Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные черты традиционного общества и западного общества



2015-11-20 659 Обсуждений (0)
Основные черты традиционного общества и западного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Стадии общественного развития.

Признаки Традиционное или аграрное (период первобытного, рабовладельческого, феодального общества до 17.в) Индустриальное (период капитализма 18-19, н.20вв.) Постиндустриальное или информационное (с.20в.)
возникновение 6тыс.лет назад 250лет назад к XXв.  
Ключевая сфера Сельское хозяйство Экстенсивное хозяйство (за счет увеличения рук и территории) Промышленность Интенсивное хозяйство (за счет технологий, НТР) Сфера услуг Интенсивное хозяйство (за счет технологий, НТР)
Характеристика экономики Натуральное хозяйство Массовое товарное производство на основе разделения труда Автоматизация, компьютеризация, НТР.
Основы развития традиции НТП, демократия. Бурная НТР, зрелая демократия.
Социальная сфера Сословия (права и обязанности по наследству) Низкая мобильность Классы (объединены экономическими признаками (в первую очередь наличие или отсутствие собственности). Высокая мобильность Страты объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным). Высокая мобильность
Ведущая роль церкви Промышленно-финансовые корпорации университеты
Ведущие социальные группы Священники и феодалы Бизнесмены Научно- технические специалисты.

 

Основные черты традиционного общества и западного общества

Традиционное общество Западное общество
"Непрерывность" исторического процесса, отсутствие явных границ между отдельными эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, "скачками", разрывы между эпоха­ми очевидны, переходы от одной к другой часто принимают форму революций
Неприменимость концепции линей­ного прогресса Общественный прогресс достаточно очевиден, особенно в сфере матери­ального производства
Отношения общества к природе стро­ятся на принципе слияния с ней, а не господства над нею Общество стремится максимально использовать природные богатства для своих нужд
Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики - частная собст­венность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
Уровень социальной мобильности невысок, перегородки между каста­ми, сословиями мало проницаемы Социальная мобильность населения высока, социальный статус челове­ка может существенно меняться на протяжении жизни

 

 

Подходы к изучению:

1.Формационный (К.Маркс): главное (базис) – экономическая сфера форма собственности на средства производства). Зависит от экономики надстройка- пол, соц., духов. сферы. Закономерность, прогрессивность, универсальность, стадиальность исторического процесса.(Общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1ступ.- социализм) Переход от одной к другой через социальной революцию, классовую борьбу из-за конфликта производительных сил и производственных отношений,).

2.Цивилизационный (Шпенглер, А.Тойнби(т. вызов –ответ), Данилевский): главное- культура, человек, автономность развития цивилизаций.

2.Общество- система: 4 сферы (экономическая (деньги, производство, рынок, типы эк.систем), социальная(отношения классов, наций, люде, соц.политика государства, общение), духовная (культура: религия, наука, искусство, идеология, образование, музыка)и политическая( власть, государство, политические партии)).

Основные подсистемы общества

 

Сферы общества Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации)
Экономическая сфера Производство, распределение и потребление материальных благ, и соответствующие отношения Заводы, фирмы, банки, рынки и др.
Социальная сфера Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий Коммунальные службы, система здравоохранения, социального обеспечения, предприятия связи, досуга и др.
Политическая сфера Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.
Духовная сфера Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей их сохранения, распростра- нения, потребления Учреждения системы образования, науки, театры, музеи и т.д.

Общество- обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения.

Закрытого типа(низкая социальная мобильность) и открытого типа(высокая социальная мобильность).

 

Регресс, прогресс.

критерии прогресса: уровень развития свобод, науки и техники, разума, уровень развития производительных сил.

Формы развития общества: эволюция, революция, реформа.

3.Человек - биосоциальное существо ( био- природное, общее с животными; социальное- качества, приобретаемые под влиянием общества)

Отличия человека от животного

 

Человек Животное
1. Производит свою собственную окру­жающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственно­сти и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить "по меркам любого вида". 4. Потребности людей постоянно изменя­ются и растут. 5. Развивается по двум программам: био­логической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает пред­метом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребно­сти своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетво­рение физических потребно­стей (голод, инстинкт продол­жения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинк­тами. 6. Животное тождественно . своей жизнедеятельности и не отличает её от себя.

Индивид - отдельный человек.

Индивидуальность- сочетание психологических, биологических, социальных особенностей человека, составляющих его своеобразие и отличающих его от других людей.

Личность- человек, обладающий социально значимыми качествами.( факторы: генетические особенности, физическое окружение(природная среда), влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт и самовоспитание)

Зрелость личности определяется: целостность и иерархичность(насколько низшие функции подчиняются высшим), активность и самостоятельность, возможность социального роста.

Потребности: Первичные: физиологические и экзистенциональные.

Вторичные (приобретенные) социальные, престижные, духовные.

(А.Маслоу)

Потребности: биологические, материальные, социальные, духовные и ложные.

4.Деятельность: цель - средства достижения- действия - результат- рефлексия.

Субъект (кто), Объект (на что).

Деятельность: *материальная (материально-производственная и социально- преобразовательная)

*духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)

*творческая (новаторской или креативной)

Деятельность: игровая, учебная, коммуникативная, трудовая.

5.Социализация- процесс включения человека в социум через усвоение им элементов культуры, образцов поведения, реализации себя. (*адаптация * включение норм и ценностей в во внутренний мир человека).

Общество: высший, средний и низший класс.

Социальная стратификация- расположение социальных слоев сверху вниз по признаку неравенства(гл. - эконом. фактор( доходы) + псих, духовныйфактор, образование, влияние на политику).

Социальная дифференциация- разделение

андеркласс- деклассированные элементы(пьяницы, наркоманы и др.), "социальное дно" общества.

Социальные программы - финансируемые из госбюджета мероприятия по поддержке малоимущих, инвалидов, образование, медицина.

Социальные нормы: обычаи и традиции, правовые, моральные, эстетические, политические, религиозные.

Отклоняющееся (девиантное) поведение - не согласующееся с нормами в обществе.(позитивное и негативное).

 

Социальный статус- положение в обществе.

Статус: предписанный и достигаемый.

Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная, групповая и индивидуальная
Маргиналы – человек, покинувший 1 класс и не приобщившийся к образу жизни другого.

Люмпен - обнищавший. Социальные лифты: образование, церковь, армия, СМИ.

 

Социальная роль- поведение, ожидаемое обществом от человека в зависимости от статуса.( сына, ученика ит.д.)

 

Социальный конфликт: экономические, политические, культурные, религиозные, этнические, бытовые. ( позитивные и негативные)

Поляризация общества- резкое увеличение расстояния между бедными и богатыми.

О.Конт- основоположник социологии(изучает общество)

6.Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов, выражающих мировосприятие человека и понимание им своего места в мире.

Мировоззрение: религиозное, мифологическое, обыденное, философское, научное.

Менталитет- совокупность устойчивых политико-психологических качеств, представлений; способ мышления и поведения класса, социальной группы, слоя, индивида. Совокупность итогов познавательной деятельности, оценка жизненного и личного опыта.

Мировоззрение человека определяет его менталитет.

7.НТР-революционный переворот в развитии науки и техники.

Социальные последствия НТР: наука - непосредственная производительная сила изменение характера и содержание труда (повышение информационной деятельности), урбанизация, стандартизация жизни, «массовая культура», отчуждение личности, рост безработицы.

Глобальные проблемы.1.войны и мира 2.международного терроризма 3.экологические 4. преодоление разрыва в развитии бедного Юга и богатого Севера (проблема «Север- Юг»)

 

8.Многообразие мира: культура, государств и этнических образований, религиозных верований.

Глобализация- исторический процесс сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ и превращающих человечество в единую систему.

Пол. сфера: ООН(1945), поиск разрешения военных и др. конфликтов Эконом. сфера: МВФ,ЕЭС, Всемирный банк, ВТО, мировая торговля, дополнительные возможности для производства( воспользоваться плодами международного разделения труда, техническими достижениями)

«- » - препятствует развитию продукции отечественного производства, насаждается стандарт потребления( способствует реклама в СМИ),односторонняя специализация( в результате интеграции в мировой рынок)

Культура: движение за объединение всех христианских церквей и конфессий, массовая культура, Интернет.

«-» - ослабление национальной культуры, вестернизация(американизация), идеология потребительства (массовая культура направлена на получение прибыли, а не на формирование духовных ценностей), стандартизация, потеря духовности и утрата веры в гуманистические идеалы. Действует новый тип массового человека, который вмешивается во все и не знает морали, заурядность.

Антиглобалисты - противники глобализации.

9.Нация- автономная, неограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

Этнические общности( этнос - народ): род, племя, народность и нация.

Ксенофобия- ненависть ко всему чужому, национальные предрассудки.

Форма общ­ностей Основная характеристика Основной пери­од существова­ния
род Группа кровных родственников (по линии отца или матери) Эпоха первобыт­ных обществ    
племя Совокупность рода, кровными узами, территориальной, хозяйственными, язы­ковой общностью
народность Совокупность племен, объеденных общей территорией, хозяйственными, языковы­ми и культурными связями Период рабовла­дения и феода­лизма
нация Сообщество людей, объеденных единой территорией, экономикой, языком, куль­турной, самосознанием и организованных в государство начиная с капи­тализма XIXв.

Причины: дискриминация

Решение: предоставление местного самоуправления, военными методами.

Негативные явления:

Сепаратизм- стремление к отделению. Ирредентизм- стремление к отделению.

Национализм- идеология, выступающая за превосходство одной нации над другой. Шовинизм- крайняя форма национализма, выступающая за уничтожение других наций. Апартеид- политика изоляции и дискриминации «цветного» населения в США. Антисемитизм- ненависть к евреям.

Геноцид- истребление народа.

10. Познание- процесс приобретения и развития знаний.(наука- гносеология)

Цель познания –описать объект таким, какой он есть.(истина- соответствие мыли предмету)

Главный критерий истины- практика.

Истина: абсолютная, относительная.(агностики(отрицают возможность истинного познания, эмпирики(истинно-чувственное познание) и рационалисты((критерий- разум)

Познание: Рациональное(мышление)- сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование(отвлечение)

Результат – понятие(мысль, отражающая предметы в их существенных признаках)

 

Чувственное- ощущение, восприятие и представление.

Ненаучное познание: миф, народная мудрость, жизненный опыт, паранаука, искусство.

11.Наука - теоретические систематизированные взгляды на мир, основанные на данных научных исследований.

Уровни: эмпирический (наблюдение и эксперимент)- описать

Теоретический (гипотеза, теория)- объяснение, раскрытие сущности и фиксация в виде теорий, законов.

Функции: познавательно- объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

12.Группа: малая, средняя, большая.

Общение и коммуникация. Отношения формальные( деловые) и неформальные.

Эгоизм и конформизм (приспособленчество, при внутреннем несогласии).

13.Культура-возделование земли

-деятельность и ее продукты

- совокупность материальных и духовных ценностей

Культура: духовная(ценности, верования, язык) и материальная(артефакты- созданные человеческими руками)

Культура: массовая, народная, элитарная (для узкой группы, недоступная обывателем), молодежная.

Субкультура- часть общей культуры, присущих большой социальной группе.(например :хиппи)

Инновации(признание новых элементов.

14.Религия:

Тотемизм- поклонение животным

Фетишизм- поклонение реальным вещам, обряды и магия.

Пантеизм- обожествление природы(Др.Греци)

Секта - религиозное объединение, оппозиционное господствующей церкви.

В РФ- свобода совести (вероисповедания), отсутствие государственной религии.

Светское - не религиозное.

мировые религии: Буддизм, Христианство(католицизм, православие, протестантизм), Ислам

 

 

Название религии Время возник- новения Численность верующих В каких странах и районах наиболее распространена Основные положения вероучения
Буддизм Основные направления: хинаяна,махаяна, ламаизм,дзен-буддизм, тантричский буддизм VI-Vb.b. до н.э. Около 300 млн.чел. Япония, Китай, Непал,Бирма,Камбоджа, Тибет,в России -Калмыкия,Бурятия и др. Избавление от страданий путём отказа от желаний и достижение "высшего просветления" - НИРВАНЫ. Истина достигается через размышление и созерцание. Не сопротивление злу насилием. Отрешённость от мира, индивидуализм. Жизнь души – это череда перевоплощений, смена телесных оболочек.
Христианство Основные направления: католицизм. православие, протестантизм I в.н.э. около1024 млн.чел.   Православие:Румыния, Болгария, Россия,Греция, Сербия и др. Католицизм:Португалия,Италия, Ирландия,Испания, Чехия, Франция,Польша, страны Латинской Америки и др. Протестатизм:Финляндия,Швеция, Норвегия, Великобритания,Дания, Сев.Ирландия, частично Германия и США. Источник вероучения: Библия (Ветхий и Новый завет). Вера в Иисуса Христа, как Богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества (Троицы). Идеал греховности человека и учение об избавлении от грехов путём молитвы, покаяния, смирения, ведущего к спасению (вечной посмертной жизни).
Ислам (мусульманство) Основные направления: суннизм и шиизм. VII в н.э. Ок.530 млн.чел. Ближний и Средний Восток, Северная Америка, Юго-Восточная Азия, в России- Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан. Источник вероучения – Коран. Путь к раю- покорность Аллаху, борьба с неверными- джихад. Вмешательство религии в дела государство. Современные сторонники исламского фундаментализма(ваххабиты)- за расширение влияния религии, за возврат к религиозным канонам средневековья, против любых новшеств.

15. Образование:

дать знания и умения, социализация, нравственное воспитание.

Школы: государственные, частные.

Обязательное - среднее (полное) образование.(11кл.)

Гарантирует - Конституция

Принципы: гуманизация (человечность), гуманитаризация (гуманитарные науки), интернационализация, демократизация.

Ступени общего и профессионального образования

Ступениобразования Учебные заведения
Общее     Дошкольное Ясли, ясли-сады, детские сады и т.д.
Начальное (1-4-е классы) Основное (5-9-е классы) Среднее (полное) 10-11-е классы Начальные, неполные средние и средние общеобразователь­ные школы, лицеи, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития
Профессиональное     Начальное Профессионально-технические училища и другие училища данного уровня
Среднее Техникумы, колледжи, учили­ща (медицинские, музыкаль­ные, цирковые и др.)
Высшее Академии, университеты, ин­ституты, консерватории, выс­шие школы, высшие училища
Послевузовское Аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, докторантуры, курсы повышения квалифика­ции


2015-11-20 659 Обсуждений (0)
Основные черты традиционного общества и западного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные черты традиционного общества и западного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)