представлений о ценности и престижности тех или иных профессий и труда в целом.
Литература: 1. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 2. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 3. Реан А.А Психология подростка СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2008. 4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии М.: Генезис 2010.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |