Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Суффиксы существительных




1. Суффикс -ик (-ник, -чик) при склонении сохра-

няет гласный звук: столика, чайника, мальчика.

Суффикс -ек имеет «беглый» гласный: орешек —

орешка.

2. В существительных мужского рода — суффикс

-ец- с «беглым» е: горец — горца', в существитель-

ных женского рода иц-: красавица; в сущест-

вительных среднего рода ец-, если ударение сто-

ит после суффикса: письмецо, и -иц-, если ударение

стоит до суффикса: именьице.

3. В существительных женского рода, образованных

от слов с суффиксом -иц-, пишется суффикс -ичк-:

пуговичка *- пуговица. В остальных случаях пи-

шется суффикс -ечк-: Манечка, пламечко. Безудар-

ного суффикса -ячк- в русском языке нет!

4. Сочетание -инк- пишется в существительных, об-

разованных от слов женского рода на -ин(а): впа-

динка *- впадина. Сочетание -енк- пишется в умень-

шительных существительных, образованных при

помощи суффикса -к- от слов на -ня и -на, у которых

в форме родительного падежа множественного чис-

ла буква ь на конце не пишется: башенка *— баш-

ня (башен), сосенка *- сосна (сосен), а также в не-

которых словах, обозначающих лиц женского пола

{нищенка и др.).

5. После твердых согласных употребляется суффикс



-оньк-: полосонька, реже —енък-, перед которым со-

гласный смягчается: маменька. После мягких со-

гласных и шипящих, а также после гласных упот-

ребляется суффикс -енък-: Катенъка, тученька, Зо-

енька. Исключения: баинъки, заинька, паинька.

Суффиксов -аньк-, -инък-, -ынък- в современном рус-

ском литературном языке нет (формы с ними встре-

чаются только в произведениях писателей XIX в. и

в фольклоре).

6. В существительных мужского и женского рода

пишется суффикс -ушк-: дедушка, тётушка, в су-

ществительных среднего рода — суффикс -ышк-: пе-

рышко; суффикс -юшк- употребляется в словах всех

родов с основой на мягкую согласную: дядюшка, во-

люшка, полюшко.

Некоторые существительные мужского рода име-

ют суффиксы -ышек: воробышек, катышек и др.,

-ушек: воробушек, хлебушек и др. (формы народного

языка), -ешек: камешек и др.

7. В существительных со значением 'характеристи-

ка лица по роду занятий или действий' суффикс

-чик пишется после согласных д, т, з, с, ж; после

других согласных пишется суффикс -щик. Суффикс

-щик пишется также после т в некоторых словах с

иноязычными корнями: асфалътщик, ремонтщик

и др. — разговорно-просторечные формы.

Перед -щик буква ь пишется только после л: кро-

вельщик.

8. Перед суффиксом -чик конечные согласные осно-

вы к, ц, ч заменяются буквой т: кабатчик +~ ка-

бак, раздатчик *- раздача.

9. Написание существительных типа крошево, меси-

во, образованных от глаголов (варить, жарить, ме-

сить, курить, печь и др.) при помощи суффикса

-ев(о) ив(о), надо проверять по орфографическо-

му словарю русского языка.

 

68. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Как вешний ветероч..к, летит она в лесоч..к. (П.)

2. Стонет сизый голубоч..к. (Дм.) 3. Небольшой ко-

тёльч..к висел над одним из огней, и в нём варилась

картошка. (Т.) 4. На трёх высоких стульч..ках три

мальчика нарядные. (Н.) 5. Я лежу на животе и вижу

пред собой только кусоч..к земли. (Гарш.) 6. Бежит

ёж..к вдоль дорож..к. (Марш.) 7. Был там один ма-

ленький канальч..к в луже подо льдом. (Пришв.) 8. Го-

лосоч..к-то у тебя как колокольч..к. (Гл.) 9. Мечик

протянул руку под подушку и вынул сверточ..к в газет-

ной бумаге. (Фад.) 10. Непрерывно верещали куз-

неч..ки. (Пере.)

 

69. Подберите парные существительные женского ро-

да к данным словам мужского рода.

Владелец, кормилец, постоялец, сиделец, страдалец.

 

70. Образуйте от данных слов при помощи суффиксов

-ец-, -иц-, -ц- существительные среднего рода со значе-

нием уменьшительности.

Веретено, дерево, зеркало, колено, копыто, корыто,

кресло, масло, мясо, одеяло, пальто, платье, ружьё,

село, сено.

 

71. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. У ног её, на маленьком кресл..це, сидит Лиза. (Т.)

2. Из луж..цы напился, умылся, освежился. (Н.) 3. Сло-

вечки автор подобрал мягкие, «трогающие за душу»:

«хлеб..ц», «младенч..к», «масл..це», «кусоч..к». (М. Г.)

4. Если сын чернее ночи, грязь лежит на рож..це, ясно,

это плохо очень для ребячьей кож..цы. (М.) 5. А солныш-

ко играет в грязной жиж..це. (Гл.) 6. Закусив немного хо-

лодной каш..цей, мы тронулись в путь. (Аре.) 7. А ещё те-

бя прошу я — напиши мне письм..цо. (Исак.) 8. Белая

метел..ца за окошком стелется. (Жар.)

 

72. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I. Ван..чка, врем..чко, душ..чка, Зо..чка, им..чко,

книж..чка, крош..чка, ле..чка, ножн..чки, нян..чка,

Ол..чка, Пет..чка, печ..чка, пугов..чка, сем..чко,

Сон..чка, сит..чко, стрем..чко, тем..чко.

II. 1. Несут на блюд..чках варенье. (П.) 2. Вдруг трой-

ка с колокольчиком откуда ни возьмись. Оболта-Оболдуе-

ва та тро..чка везла. (Н.) 3. Сен..чка, милый мой,

здравствуй! (Гарш.) 4. Там жила какая-то казачиха, по-

том какая-то Зо..чка с двумя ребятишками — нищ..н-

ка. (Гл.) 5. Оба сем..чка легли в одну ямку. (Пришв.)

6. Колесничук бодро взбегал на лестн..чку, снимал с пол-

ки товары. (Кат.)

 

73. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Виш..нка, горош..нка, жемчуж..нка, завал..нка,

изюм..нка, купал..нка, неж..нка, протал..нка, сква-

ж..нка, солом..нка, спал..нка, трещ..нка, францу-

ж..нка, череш..нка.

 

74. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нет, не черкеш..нка она. (П.) 2. Энгельсон была

обруселая норвеж..нка. (Герц.) 3. На самой вершине

голой скалы возвышалась башня, ещё крепкая, но слов-

но разрубленная трещ..ной. (Т.) 4. Аза на мгновение

опустила ресницы своих длинных, как миндал-..ны,

глаз. (Леек.) 5. Казачки ещё не начинали водить хоро-

воды, а сидели на земле и завал..нках хат. (Л. Т.)

6. В первый момент Семён Васильевич принял старуху

за нищ..нку. (М.-С.) 7. Летели солом..нки, бумажки,

листья. (М. Г.) 8. Тогда с гор — ручьи, а на лугу — зелё-

ные протал..нки. (Гл.) 9. Чёрная монаш..нка смиренно

кланялась. (Вер.) 10. Он прикидывал, способен ли я по-

нять самую изюм..нку его дела. (Фед.) 11. Губы словно

вишенки, как цветоч..к аленький. (Исак.)

 

75. Образуйте от данных слов при помощи суффиксов

-оные- и -еныс- существительные со значением уменьши-

тельности-ласкательности.

Берёза, Вера, волосы, дорога, дочь, Зоя, коза, Лиза,

липа, лиса, нога, ночь, рука, Серёжа, тётя.

 

76. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1.Баше..ка, Васе..ка, више..ка, Даше..ка, колоко-

ле..ка, Мише..ка, Оле..ка, Паше..ка, паше..ка, песе..ка,

подруже..ка, француже..ка.

II. 1. И слух между народа шёл, что Щука Лис..ньке

снабжает рыбный стол. (Кр.) 2. Девицы, красавицы, ду-

ше..ки, подруже..ки, затяните песе..ку. (П.) 3. В от-

дельном строении помещалась летняя кухо..ка. (Гонч.)

4. И кусал он, и рвал, и писал, и строчил письм..цо к сво-

ей Саше..ке. (Л.) 5. Проходим одну дереве..ку, другую,

третью. (Гл.) 6. Рыб..нькой звали тебя. (Щип.)

 

77. Образуйте от данных слов при помощи суффиксов

-ушк-/-юшк-, -ышк- существительные.

Анна, Ваня, воля, гнездо, голова, горе, горло, детина,

корова, крыло, лошадь, скворец, солнце, соловей, стекло.

 

78. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. А тут ещё у пеночки с испугу птенч..к крохотный

из гнёзд..шка упал.(Н.) 2. Вороб..шков стая слетела

с снопов, над телегой взвилась, и Дарь..шка долго смот-

рела, от солнца рукой заслонясь. (Н.) 3. Она вынула из

кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький каран-

даш..к и тоненькую книж..чку крупной печати. (Гл.)

4. Внутри было маленькое окош..чко в четыре стёк-

л..шка. (А. Т.) 5. Кра..шек луны озарил дорогу. (Гайд.)

6. Следователь поднял голову от портфеля, пожевал вы-

бритыми, в пупыр..шках, губами. (Ш.)

 

79. Образуйте от данных слов при помощи суффиксов

-чик, -щик существительные со значением лица.

Баня, барабанить, бетон, водопровод, возить, грузить,

добыча, забой, камень, картотека, объезд, перебежать,

переводить, переписать, переплетать, пилить, резать, ре-

монт, учёт, фонарь.

 

80. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Дерево, .иков из соседней деревни набежало мно-

жество. (Акс.) 2. Не успел раска..ик произнести послед-

нее слово, как обе собаки разом поднялись и с лаем

исчезли во мраке. (Т.) 3. Табун..ик Нестор был одет

в казакин. (Л. Т.) 4. Объез..ик закурил трубку. (Ч.)

5. Впереди шёл взвод солдат, и четыре барабанчика от-

бивали мерную дробь. (Кор.) 6. Торопливо пробежал

сма..ик с длинным молотком и лейкой. (Сер.) 7. По

словам разведчиков, главный японский штаб стоял

в Яковлевке. (Фад.) 8. По главным улицам проворно

перебегали с лесенками фонар..ики. (Шишк.) 9. На та-

чанке взобрался в гору первый пулемё..ик. (Фурм.)

10. Долго бился судья, допрашивая свидетелей, но так и

не обнаружил зачинщиков. (Н. О.) 11. Чех-перебе..ик

сообщил командованию о дислокации австрийских

частей. (Ш.)

 

81. (Повторение.) Перепишите, вставляя пропущенные

буквы.

1. Потешь же, миленький дружоч..к! Вот лещ..к,

потроха, вот стерляди кусоч..к. (Кр.) 2. На пути были

незнакомые ул..чки. (Гонч.) 3. Засверкали глазёнки

у татарч..нка. (Л.) 4. Кричат — не образумятся, а вре-

м..чко не ждёт. (Н.) 5. Островерхая крышечка скво-

речн..цы, круглое окош..чко, крылечко невольно при-

влекали взгляды. (Григ.) 6. Онуфрий уписывал крош..во

за обе щёки. (М.-П.) 7. Зина беспрестанно совещалась

с доктором и акуш..рами. (Леек.) 8. Тут маленькое не-

доразумень..це вышло. (Пис.) 9. Тарантас взвизгнул,

тронулся, колокольч..ки заплакали, бубенч..ки засме-

ялись. (Ч.) 10. Хороший дириж..р, передавая мысль

композитора, делает сразу двадцать дел. (Ч.) 11. Сест-

рёнка его подала мне свою крохотную руч..нку. (Кор.)

12. Что, Акулина, нищ..нкой живёшь? (М. Г.) 13. Дед

натёр себе картопь.к, налил в них немного молока и дол-

го ел мес..во. (Бун.) 14. Камен..щик, камен..щик в фар-

туке белом, что ты там строишь, кому? (Бр.) 15. А я те-

бе, Наст..нька, гостинч..к принёс: не кренделёк, не

калач..к, а утешень..це. (Гл.) 16. Терпеть не мог он

кабат..иков, барышников. (Гл.) 17. Чугунищ.. , пол-

ный воды, пружинно покачивался в огненном жару

печи. (Гл.) 18. Это был барский объез..ик. (Гл.) 19. Ну

пошёл врать... Эка мелет, мел..во. (Купр.) 20. Кипели

медные котлы с вар..вом. (А. Т.) 21. Изредка брёл про-

хожий, грызя сем..чки. (А. Т.) 22. Иногда в Уральске

появлялись странствующие прика..ики, которых звали

вояж..рами. (Фед.) 23. К Варе подбежал маленький

китайч..нок. (Степ.) 24. Старик мирно спал под дере-

вом на опушке, подложив под голову шапч..нку. (Фад.)

25. Аким еле узнал гру..ика. (Н. О.) 26. У Ванюшки не

пахана пашен..ка. (Исак.) 27. Позабыл знакомый путь

ухаж..р-забава. (Исак.) 28. Кур..во имелось в большом

количестве. (Кат,) 29. Настоящий рыбак должен быть

орлом, а не курч..нком. (Закр.)

 

82. (Повторение.) Перепишите, вставляя пропущенные

буквы. Объясните свой выбор.

Снег давно сбежал с полей. От края весьма раз..езжен-

ной дорог., до ближней деревен..ки стелется рож.. , осве-

щённая восходящим луч..м солнца. На светло-синем не-

бе не видно туч.. , беловатые облака плывут в северо-за-

падном направлен.. .

В вышине звенит переливчатая песенка жаворонка.

В лесной чащ..бе воркует гор t-.нка в забот., о постройк..

нового гнёзд..шка для птенц..в. В свеж..и зелени уже

жу..ат тружён..цы-пч..лки. В лесной чащ.., в каждой

бороздк.. слышится ш..пот и ш..рох. В самой тонен..кой

веточк.. , в самом нежном стебельке движется свежий

сок. По соломинк.. , как по лес..нице, ше..ствует жуч..к,

важно расправляет свои бронзовые крыл..шки. Над ка-

мыш..м мелководной реч..нки кружатся бирюзовые

стрекозы. На опушк.. берёзовой рощ..ц., в рыхлом по-

черневшем снегу бл..стает молодая пор..ель кустов.

В воздухе уже не чувствуется сырости, которая так

заметна в первую весеннюю пору, когда реки в р..зливе.

Из ближних рощ.. , с пашен., и пастбищ.. — отовсюду

доносится радостная птичья разноголос..ца.

Быстро преображается всё вокруг. В пр..роде

тв..рится великая тайна весеннего обновления. Это ве-

личайшее торжество той великой силы, которая л..ётся

с голубого неба и претворяется в зелень, цветы и звуки

птич..их песен.

 

Диктант

Нет ничего приятнее для путника в жаркий июльский

полдень, как погрузить разгорячённое лицо в прохлад-

ную струю шаловливой деревенской речонки или на-

питься студёной воды из ключа, бьющего в неглубоком

ущелье.

Поднялись вы давно, ещё на рассвете, побродили в бе-

резняке, ельнике и в гуще осиновых рощ, на ходу стара-

тельно высматривая разные цветы, ягоды, грибные

шляпки и заполняя ими объёмистую свою корзину.

Вскоре корзина ваша доверху наполняется добы-

чей — всем, что вам попадалось по дороге. Вы нетерпели-

во шагаете узкой межой вдоль овсяного поля с единст-

венным желанием: поскорее добраться до спасительной

реки.

Вот она блещет вдали серебряной полосой и манит

своей прохладой. «Какое блаженство искупаться! — ду-

маете вы. — Полжизни готов отдать за речную све-

жесть».

Вокруг беспредельная сушь. Всё дышит раскалённым

зноем.

Полуденное солнце, готовое, кажется, поразить вас

каждым своим лучом, безжалостно печёт темя. На небе

ни облачка. Ясное и спокойное, оно равнодушно отража-

ет нестерпимо знойные солнечные лучи.

Нигде ни одного звука, ни единого живого существа.

Не слышно кузнечиков, не видно зарянок — гостий

здешних мест. Лишь изредка где-то в отдалении, за едва

заметной глазу придорожной полосой кустов, на мгнове-

ние нарушая воцарившееся безмолвие, протянет овсянка

одну из своих грустных песен, и снова тишь.

Корзина оттягивает плечо. Путь кажется бесконеч-

ным. Ещё осталось пересечь одно только пастбище с ле-

ниво пасущимися на нем коровами и овцами, и цель дот

стигнута.

Бесшумно струится в низких берегах реки кристаль-

ная влага, беззвучно приглашающая усталого путника

освежить истомлённое зноем тело в прохладной глубине.

Разве тут сдержишься! Прячьте куда-нибудь корзину,

киньте в траву платье и прямо с берега бросьтесь вниз

в прозрачную глубь! Как бич, хлестнёт жгучая струя,

и через мгновение поплывёте вы размашистыми сажён-

ками к песчаной отмели, где любо будет вам поваляться

на горячем песке.

 

Раздел 8




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)