Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Согласование сказуемого с подлежащим




1. При подлежащем, выраженном сочетанием соби-

рательного существительного (ряд, большинство,

меньшинство, часть и т. п.) и существительного

в форме родительного падежа множественного чис-

ла, сказуемое обычно ставится в форме множествен-

ного числа, если речь идет о предметах одушевлен-

ных или если подчеркивается активность действия:

Большинство учеников хорошо сдали выпускные

экзамены, и в форме единственного числа, если

подлежащее обозначает предметы неодушевлен-

ные: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это

общее правило может нарушаться в условиях кон-

текста.

2. Если подлежащее выражено так называемым

с ч е т н ы м о б о р о т о м , т. е. сочетанием количе-

ственного числительного или другого счетного слова

(например, несколько) с существительным в форме

родительного падежа множественного числа, то ска-

зуемое обычно согласуется так же, как с подлежа-

щим — собирательным существительным (см. п. 1):

Несколько дам скорыми шагами ходили взад и

вперёд по площадке (Л.); Десять бойцов бросились

в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров.

3. При числительных два, три, четыре сказуе-

мое обычно ставится в форме множественного

числа: Позади их щёлкнули два выстрела; Три

книги лежат на столе; Четыре ученика вошли

в класс.

4. При составных числительных, оканчивающихся

на один, сказуемое ставится в форме единственного

числа: Школу окончил сорок один ученик.

5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуе-

мое обычно ставится в форме единственного числа и

согласуется в роде: Получена тысяча книг для

школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей

на благоустройство посёлка.

6. При существительных лет, месяцев, дней, часов

и т. п. сказуемое обычно ставится в форме единст-

венного числа: Прошло две недели; Пробило десять

часов; Пятнадцать лет прошло.

7. Если при счетном обороте (колич. числ. + род. п.

мн. ч. сущ.) имеются слова все, эти, то сказуемое

ставится в форме множественного числа: Все три

всадника ехали молча (Г.); а если имеются слова

всего, только, лишь, то сказуемое ставится в форме

единственного числа: Гостей приходило только

трое (П.).

8. Если подлежащее выражено сложным существи-

тельным, первой частью которого является пол-, то

сказуемое обычно ставится в форме единственного

числа: На блюдце лежит пол-яблока, а в прошед-

шем времени — в форме среднего рода: полдома сго-

рело; полжизни прожито. Но если при этих словах

имеется определение в форме именительного падежа

множественного числа, то сказуемое ставится в фор-

ме множественного числа: Полгода, проведён-

ные в деревне, восстановили здоровье боль-

ного.

9. Если в состав подлежащего входит существитель-

ное со значением количества — определенного (па-

ра, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или

неопределенного (масса, поток, уйма, пропасть,

бездна и др.)» то сказуемое ставится в форме единст-

венного числа: За моею тележкою четвёрка быков

тащила другую (Л.); Публики сегодня приходила

целая бездна (Д.); Поток машин, орудий и пово-

зок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).

10. При подлежащем, включающем слова много,

мало, немного, немало, сколько, сказуемое обычно

ставится в форме единственного числа: Сколько раз-

ных чувств проходит во мне, сколько мыслей ту-

маном проносится (Пришв.); Много птиц сидело

на ветвях.

11. При существительном мужского рода, обозна-

чающем профессию, должность, звание и т. д., ска-

зуемое ставится в форме мужского рода независимо

от пола того лица, о котором идет речь: Агроном

сделал доклад; Директор вызвал секретаря.

В разговорной речи встречается в этих случаях

постановка сказуемого в форме женского рода, ког-

да известно, что речь идет о женщине: Наш,

профессор (дама ещё молодая) написала книгу.

При наличии имени собственного лица, при кото-

ром название профессии и т. п. выступает в роли

приложения, сказуемое согласуется с собственным

именем: Агроном Сергеева прочла лекцию.

12. При подлежащем, выраженном словосочетанием

(названия литературных произведений, кинофиль-

мов, журналов, предприятий и т. д.), в котором есть

ведущее слово или слово в форме именительного па-

дежа, сказуемое согласуется с этим словом (или сло-

вами): «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лер-

монтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене

местного театра. Однако нельзя сказать: «„Рус-

лан и Людмила" написаны А. С. Пушкиным», по-

скольку речь идет об одном произведении, хотя в на-

звании имеются два имени; в подобных случаях

следует добавить родовое наименование (поэма, про-

изведение и т. д.), с которым и согласовать ска-

зуемое.

13. При сложных названиях, состоящих из двух слов

разного грамматического рода, сказуемое (а также

определение) согласуется с тем из них, которое выра-

жает более широкое понятие или является конкрет-

ным обозначением предмета: автомат-закусочная

открыта; концерт-обозрение показано; песня-ро-

манс стала весьма популярной; витрина-стенд по-

мещена в вестибюле; внимание привлекала маши-

на-фургон; плащ-палатка лежала; концерт-парад

прошёл с большим успехом; книга-справочник по-

лезна; таблица-плакат висела; раскладное крес-

ло-кровать стояло.

14. Наличие при подлежащем уточняющих слов,

присоединительных конструкций, сравнительных

оборотов и т. д. на форму согласования со сказуемым

не влияет: Никто, даже лучшие спе-

циалисты, не мог наладить компьютер.

15. Бели подлежащее — сложносокращенное слово,

которое имеет грамматическую форму (склоняется),

то оно согласуется со сказуемым по правилам: Вуз

объявил набор студентов; Алданзолото выпол-

нило план.

При отсутствии у сложносокращенного слова

грамматической формы сказуемое согласуется с ве-

дущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме,

в которой оно стояло бы при полном наименовании:

МГУ (университет) объявил конкурс; НЛО (объект)

исчез за горизонтом.

16. Если сказуемое относится к нескольким подле-

жащим, соединенным только интонацией или свя-

занным посредством соединительного союза, то:

1) сказуемое, стоящее после однородных подлежа-

щих, обычно ставится в форме множественного чис-

ла: Промышленность и сельское хозяйство нуж-

даются в инвестициях;

2) сказуемое, предшествующее однородным подле-

жащим, обычно согласуется с ближайшим из них:

В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).

Если между однородными подлежащими стоит

разделительный или противительный союз, то ска-

зуемое ставится в форме единственного числа: Пере-

житый страх или мгновенный испуг уже через ми-

нуту кажется и смешным, и странным (Фурм.);

Не ты, но судьба виновата (Л.).

17. При сочетании в подлежащем существительных

в формах именительного падежа и творительного

падежа (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуе-

мое ставится в форме множественного числа, если

оба предмета/лица выступают как равноправные

производители действия (оба являются подлежащи-

ми): Серёжа с Петей долго ждали возвращения

матери, и в форме единственного числа, если вто-

рой предмет/лицо лишь сопутствует основному про-

изводителю действия (является дополнением): Мать

с ребёнком пошла в поликлинику.

При наличии слов вместе, совместно сказузе-

мое при таком подлежащем обычно ставится в фор-

ме единственного числа: Брат вместе с сестрой

уехал в деревню; Бригадир совместно с инжене-

ром взялся отремонтировать станок.

 

332. Выберите одну из заключенных в скобки числовых

форм глагола.

1. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комна-

ты1. 2. Пять учеников (подошло — подошли) к экзаме-

национному столу2. 3. Двадцать две тетради, проверен-

ные учителем, (лежало — лежали) в шкафу3.4. На кон-

ференцию (прибыл — прибыли) двадцать один делегат4.

5. Тысяча солдат (бросилось — бросилась — бросились)

в атаку5. 6. (Прошло — прошли) два месяца6. 7. На экс-

курсию (пошло — пошли) всего десять человек7. 8. Пол-

часа, проведённые в обществе такого интересного рас-

сказчика, (прошло — прошли) незаметно8. 9. Пятерка

истребителей (сопровождала — сопровождали) эскад-

ру9. 10. Много выпускников нашей школы (пошло — по-

шли) работать на автозавод10.

 

333. Выберите одну из заключенных в скобки родовых

форм глагола.

1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справ-

ки11. [Речь идёт о лице женского пола.] 2. «Война и

мир» (написана — написано — написаны) Л. Н. Толс-

тым12. 3. Недавно в институте (открыта — открыто)

кафе-столовая13. 4. Никто, даже самые сильные учени-

ки, не (мог — могли) решить эту трудную задачу14.

5. Правление спортивного клуба, в том числе председа-

тель и его заместитель, отлично (справляется — справ-

ляются) со своими обязанностями14. 6. Администрация

школы, особенно директор и завуч, много (сделала —

сделали) для организации летнего отдыха детей14.

7. НИИ (получил — получило) заказ на разработку но-

вых строительных материалов15. 8. В продаже (имеет-

ся — имеются) в большом выборе цветы, семена, са-

женцы16. 9. Брат или сестра (поможет — помогут)

мне сделать уроки16. 10. Мать с детьми (уехала — уеха-

ли) в деревню.

 

334. Перепишите предложения, согласуя сказуемое

с подлежащим.

1. Большинство студентов института, занимающихся

в спортивных секциях, уже сдал., нормы по лыжам.

2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины сре-

ди учащихся, принимается администрацией школы.

3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего

класса показал., на экзаменах глубокие знания. 4. Уста-

новлен., три новых мировых рекорда. 5. Сорок два станка

неумолчно гудел., и равномерно вздрагивал.. . 6. Много

детей был., больн.. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет ди-

ректора, после того как девушка-секретарь доложил..

о нашем приходе. 8. Такси стоял., у ворот дома. 9. Эти

пол-арбуза, как дети сразу догадались, был., отложен.,

для них. 10. Ты и твои друзья окаж..т нам помощь и на

этот раз.

 

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)