Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Употребление форм существительных




1. Иноязычные по происхождению несклоняемые

существительные, обозначающие неодушевленные

предметы, относятся к среднему роду: летнее

пальто, широкое шоссе. Исключение: горячий ко-

фе (мужской род).

2. В современном литературном языке слово туфля

женского рода. Форма туфель (мужского рода) при-

суща профессиональному употреблению.

3. В современном литературном языке слово зал

мужского рода и имеет значение 'помещение для

многолюдных собраний или для специальных це-

лей'. Слово зала (женского рода) является устаре-

лым и имеет значение 'просторная парадная комна-

та в частном доме для приема гостей'.

4. В современном языке слово табель мужского ро-

да. Старая форма женского рода сохраняется только

в названии Петровская табель о рангах.

5. Слово толь мужского рода. К мужскому роду от-

носятся также слова: банкнот, ботинок, валенок,

выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес,

канделябр, картофель, комментарий, коррек-

тив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, сана-

торий, фильм, черёд, эполет.

6. В современном литературном языке слово повидло

среднего рода. К среднему роду относятся также слова:



ведёрко, контральто, монисто, мочало, чучело,

щупальце.

* В упражнениях этого раздела цифры над словом (сноски) указы-

вают на номер грамматического комментария, приведенного в начале

данного параграфа.

7. Слово просека женского рода. К женскому роду

относятся также слова: бакенбарда, бандероль,

вуаль, катаракта ('болезнь глаз'), коленка, ко-

нопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка,

чинара. (Форма мужского рода этих слов рассмат-

ривается как устарелая, диалектная, профессио-

нальная и т. п.).

8. Некоторые неодушевленные существительные муж-

ского рода II склонения употребляются в форме

предложного падежа единственного числа с оконча-

нием -е (обычно без ударения) или -у (только под

ударением). Окончание -у 1-ю имеет существитель-

ное, если оно употреблено в обстоятельственном зна-

чении (указывает на место, время, образ действия,

состояние) с предлогом в или на: в саду, на берегу,

на своём веку, на ходу, в цвету. То же при ука-

зании на вещество или массу (пряники на меду,

весь в снегу), при обозначении собрания людей

(в полку, в строю). В объектном значении (до-

полнение) употребляются формы на -е: в «Вишнё-

вом саде» А. П. Чехова; в «Лесе» А. Н. Остров-

ского.

9. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют в форме

творительного падежа окончание -ом: Вирховом,

Дарвином. Ср.: Ивановым, Савиным.

10. В литературном языке употребляются следую-

щие формы родительного падежа множественного

числа (одни без окончания, другие с окончанием):

1)слова м у ж с к о г о рода: (пара) ботинок, вале-

нок, погон, сапог, чулок (но: носков, апельсинов,

баклажанов, гектаров, мандаринов; помидоров,

рельсов, томатов, фильмов, комментариев, кор-

рективов); (среди) армян, грузин, осетин, башкир,

бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган

(но: калмыков, киргизов, монголов, таджиков,

тунгусов, узбеков, якутов); (несколько) ампер,

ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов);

(отряд) солдат, партизан, гренадёр, гусар, дра-

гун, кирасир, улан (но: минёров, сапёров);

2)слова ж е н с к о г о рода: (несколько) барж,

басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель,

свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей,

пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит

свеч), цаплей;

3)слова с р е д н е г о рода: (нет) верховьев, ни-

зовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий;

коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остри-

ёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блю-

дец, зеркалец, одеялец, полотенец;

4) слова, не имеющие формы единственного числа:

(не было) нападок, потёмок, сумерек, заморозков,

лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей,

11. Имена античных божеств (мужского рода) скло-

няются как существительные одушевленные: наде-

яться на Юпитера, а в качестве названий планет —

как существительные неодушевленные: смотреть

в телескоп на Юпитер.

12. При выборе падежных форм типа в цехе —

в цеху, в отпуске — в отпуску следует исходить из

того, что в основном формы на -е присущи литера-

турному языку, а формы на -у — разговорной речи.

13. При склонении таких сочетаний, как Первое

мая, изменяется только первая часть: подготовить-

ся к Первому мая.

14. Форма винительного падежа неодушевленных

существительных с суффиксами -телъ, -чик, -щик

(обозначающих приборы, механизмы, орудия) сов-

падает с формой именительного падежа: повернуть

выключатель, починить датчик, построить бом-

бардировщик.

15. Слово среда в значении 'совокупность природ-

ных или социальных условий, в которых протекает

развитие и деятельность человеческого общества',

как и большинство отвлеченных существительных,

не имеет форм множественного числа.

16. Слово речь имеет формы обоих чисел только

в значении 'публичное выступление'.

17. Слово окружение в большинстве своих значений

не употребляется во множественном числе. Отглаголь-

ные существительные на -ение, -ание, обозначающие

действие или отвлеченное понятие, употребляются

в форме множественного числа только при конкрети-

зации значения: знания и навыки учащихся.

18. В литературном языке в зависимости от стиля

речи некоторые существительные мужского рода

 

II склонения в форме именительного падежа множе-

ственного числа имеют окончания:

1) ударяемое -а/-я:

веера повара

директора профессора

доктора слесаря и слесари

инспектора стога

катера сторожа

клевера тома и тбмы

корма, фельдшера

короба флигеля

кузова хлева

невода шомпола

отпуска штабеля

паспорта штемпеля

пекаря и пекари якоря

ястреба

2) неударяемое -ы/-и:

бухгалтеры почерки

выборы приговоры

договоры прииски

инженеры. редакторы

клапаны торты

конюхи тракторы

лекари фронты

лекторы цехи

порты. шофёры.

Различаются по смыслу формы: борова ('дымо-

ходы') — боровы ('кабаны'); корпуса ('здания; вой-

сковые соединения') — корпусы ('туловища'); образа

('иконы') — образы (художественно-литературные);

повода ('поводья') — поводы ('побуждения'); пояса

('часть одежды') — пдясы (географические); про-

пуска ('документы') — пропуски ('недосмотры');

тока ('место молотьбы') — токи (электрические);

тона ('переливы цвета') — тоны (звуковые); тор-

моза ('устройство') — тормозы ('препятствия'); учи-

теля ('преподаватели') — учители ('идейные руково-

дители'); хлеба (на корню) — хлебы (печёные); цвета

('краски') — цветъ1 ('растения'); меха ('выделанные

шкуры') — мехи (кузнечные); соболя ('меха') — соболи

('животные'); счета ('документы') — счёты ('при-

бор; взаимные отношения'); сыны (родины) —

сыновья (у родителей) и др.

19. Слово опыт в значении 'совокупность накоплен-

ных знаний и навыков' в форме множественного

числа не употребляется.

 

323. Выберите одну из заключенных в скобки родовых

форм.

1. После обеда мы обычно пили (чёрный — чёрное)

кофе1. 2. Покупатель попросил дать ему примерить (пра-

вый туфель — правую туфлю)2. 3. (Читальный зал —

читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — пе-

реполнена) учащейся молодёжью3. 4. В (табеле — та-

бели) отмечается выход на работу членов бригады4.

5. Крыша сарая была покрыта (толем — толью)5.

6. В магазине продаётся (яблочная повидла — яблочное по-

видло)^. 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку —

широкой просеке)1. 8. Лицо женщины было покрыто

(траурным вуалем — траурной вуалью)^. 9. Стрелочник

вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый

рельс — правая рельса)5. 10. Кому приятно, чтобы ему

наступили на (больной — больную) мозоль7?

 

324. Выберите одну из заключенных в скобки падеж-

ных форм существительных.

1. Роль Раневской в («Вишнёвом саду» — «Вишнёвом

саде») А. П. Чехова раньше исполняли очень немолодые

артистки8. 2. Основные факторы эволюции органического

мира были описаны (Дарвином — Дарвиным)9. 3. В ма-

газине был большой выбор чулок и (носок — носков)10.

4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса — Марс)

во время его противостояния, когда он находится на

самом близком расстоянии от Земли11. 5. Фруктовый

сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров —

гектар)10. 6. В реконструированном (цеху — цехе) за-

вода установлено новейшее оборудование12. 7. Работа

должна быть закончена к первому (августу — авгус-

та)^. 8. В продажу поступила первая партия ранних

(помидор — помидоров)10. 9. По завещанию наследство

было разделено на несколько равных (долъ — долей)10.

10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель —

числителя) первой дроби помножить на (знаменатель —

знаменателя) второй, а (знаменатель — знаменателя)

первой — на (числитель — числителя) второй14.

 

325. Выберите одну из заключенных в скобки числовых

форм.

1. В романе «Мать» М. Горький создал образы револю-

ционеров, принадлежащих к (различным социальным

средам — различной социальной среде)15. 2. Отклонения

от литературной нормы наблюдаются в (речах — речи)

школьников даже старших классов16. 3. Во время войны

войска нередко попадали в (окружения — окружение),

но благодаря находчивости и присутствию духа вырыва-

лись из кольца неприятельских войск17. 4. Почти все

(цеха — цехи) завода оснащены современным оборудо-

ванием18. 5. Нужно воспитывать у молодёжи (правиль-

ное отношение — правильные отношения) к общест-

венному труду17. 6. Директорам школ настоятельно ре-

комендовали проводить регулярный обмен (опытом —

опытами) воспитательной работы19. 7. Гармонист ещё

шире раздвинул (меха — мехи) своей гармони18.8. Опыт-

ные (шофера — шофёры) уверенно вели машины по гор-

ным дорогам18.

 

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)