Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Синонимы, антонимы, омонимы




299. Прочитайте предложения. Найдите в них синони-

мы: 1 — существительного спор; II — прилагательного

смелый; 111 — глагола горевать; VI — глагола защищать.

I. 1. Николай сам увлёкся спором о том, вытеснит ли

атомная энергия электрическую. (Кетл.) 2. Земские

собрания с речами и дебатами всегда привлекали массу

публики. (Скит.) 3. В среде писателей Франции жарко

разгорается полемика по вопросу о том, как надобно

писать. (М. Г.) 4. «Однако будет, господа, толковать о пус-

тяках, — остановил эти препирательства Майзель. — При-

ступимте к делу». (М.-С.) 5. Обед начался с родственных

пререканий. (С.-Щ.) 6. Считаю вопрос исчерпанным и пре-

кращаю бесцельное словопрение. (Степ.) 7. Дискуссия

завершилась, не успев развернуться. 8. Литературный

диспут придётся отложить. 9. Председатель уговаривал

собравшихся прекратить излишние прения по незначи-

тельным вопросам.

II. 1. Никита был смелый мальчик. (А. Т.) 2. Отваж-

ные, грубые лица матросов были возбуждены. (Фед.)

3. Хаджи бесстрашный не садился ни разу даром на

коня. (Л.) 4. Это был герой, решительный, неустраши-

мый человек. (Ч.) 5. Его гордый, безбоязненный вид не-

вольно внушал к нему уважение. (Кор.) 6. Он был храбр

и хороню знал... когда командиру для решающего хода

нужно пошутить со смертью. (А. Т.)

III. 1. Ольховцы долго толпились вокруг пожарища и

сокрушались: «Пропал хлебушко!» (Буб.) 2. ...Под этот

вальс грустили мы, когда подруги нет. (Исак.) 3. Я уже

стар и не гожусь для борьбы. Я только скорблю

душевно. (Ч.) 4. Елена долго тосковала и долго по ночам

заснуть не могла, когда узнала о смерти Кати. (Т.)

5. Пускай потерпят, всё будет — корова, лошадёнка, земли-

ца; пусть не тужат. (Сер.) 6. Валя печалилась, когда ка-

кому-нибудь раненому становилось хуже. (Ш.-С.)

IV. 1. Я всегда должен быть при вас, чтобы оберегать

ваш покой. (Остр.) 2. Русский народ встал насмерть,

обороняя свободу, жизнь и великое будущее отечества

нашего. (А. Т.) 3. Он выступал осторожно, но решитель-

но, ограждая себя от возможных нападок. (Буб.) 4. Долг

наш — удерживать крепость до последнего. 5. Погранич-

ные войска призваны охранять нерушимость рубежей на-

шей страны. 6. Он хорошо умел отстаивать свои взгляды.

 

300. Прочитайте слова. В каждом синонимическом

ряду расположите слова по мере усиления признака.

1. Большой, гигантский, громадный, исполинский,

колоссальный, огромный.

2. Карликовый, крошечный, маленький, микроско-

пический, миниатюрный, небольшой.

3. Быстро, вмиг, в мгновение ока, в минуту, мгновен-

но, моментально.

4. Беспокойство, волнение, тревога.

б. Безобразный, невзрачный, неказистый, некраси-

вый, непривлекательный, уродливый.

6. Беда, бедствие, катастрофа, несчастье.

7. Отворить, раскрыть, распахнуть.

 

301. Прочитайте слова, В каждом синонимическом ря-

ду отметьте слова книжные, нейтральные, разговорные,

просторечные.

1. Беседовать, болтать, говорить, калякать, разгова-

ривать, толковать.

2. Извести, издержать, израсходовать, истратить, про-

мотать, просадить, разбазарить, расточить, растранжи-

рить, растратить, убухать, ухлопать.

3. Выжить из ума, обезуметь, помешаться, рехнуться,

свихнуться, сойти с ума, спятить, тронуться.

4. Вселенная, космос, мир, свет.

5. Возмездие, кара, наказание.

 

302. Прочитайте предложения. В каждой части задания

(I—V) укажите смысловое или стилистическое различие

между выделенными синонимами.

I. 1. Хотел просить воды, но высохший язык едва

шевелился. (Ч.) 2. Тени казнённых товарищей вставали

перед моими глазами и, казалось, взывали ко мне об

отмщении. (Мор.) 3. «Дедка, возьми...» — клянчил Ар-

тёмка. Он так горячо просился, что дед Фишка решил

взять его с собой. (Марк.) 4. Слышно, как в темноте,

надрываясь, кричит и молит кто-то о помощи. (Сер.)

5. Ещё раз умоляю вас, не тратьте на меня столько

денег. (Д.) 6. Я ходатайствую об утверждении этого

соглашения. (Фурм.)

II. 1. В период летних дождей вода, стекающая с

окрестных гор, переполняет реку и разливается по бере-

гам. (Аре.) 2. Они мечтали о золотом веке мира. (Леон.)

3. Во времена Екатерины слава русского флота прогре-

мела на Чёрном море. (А. Т.) 4. Быков рассказывал ему

о людях минувшей поры — о первых русских лётчиках.

(Саян.) 5. Наступает эпоха угрызений. (С.-Щ.) 6. Ведь

тут претензии на новые формы, на новую эру в искус-

стве. (Ч.)

III. 1. Знаменитая певица пела второй раз. (Л. Т.)

2. Как и на других фронтах, здесь есть знаменитые,

выдающиеся люди. (Фад.) 3. Лаптев знал фамилии всех

известных художников. (Ч.) 4. Славные мастера из

Голландии и Англии строили на Свири двадцатипушеч-

ные фрегаты. (А. Т.)

IV. 1. Прежде чем сесть за стол, он попробовал не-

сколько стульев, прочны ли. (Ч.) 2. Птичка божия не

знает ни заботы, ни труда, хлопотливо не свивает долго-

вечного гнезда. (П.) 3. Порой разводья затягивались мо-

лодым льдом, настолько крепким, что он выдерживал

тяжесть человека. (Бад.) 4. Хороший хозяин Опана-

сенко, и запоры у него надёжные, крепкие. (В. П.)

5. Черемшановцы — народ основательный, с устойчивы-

ми нравами. (Сл.) 6. Незыблемая вера в победу вооду-

шевляла наших солдат на борьбу с фашистскими окку-

пантами. 7. Решительное, твёрдое слово командира рас-

сеяло все сомнения бойцов.

V. 1. По природе стыдливая и робкая, она досадовала

на свою застенчивость. (Т.,} 2. Влас мужичок смирен-

ный, боязливый. (С.-Щ.) 3. Но мой Онегин вечер целый

Татьяной занят был одной, не этой девочкой несмелой,

влюблённой, бедной и простой... (П.) 4. Однако о себе

скажу, что не труслива. (Гр.)

 

303. К данным словам подберите синонимы.

1. Блестеть, бросать, бояться, хотеть.

2. Врач, одежда, труд, холод.

3. Горячий, жестокий, интересный, красивый.

 

304. К каждому из данных прилагательных-синонимов

подберите определяемое существительное.

1. Длинный, длительный, долгий, продолжительный.

(Взгляд, доклад, молчание, одиночество, отсутст-

вие, пауза, переписка, перерыв, песня, разлука.)

2. Беззвучный, безмолвный, бесшумный, тихий.

(Беседа, будни, звук, ночь, нрав, переулок, плач, пого-

да, поклон, походка, свидетель, смех, стук, тишина.)

3. Грубый, обидный, оскорбительный, резкий.

(Выходка, замечание, критика, намёк, насмешка,

обращение, окрик, ответ, правда, предложение, равно-

душие, слова, смех, сравнение, упрёк.)

4. Заграничный, зарубежный, иностранный.

(Валюта, делегация, изделия, командировка, обору-

дование, пароход, паспорт, печать, подданный, поезд-

ка, происхождение, страны, языки.)

 

305. К данному существительному найдите в синони-

мическом ряду определение.

1. Почерк — определённый, разборчивый, чёткий,

ясный.

2. Поток — быстрый, поспешный, скорый, стреми-

тельный.

3. Документ — секретный, скрытый, тайный.

4. Смысл — действительный, настоящий, подлинный,

реальный.

 

306. Образуйте слововочетания из данных прилага-

тельных-синонимов и существительных.

1. Грузный, полный, пух- Губы, книга, тело, фигура,

лый, толстый тучный. человек, щёки.

2. Влажный, мокрый, про- Бельё, воздух, земля, кли-

мозглый, сырой. мат, листва, осень, погода,

подвал, трава, сырость.

3. Горячий, жаркий, жгу- Воздух, железо, камни,

чий, знойный, раскалён- климат, кофе, луч, огонь,

ный. печь, погода, полдень, солн-

це, спор, степь, страны.

 

307. Образуйте словосочетания из существительных-

синонимов, данных слева, и слов, данных справа.

1. Имя, кличка, название, Кинофильм, произведение,

наименование, прозвище.

2. Доля, доза, порция,

часть.

3. Вереница, ряд, цепь,

шеренга.

собака, товары, улица, уче-

ник, человек.

Деньги, долг, дом, истина,

котлеты, лекарство, моро-

женое, наследство, сутки,

ученики.

Автомашины, дикие гуси,

ошибки, рассуждения, са-

ни, события, солдаты,

холмы.

 

308. Дополните предложение словами из синонимиче-

ского ряда, приводимого в скобках.

1. На ... день началось обсуждение всех ... дел. (Буду-

щий, грядущий, наступающий, предстоящий, следую-

щий.) 2. Самым... событием дня был момент, когда

гостей стали катать на тройке... серых лошадей. (Ве-

ликолепный, замечательный, прекрасный, хороший.)

3. Ноябрьский день с утра был... но потом с севера

подул ... ветер, и, казалось, сразу наступила зима. (Ле-

дяной, морозный, прохладный, холодный.) 4. По ино-

странному акценту и восточным ... можно было сразу

узнать индусов, среди которых только часть была

в европейских .... (Костюм, наряд, одежда, одеяние,

платье.) 5. Выражение испуга и почти детской ... видне-

лось на лице больного, упавшего в ... на постель. (Беспо-

мощность, бессилие, слабость.)

 

309. Составьте предложения, в каждом из которых был

бы использован один из синонимов: старый, старинный,

давний, ветхий, древний. Различие между ними так объ-

яснено у Д. И. Фонвизина: «Старо то, что давно было но-

во; старинным называется то, что ведется издавна. Дав-

но то, чему много времени прошло. В настоящем употреб-

лении ветхим называется то, что от старости истлело или

обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших

веках... Старый человек обыкновенно любит вспоминать

давние происшествия и рассказывать о старинных обы-

чаях, а если он скуп, то в сундуках его найдешь много вет-

хого... Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в

древние времена».

 

310. Составьте предложения с каждым из данных сино-

нимов.

1. Аккуратный, опрятный, чистоплотный.

2. Безбрежный, безграничный, бесконечный, бес-

крайний, беспредельный, необозримый, необъятный.

3. Бесполезный, излишний, напрасный, тщетный.

4. Близкий, ближний, близлежащий, смежный, со-

седний.

5. Прилежный, работящий, старательный, трудолю-

бивый, усердный.

6. Битва, бой, сражение, сеча.

7. Воодушевление, пафос, подъём, увлечение, энту-

зиазм.

8. Броситься, рвануться, кинуться, метнуться, ри-

нуться, устремиться.

9. Владеть, иметь, обладать.

10. Возникать, зарождаться, начинаться, появляться.

11. Пользоваться, применять, употреблять.

12. Повиноваться, подчиняться, покоряться, слу-

шаться.

13. Провожать, следовать, сопровождать, сопутст-

вовать.

 

311. Составьте предложения с прямой речью, исполь-

зуя в словах автора данные глаголы и словосочетания.

Возразить, воскликнуть, вспомнить, вставить, гово-

рить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, на-

чать, обратиться с вопросом, обратиться с просьбой, об-

ратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать,

попросить, пояснить, прервать, продолжать, промол-

вить, прошептать, рассказать, сказать, согласиться,

спросить.

 

312. Напишите сочинение о творчестве вашего люби-

мого писателя. Используйте данные глаголы-синонимы.

Вывести, изобразить, обрисовать, описать, предста-

вить, охарактеризовать.

 

313. Исправьте предложения, используя синонимы.

1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Про-

ходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пасса-

жирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Тёмная глуби-

на тёмного леса пугала детей, которые в темноте потеря-

ли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили

заданное задание. 5. Следует отметить в работе следую-

щий недостаток: тема получила недостаточно полное

раскрытие. 6. Чистое помещение новой школы произво-

дило своей чистотой приятное впечатление. 7. Среди пуг-

ливых животных больше всего выделяются в этом отно-

шении пугливые серны и пугливый заяц. 8. С грохотом и

шумом едут трамваи; плавно один за другим на мягких

шинах едут легковые автомобили; едут автобусы, тяже-

ло покачиваясь из стороны в сторону. 9. Грохотавшие

орудия оглушали своим грохотом. 10. Не без труда уда-

лось преодолеть трудности и затруднения. 11. Огонь

перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь

охвачен огнём. 12. Блестящие рельсы тянутся куда-то

вдаль, тянутся вдоль полотна телеграфные столбы, бес-

конечной линией тянутся провода. 13. Обширные залы

обширного здания выставки были заполнены экспоната-

ми. 14. Робкий мальчик своей робостью резко отличался

от своих товарищей, которые нередко смеялись над его

робостью. 15. Все работали напряжённо, выполняя сроч-

ную работу.

 

314. Отредактируйте текст: устраните повторение слов.

А. С. Пушкин родился в 1799 году. Родители Пушки-

на была дворяне. Сначала Пушкин воспитывался дома

под руководством домашних учителей, потом Пушкина

определили в Царскосельский лицей. Писать стихи

Пушкин начал ещё ребёнком. Окончив лицей, Пушкин

поступил на государственную службу. Вскоре за эпи-

граммы Пушкина сослали, а затем Пушкин был отправ-

лен в деревню под надзор полиции. Имя Пушкина из-

вестно каждому грамотному человеку в нашей стране,

широко известно имя Пушкина и за пределами нашей

страны.

 

315. Прочитайте предложения. Укажите в них антонимы.

1. Я царь — я раб, я червь — я бог. (Держ.) 2. Сам

толст, его артисты тощи. (Гр.) 3. Дома новы, но предрас-

судки стары. (Гр.) 4. Твой взор насмешлив и ужасен, ты

безобразен, он прекрасен. (П.) 5. Ты богат, я очень бе-

ден. Ты прозаик — я поэт. (П.) 6. Мне грустно потому,

что весело тебе. (Л.) 7. И ненавидим мы, и любим мы слу-

чайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. (Л.) 8. Была

без радостей любовь — разлука будет без печали. (Л.)

9. День цветём, неделю вянем. (М. Г.) 10. Ученье —

свет, неученье — тьма. (Поел.) 11. Готовь сани летом, а

телегу зимой. (Поел.) 12. Сытый голодного не разу-

меет. (Поел.) 13. Худой мир лучше доброй ссоры. (Поел.)

14. Мягко стелет, да жёстко спать. (Поел.) 15. Кто мно-

го говорит, тот мало делает. (Поел.)

 

316. С данными прилагательными составьте словосо-

четания, а затем подберите к ним антонимы. При выборе

антонимов учтите возможность многозначности слова.

Образец: низкий дом — высокий дом; низкий

поступок — благородный поступок; низкая цель — воз-

вышенная цель.

Близкий, богатый, больной, босой, гнилой, дерзкий,

детский, добрый, дорогой, дружеский, косой, крутой,

лучший, мелкий, молчаливый, мягкий, низший, ост-

рый, просторный, ранний, сладкий, слепой, тихий, уп-

рямый, хрупкий.

 

317. К данным словам подберите антонимы.

1. Бодрствовать, волновать, любить, разрушать,

ругать.

2. Война, награда, радость, слава, трусость.

3. Внутри, всегда, много, небрежно, раньше.

 

318. К выделенным словам в первой части задания (I)

найдите омонимы во второй части (II). Объясните значения

омонимов.

О б р а з е ц : коса1 — 'сельскохозяйственное орудие';

коса2— 'вид женской прически'; коса3— 'узкая полоса

земли, идущая от берега'.

I. 1. Закинув голову, он увидел невысоко над собой

балку потолка. (Кат.) 2. Люблю тебя, Петра творенье,

люблю твой строгий, стройный вид. (П.) 3. За границей

пробыл я, как я уже имел удовольствие вам донести, три

года. (Т.) 4. Вход в нишу заставили ширмой. (Чак.)

5. Через несколько минут они мчались по улице, взды-

мая жаркие клубы пыли. (Фад.) 6. Мир! Всеми владела

одна мысль, одно ощущение: война окончена. (Павл.)

7. Море тоже принимало участие в образовании этой по-

лосы земли. (Аре.) 8. Походит-походит Кондратий Три-

фоныч и остановится. (С.-Щ.) 9. «Музыка» с ударением

на втором слоге было принятым в дни Пушкина произно-

шением. (Бр.) 10. Проиграв восемь тактов, музыканты

вдруг опустили свои инструменты. (Купр.)

П. 1. Екатерину Ивановну в её комнате причёсывал

парикмахер. Она собиралась в клуб на танцевальный

вечер. (Ч.) 2. Каждое человеческое дело успешно идёт

только тогда, когда руководится умом и знанием; а ум

развивается образованием. (Черн.) 3. Марья взяла со

стола пустую чашку, но не донесла её благополучно до

печи. (Ч.) 4. Утром беглецы выбрали место для отдыха

в глухой лесной балке, у ручья. (А. Т.) 5. Почему бы вам не

заняться журналистикой? У вас есть слог, есть прекрасные

мысли. (М. Г.) 6. Кабан, обитающий в Уссурийском

крае, — вид, близкий к японской дикой свинье. (Аре.)

7. Адъютант на длинных ногах старался во всём похо-

дить на генерала. (Фад.) 8. С тактом-, присущим прос-

тым и добрым людям, Звягинцев замолчал, вздыхая и

неловко переминаясь с ноги на ногу. (Ш.) 9. Райского

окружили сверстники, заставили его играть. (Гонч.)

10. Произведения Ф. М. Достоевского переведены на

многие языки мира.

 

319. К данным словам подберите омонимы. Составьте

предложения и с данными словами, и с их омонимами.

Брак, горн, доложить, завод, залог, запустить, карь-

ер, край, кулак, мотив, настоять, полка, свет, следствие,

стан.

 

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)