Современная система отечественного образования. Инновации в отечественном образовании. Контрольная работа №2
Творческая работа.
Часов
Итого за модуль
-
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· Общекультурные компетенции (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
· Профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7).
-
Самостоятельная работа студента.
Самостоятельная деятельность является важнейшим фактором профессионального становления будущего педагога. На ее организацию в системе подготовки бакалавра отводится приблизительно 50 % учебного времени.
Это время расходуется на подготовку к занятиям по изучаемому учебному курсу, на выполнение письменных заданий по отдельным темам и собственной творческой работы исследовательского и практического характера.
К заданиям для самостоятельной работы студентов по педагогике относятся:
· работа с научно-педагогическими текстами (на основе реферирования, аннотирования, рецензирования; технологий развития умений критического мышления).
· сравнение педагогических концепций, теорий;
· сравнительный анализ трактовок сущности методологических подходов в различных источниках;
· подготовка к участию в теоретических дискуссиях, дебатах и др.
· анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента);
· выполнение рефератов проблемного или аналитико-оценочного характера.
· анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания конкретного опыта.
Примерные темы творческой работы (согласовываются с преподавателем).
1. Инновации в современной школе (федеральный и региональный аспект).
Современные подходы к определению целей и содержания образования.
Педагогическая диагностика развития ребенка как личности и ученика,
Педагогические аспекты различных видов профессиональной (непедагогической) деятельности.
Диагностика индивидуального опыта ученика (для освоения образовательной программы).
Особенности деятельности педагога в условиях модернизации образования.
Образы педагогов различных периодов развития общества.
9. Репродуктивные и творческие аспекты в педагогической деятельности.
Самоопределение школьников на разных этапах возрастного развития.
Спектр педагогических профессий в современном мире. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества).
Модели различных профессионально-педагогических ролей
Безопасность и комфортность образовательной среды школы
Социальное творчество детей на разных возрастных ступенях
Этика и эстетика педагогической деятельности.
Системы взаимоотношений ребенка в классе, динамика изменения этих взаимоотношений.
Мастерство и техника в профессии педагога.
Противоречия и кризисы профессионального становления педагога.
Внешние и внутренние условия саморазвития учителя..
Источники и пути самообразования педагога.
Понятие личностной и профессиональной перспективы.
Карьерапедагога.
Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.
Педагогические способности, авторитет и такт педагога.
Академические способности педагога.
Образ мастера в педагогике.
Профессиональное самовоспитание.
Затруднения в осуществлении профессиональной деятельности и определение способов их решения.
Сообщества детей и взрослых для овладения ребенком опытом взаимодействия при решении им определенных задач.
Возможности образовательной среды образовательной организации для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение самооцениванию и взаимооцениванию, развитие творческой, поисковой активности).
Письменные задания для самостоятельной работы
Тема 1-2
Составление словаря основных педагогических терминов (педагогический процесс, воспитание, образование, обучение) с использованием разных источников (учебники, энциклопедии, словари, сайты, образовательные порталы и т.д.).
Составьте схемы, включающие разделы педагогики как науки и учебной дисциплины и отрасли.
Тема 3.
Проанализируйте направленность, проблематику, структуру двух-трех научно-методических журналов, адресованных педагогам и одной из профессиональных педагогических газет. Соотнесите проблемы с основными задачами педагогики как науки. Переформулируйте практические педагогические задачи в задачи науки.
Тема 4 (дополнительная работа).
Проанализируйте статьи (не менее 5) в педагогических изданиях, в которых рассматривается проблема необходимости учёта разных факторов (наследственности, социальной среды, целенаправленного взаимодействия и самовоспитания) в педагогическом процессе. Выпишите основные идеи, проблемы статей, обоснуйте свою позицию.
Тема 5 ( дополнительная работа)
Сравнить различные подходы к конструированию целей и содержания образования.
Темы 6 -7 (одно задание на выбор).
1. Написать отзыв о произведении художественной литературы (фильме, спектакле), описывающем труд учителя, его становление, проявления профессионализма, взаимоотношения с учениками и т.д.
2. Составьте проект своей личной библиотеки современного педагога (учителя-воспитателя). Представьте его сокурсникам.
3. Познакомьтесь с рекомендованной литературой о технике работы с научными педагогическими текстами. Составить памятку для читателя, описывающую один из способов работы. Опишите этот способ однокурсникам.
4. По каталогу в библиотеке проанализируйте, спектр педагогической литературы по проблемам воспитания (самовоспитания), адресованный педагогу, учащимся, их родителям.
5. Примите участие в микроисследовании, выявляющем круг чтения педагогов-воспитателей.
6. Сформулируйте тему и запишите интервью с педагогом-воспитателем как читателем.
7. Разработать рекламный проект по книге, фильму, статье, касающихся современных проблем профессионализма педагога.
8. Подготовить проекты: педагогический журнал, хрестоматия “Идеал педагога”, «Имидж педагога».
9. Проведите мини-исследование по изучению проблем, возникающих в карьере начинающего педагога: какие факторы ей мешают, а какие помогают в профессиональном развитии?
10. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите и выпишитеотрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость у педагога того или иного блока профессионально-значимых качеств личности и умений. Укажите выходные данные подобранных Вами литературных источников.
Темы 8 - 10.
1.этап. В соответствие с выбранной Вами темой сформулируйте проблему, цель, объект, предмет исследования, его задачи. Определите список источников, в которых тема раскрыта. Определите систему методик
2 этап. Презентация выполненной работы.
Темы 11-12 ( одна тема на выбор (дополнительно)
1.Познакомьтесь со статьями в педагогических изданиях, в которых рассматривается проблема взаимодействия (общения, совместной деятельности, отношений) педагогов и школьников. Проведите мини-исследование по изучению проблемы.
2. Проанализируйте не менее 5 различных источников информации (книги, периодические издания, сайты, теле-, радиопередачи, кинофильмы и др.), посвященные проблемам взаимодействия педагогов и школьников. Составьте список данных проблем. Вычлените предлагаемые в источнике информации способы решения указанной проблемы. Сформулируйте собственные выводы по наиболее актуальным проблемам взаимодействия педагогов и школьников. Результаты оформите в виде таблицы.
3.Подготовьте материалы для организации дискуссии по проблеме взаимодействия педагогов и школьников и организуйте её на занятии.
Тема 13.
Проанализируйте педагогические источники, в которых рассматривается проблема инноваций в общем среднем образовании. Изучите опыт одной из современных авторских школ и составе малых групп (4-6чел.) подготовьте презентацию школы.
Логика выполнения письменной творческой работы
· Выбрать из предложенного перечня или сформулировать самостоятельно проблему, на решение которой будет направлено исследование.
· Сформулировать противоречия, которые обусловливают проблему исследования.
· Предложите параметры, по которым необходимо доказать актуальность исследуемой проблемы.
· Определить теоретические концепции, лежащие в основе исследования и выбрать из них основную, на которой выстраивается исследование.
· Сформулировать ведущую идею и замысел исследования.
· Обосновать выбор методологического подхода для осуществления исследования.
· Выбрать объект и предмет исследования.
· Продумать логику исследования
· Сформулировать цель исследования.
· Сформулировать задачи исследования.
· Определить ведущие понятия исследования.
· Сформулировать гипотезу исследования.
· Используя эмпирические методы исследования, разработать методику микроисследования на предложенную тему.
· Предложить способы обработки собранного эмпирического материала.
· Используя количественные методы обработки результатов в педагогических исследованиях, разработать методику представления результатов исследования.
Технологическая карта
Работа на лекциях, семинарах( аудиторная и внеаудиторная)
Темы1-2
Тема 3
Тема4
Тема5
Темы6 -7
Контрольная работа №1
Темы
8-10
Этап 1
Этап 2
Тема 11-12
Тема 13
Контрольная работа№2
Творческая работа
Итог
Сроки
15.02
22.05
1.03
15.03
По расписанию семинара
По расписанию семинара
По расписанию семинара
По расписанию семинара
31.О5.
Письменная
работа
(мин
баллов).
1д
1д
1 д
8-10
Устная работа
(мин.)
1д
1д
5-7
Письменная работа
мах
2д
Устная
мах
2д
Литература ( для самостоятельной работы).
Название
Автор
Вид издания (учебник, учебное
пособие)
Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц
Колич-во
экземпляров
Место хранения
Основная литература
1. Общая и профессиональная педагогика
Бухарова Г.Д, Старикова Л.И.
учебное пособие для студентов высших, доп.УМО
М.: Академия, 2009. - 336 с.
Библ. АлтГПА
2. Методология и методы психолого-педагогического исследования
Загвязинский В.И.
учебное пособие, рек. УМО
М.: Академия, 2010. - 207с.
Библ. АлтГПА
3. Общие основы педагогики.
Анисимов В. В.
учебное пособие
М.: Прсвещение, 2006.-575 с.
Библ. АлтГПА
4. Педагогика. в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы. [Электронный ресурс]
Подласый И. П.
учебник
М.: ВЛАДОС, 2008. - 528 с.
неограниченный доступ
http://www.biblioclub.ru/book/58318/
5. Общая педагогика. [Электронный ресурс]
Столяренко А. М.
учебное пособие
М.: Юнити-Дана, 2006. - 480 с.
неограниченный доступ
http://www.biblioclub.ru/book/83027/
6. Общая педагогика. [Электронный ресурс]
Титов В. А.
учебное пособие
М.: А-Приор, 2008. - 271 с.
неограниченный доступ
http://www.biblioclub.ru/book/56302/
7.Введение в педагогическую деятельность
Лапина О. А., Пядушкина Н. Н.
учебное пособие
М. : Академия, 2008. — 157 с.
Б-каАлт ГПА
8.Педагогика
Коджаспирова Г. М.
учебник
М. : КНОРУС, 2010.-740 с.
Б-каАлт ГПА
9.Педагогика
Загвязинский В. И., Емельянова И. Н.
учебник
М. : Академия, 2011. — 351 с.
Б-каАлт ГПА
10.Психолого-педагогический практикум
Л. С. Подымова и др. ; под ред. В. А. Сластенина
учебное пособие
М.: Академия, 2007. - 223 с.
Б-каАлт ГПА
11.Педагогика
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
учебник
М. : Академия, 2011. — 608 с.
Б-каАлт ГПА
12. Педагогика.[Электронный ресурс]
под ред. П. И. Пидкасистого
учебник
М.: Педагогическое общество России, 2008. - 580 с.