Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель - Суздальцева Л.Т., преподаватель русского языка



2015-11-20 492 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Суздальцева Л.Т., преподаватель русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из наиболее важных и актуальных проблем является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование уважительного отношения к своей нации, ее культуре, языку, традициям, любви к родине, знание ее символики и гордость за нее, осознание себя как гражданина и патриота.

Ценным материалом для гражданско – патриотического воспитания являются специально подобранные тексты на уроках русского языка.

В последние несколько десятилетий лингвисты обращают пристальное внимание на текст. Именно текст стал главной единицей изучения разных языковых явлений. Текстоцентрический подход сегодня является одним из самых продуктивных не только в лингвистике, но и в лингводидактике. Анализ школьных программ показал, что текст изучается уже с первого класса, а далее знания о тексте углубляются и расширяются.

На уроках русского языка использование текстов гражданско-патриотического содержания является целесообразным, так как они помогают формировать положительную мотивацию для воспитания гражданина и патриота.

Приведем несколько определений текста.

В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова дается такое толкование: ″Текст – 1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них .) 2. В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.″[ Ожегова: 1999, с. 791].

Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова считают, что текст (лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – объединенная смысловой зависимостью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность, а лингвистика текста характеризует средства, обеспечивающие смысловые установки текста: лексические средства (вводные слова, частицы), синтаксические средства (порядок слов, повторы), графические средства (подчеркивание, выделение, пунктуация). [Введенская: 2007, с.373].

Анализ определений текста разными авторами показывает, что однозначного обозначения термина в настоящее время не выработано лингвистикой. Однако выделены характерные признаки текста: - связность, - смысловая целостность; - структурная целостность.

Нами была проведена опытно-практическая работа на базе МОУ СОШ № 12 г. Кызыла республики Тыва в 4 «а» классе , цель которой – проверить эффективность использования текстов на уроках русского языка в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся. Гипотеза опытно-практической работы: если систематически использовать на уроках русского языка тексты гражданско-патриотического содержания, то это позволит создать положительную мотивацию для воспитания гражданско-патриотических качеств учащихся.

На констатирующем этапе была составлена и предложена учащимся следующая анкета:

  1. Как называется государство, в котором мы живем?
  2. Назови столицу этого государства?
  3. Что представляет собой герб России?
  4. Назови цвета, которые присутствуют на флаге России?
  5. Что обозначают эти цвета на флаге?
  6. Знаешь ли ты слова гимна России?
  7. Частью какого государства является республика Тыва?
  8. Назови столицу республики Тыва.

9. Что изображено на гербе республики Тыва?

10. Есть ли у Кызыла свой герб? Что на нем изображено?

11. Что представляет собой центр Азии?

12. Какую страну ты считаешь Родиной?

13. Кто такой патриот?

14. В каком году одержана победа в Великой Отечественной войне?

15. С кем воевала наша страна?

16. Сколько лет прошло после победы в Великой Отечественной войне?

Результаты анкеты оценивались по методике М.И. Шиловой.

Результаты анкетирования на констатирующем этапе в 4 «а» и 4 «б» классах:

34% - высокий уровень 33% - высокий уровень

27,5% - средний уровень 17,5% - средний уровень

38,5% - низкий уровень 49,5% - низкий уровень

Анализ проведенного анкетирования на констатирующем этапе представлен на гистограмме 1:

Гистограмма 1

 

По результатам анкетирования были выявлены недостатки в знаниях учащихся: незнание символики России и республики Тыва, слов гимна России, достопримечательностей республики, великих событий нашей страны, составной частью какого государства является республика.

На формирующем этапе были проведены 10 занятий, на которых использовались тексты гражданско-патриотического содержания.

Приводим фрагмент конспекта урока.

Тема: Глагол. Общие понятия.

Цели: 1) повторить и обобщить знания учащихся о существенных признаках глагола;

2) развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

3) воспитывать гражданско-патриотическое отношение к стране, знакомя с гербом.

IV. Закрепление

Государственный герб Российской Федерации

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, который поднял вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла находится скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще, который едет на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона.

Всадник символизирует победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свою страну от врагов.

Герб России изображается на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах.

Вопросы к тексту:

1. О чем этот текст? 2. Что представляет собой герб России? 3. Что изображено на щите герба? 4. Что орел держит в правой лапе? 5. Что орел держит в правой лапе? 6. Что орел держит в левой лапе? 7. Где изображается герб России? 8. Какие знания мы получаем из таких текстов? Выпишите из текста глаголы.

Словарная работа

Геральдика – раздел исторической науки, изучающей гербы и их историю.

Скипетр – украшенный жезл – эмблема власти, одна из регалий (символов) монарха.

Держава – золотой шар с короной или крестом наверху – эмблема власти, одна из регалий монарха.

Анализ проведенного анкетирования на формирующем этапе в 4 «а» классе представлен на гистограмме 2:

Гистограмма 2

 
 

 


Результаты контрольного этапа опытно-практической работы представлен на гистограмме 3:

Гистограмма 3

 

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: специально подобранные тексты гражданско-патриотического содержания целесообразно использовать на уроках русского языка в целях формирования гражданско-патриотических качеств учащихся. В работе предлагается банк текстов (20 текстов) на темы. «Матушка Россия», «Москва – столица России», «Красная площадь», «Флаг России», «Герб России»,«Герб республики Тыва», «Обелиск – центр Азии», «Кызыл – столица Тывы» и др., которые можно рекомендовать для работы на занятиях по русскому языку.

 

Литература:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. – 382 с.

 

 



2015-11-20 492 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Суздальцева Л.Т., преподаватель русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель - Суздальцева Л.Т., преподаватель русского языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)