Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель- Оюн О.М., преподаватель математики и МПМ



2015-11-20 480 Обсуждений (0)
Научный руководитель- Оюн О.М., преподаватель математики и МПМ 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у младших школьников творческого мышления - также важнейшая задача в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремлении к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех своих способностей. Все это обусловило актуальность выбранной темы.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

Особую роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения задач в развитии творческого мышления. Оно неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

В традиционной методике начального обучения используются крайне ограниченный круг знаний, однообразное повторение, что является одной из главных причин низких результатов в общем развитии детей и в учении. Также предложенные в учебнике упражнения нуждаются в дополнительном расширении и обогащении большим числом специальных заданий, задач и упражнений содержательно-логического и нестандартного характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях. Вследствие этого изменено содержание учебного материала, которые включаются:

1. Задачи, которые способствуют развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, прогнозировать, планировать; их решение способствует формированию операционного стиля мышления.

2. Задачи экономического и социального характера, которые учат рациональным приёмам , развивают смекалку, логическое мышление.

3. Происходит увеличение масштаба развивающих игр и упражнений, творческих заданий, основанных на применении мыслительных операций.

4. В систему упражнений включаются задачи повышенной трудности, способствующие формированию самостоятельности мышления, воспитанию творческой активности.

5. Используются задания с уровневой проблемностью.

6. Усиливается развивающая функция тренировочных упражнений.

Также изменения происходят и в организации процесса обучения:

1. Часть заданий (самостоятельные, контрольные работы) составляются учащимися.

2. Изменяется методика проведения каждого структурного компонента.

Наряду с обычным уроком и нетрадиционными уроками проводятся занятия-поиски, интегрированные уроки, занятия-исследования. Среди форм организации учебной работы преобладает парная, групповая формы, коллективное взаимодействие. На занятии поиске- индивидуальная работа чередуется с групповой. Уроки строятся так, чтобы обеспечить постоянную работу мышления, чтобы учащиеся на них сумели почувствовать конкретную трудность.

Такая организация работы рациональна: все дети думают, есть возможность выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности, дети овладевают мыслительными операциями, упражняются в них, развивается их творческое мышление.

Приёмы умственной деятельности рассматриваются как:

-способы организации учебной деятельности;

-способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности.

Большое влияние на развитие творческого мышления оказывает решение задач с экономическим содержанием и игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Содержание развивающих заданий, построенных на основе тренировочных упражнений, связано с математическим содержанием изучаемого материала. Они дополняют учебную работу школьников творческой деятельностью по осмыслению важнейших математических идей, логических связей, овладению методами познания. Опора на учебник облегчает работу учеников, даёт им наглядную основу для выполнения заданий.

Дополнительные возможности для усиления развивающей функции тренировочных упражнений заключаются в следующем:

1. Постановка дополнительных вопросов.

2. Выделение известных фактов из условия.

3. Рассмотрение частных и предельных случаев.

4. Частичное изменение условия задачи.

5. Решение различными способами.

6. Переформулирование задания.

7. Постановка вопросов учащимися.

Чтобы детям было легко и приятно работать, чтобы к работе подключались социальные навыки (навыки общения), организуется работа учеников в постоянных парах. В пары подбираются учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Пары работают в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи, исчезают страх и тревожность. Закрепить и обобщить учебный материал в ненавязчивой, интересной форме позволяет работа в парах сменного состава.Когда требуется зафиксировать и обобщить результаты проведённого поиска, исследования (после работы в парах), то есть подвести промежуточные итоги, используется фронтальная работа в кругу.

В кругу подводится и общий итог.

Итоговые уроки и уроки закрепления организуются как уроки-мастерские, которые развивают творческий потенциал каждого ученика.

В конце занятия с детьми обсуждается не только то, чем овладели на уроке, но и его эмоциональная сторона. Урок оценивается в баллах:

Интересный урок +2+1 0 -1-2 неинтересный

Полезный урок +2+1 0 -1-2 бесполезный

Лёгкий урок +2+1 0 -1-2 трудный

Отметки, выставляемые учащимся, аргументируются.

Чтобы определить, насколько ученики справились с требованиями, предъявляемыми школьной программой, часто используются тесты. Тесты являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Они позволяют определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дают возможность установить и построить соответствующую индивидуальную коррекционную работу.

Для проверки ЗУН используются самостоятельные и контрольные работы, составленные самими учащимися. Включение детей в учебную деятельность предполагает развитие таких мыслительных действий, как анализ, рефлексия, планирование. Составление контрольных заданий и устных упражнений можно организовать начиная со 2 класса. Контрольные работы предлагается составлять учащимся до проведения основной (подготовленной учителем) контрольной работы по итогам пройденной темы. Выбор ученика, составляющего задания, основан на желании и инициативе самого ребёнка. На первых этапах такую работу предложить наиболее способным ученикам, затем включаются и все остальные. Лучшие работы можно оформить в стенде «Знай, умей, твори», «Учись учиться». Контрольные работы, составленные учениками, выполняются с большим интересом и желанием не допустить ни одной ошибки. Для получения положительного результата соблюдаются требования к личностно ориентированному уроку.

Таким образом, школьники учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, выражать свои мысли в определённой последовательности, формулировать определение понятий, творчески мыслить. У детей к 3-4 классу начинает складываться индивидуальная избирательность к содержанию, виду и форме учебного материала. Для развития творческого мышления специфическое значение имеют внеклассные занятия «Занимательная математика» и др. В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, гибкость, лёгкость, оригинальность которые являются сторонами его самостоятельности.

 

Литература:

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. /В.Б. Бондаревский.- М.: Просвещение, 1985.- 126с.

2. Царева С.Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и методические рекомендации учителю. Новосибирск, 1991.

3. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? Знание, серия «Педагогика и психология», 1985. № 11.

 

 



2015-11-20 480 Обсуждений (0)
Научный руководитель- Оюн О.М., преподаватель математики и МПМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель- Оюн О.М., преподаватель математики и МПМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)