Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Исторические изменения предмета риторики и предмет современной общей риторики



2015-11-20 2787 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Исторические изменения предмета риторики и предмет современной общей риторики 4.83 из 5.00 6 оценок




ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра философии и политологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

__________ Денисова Л.В.

9 февраля 2009 г.

 

Синченко Г.Ч.

 

 

Тема 2. ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И ЗАКОНЫ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ

Материалы к лекции по дисциплине «Риторика»

 

 

Время – 2 часа

 

Специальность 030501. 65 Юриспруденция

 

Омск 2009

 

 

Материалы к лекции по дисциплине «Риторика» обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и политологии 9 февраля 2009 г., протокол № 9 .

 

 

Тема 2. ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И ЗАКОНЫ РИТОРИКИ (2 часа)

Вопросы:

1. Исторические изменения предмета риторики и предмет современной общей риторики.

2. Основные понятия, описывающие речевое поведение.

3. Основные законы общей риторики.

 

Вопрос 1. Исторические изменения предмета риторики и предмет современной общей риторики

 

Традиционно риторика определяется как теория, мастерство и искусство красноречия. Это одна из немногих гуманитарных дисциплин, сохраняющих по сей день следы античного синкретизма (смешения) практического умения (техники, сноровки), мастерства и искусства. Однако такое определение риторики не вполне удовлетворительно, так как ключевое понятие в нем — понятие красноречия — претерпевало исторические изменения и нуждается в пояснении.

Первое определение риторики как искусства речей было дано Горгием, а классическая дефиниция приведена в «Риторике» Аристотеля. «Риторика — искусство, соответствующее диалектике», — так начинается его трактат. Здесь под диалектикой Аристотель подразумевал философию, и соответствие риторики философии вытекало у него из того, что обе необходимы всем и каждому, так как имеют всеобщий характер. В этом их главное отличие от других наук и искусств. Если частные науки убеждают только относительно того, что принадлежит их области, то риторика способна рассуждать о любом предмете. И не только рассуждать, но и находить способы убеждения. Поэтому Аристотель и определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Поскольку способ убеждения — это своего рода доказательство, то риторика — это наука и мастерство доказательной речи. Однако для риторики важно не любое доказательство (см. предыдущую лекцию). То, что очевидно, не входит в поле ее интересов. Риторические способы доказательства призваны делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное. Поэтому сфера риторики — вероятное, возможное, правдоподобное.

Итак, по Аристотелю, риторика есть наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства.

«Риторика» Аристотеля, служила основой большинства позднейших риторических руководств — античных, европейских и русских. Вместе с тем, как мы помним, у Цицерона и Квинтилиана четко обозначились эстетический и формальный элементы — требование к изящному построению речи и красоте слога (красноречие в прямом смысле слова).

Аристотелевскому определению созвучно определение М. В. Ломоносова, которое одновременно ориентировано и на цицероновский идеал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово» («Краткое руководство к красноречию»). Следовательно, по Ломоносову, риторика — искусство убеждать. А убеждение возможно лишь там, где есть мнение. Именно понятие «мнение» отражает важнейшую особенность риторики и даже фиксирует саму сущность риторического: риторика действует не в области очевидного, а в области вероятного: если ясно, где черное, а где белое, если достаточно «упрямых фактов», железной логики или жесткого приказа, никакой нужды в риторике нет.

Для полного понимания предмета и сущности риторики особый интерес представляет ее характеристика в «Общей реторике» Н. Ф. Кошанского: «Реторика вообще есть наука изобретать, располагать и выражать мысли». Определение звучит на редкость современно, ибо красноречие здесь трактуется как искусство мыслить и выводить мысль на простор слова.

Таким образом, сущность риторики раскрывается через понятия речи и мышления в их взаимозависимости. Остановимся на этом немного подробнее.

Мышление традиционно определяется как активный процесс целенаправленного, опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения свойств и отношений вещей и явлений, а также процесс творческого созидания новых идей. Будучи историческим явлением, оно предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и их фиксации специфическими средствами — знаками. Человек может выражать мысли самыми разнообразными средствами: звуками, рисунками, чертежами, формулами и пр. Но как бы ни выражались мысли, они, в конечном счете, так или иначе переводятся на словесный язык — универсальное средство среди знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т. п. называется речью. Речевая деятельность осуществляется с помощью языка, т. е. определенной системы средств общения. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из личного достояния в общественное. Особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением.

Свое адекватное выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи: «Кто ясно думает, тот ясно говорит». Однако отношение между мышлением и языком не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов и, в свою очередь, влияет на мышление. Мышление и язык образуют единство. Язык есть непосредственная действительность мысли. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа и орудие. Мышление не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между мышлением и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

В речи человек фиксирует свои мысли и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу. Выражая свои мысли, человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Однако единство языка и мышления не означает их тождества. Ведущей стороной выступает мышление. Оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового выражения. Речь — это не мышление, иначе, как отмечал Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. Влияние же языка на мышление выражается в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли.

Теперь есть основания, чтобы попытаться найти определение современной риторики. Предварительно его можно дать следующим образом: риторикаэто теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Проанализируем это определение, чтобы оно стало окончательно ясным.

Понимание риторики как теории и мастерства подразумевает, что риторическая теория возникала и развивается как осмысление риторической практики.

Целесообразность речи предполагает обязательное соответствие речевого действия оратора его речевому намерению. Таково основное требование и принцип успешной речи.

Сила воздействия проявляется в том, что риторически грамотная речь не только способна побудить к согласию и расчувствовать, но подвигнуть людей на активные действия, а иногда и заставить их полностью изменить образ жизни.

Целесообразность и воздействие определяются умением строить и вести речь по законам адресата, в соответствии с особенностями аудитории.

Целесообразная и воздействующая речь — это речь эффективная. Однако в понимании эффективности возникают затруднения. Обычно под эффективностью подразумевают общение с минимальными потерями информации. При этом выделяются три типа информации: понятийно-логическая, оценочная и эмоциональная. Отсюда, если слушатель верно «расшифровал» информацию всех трех типов, исходящую от говорящего, то общение между ними успешно (эффективно), а речь эффективна, если хорошо обеспечивает правильную расшифровку. Но это не всегда так. Рассмотрим ситуацию, описанную А. И. Герценым в романе «Кто виноват?».

Молодой человек лет двадцати трех-четырех, жиденький, бледный, с белокурыми волосами и в довольно узком черном фраке, робко и смешавшись, явился на сцену.

«Здравствуйте, почтеннейший! — сказал генерал, благосклонно улыбаясь и не вставая с места. — Мой доктор очень хорошо обзывается об вас; я надеюсь, мы будем друг другом довольны. Эй, Васька! (при этом он свистнул). Что же ты стула не подаешь? Думаешь, учитель, так и не надо... Прошу покорно. У меня, почтеннейший, сын-с; мальчик добрый, со способностями, хочу его в военную школу приготовить. Скажу вам откровенно, мне не нужно, чтоб из моего сына вышел магистер или философ; однако, почтеннейший, я хоть и слава Богу, но две тысячи пятьсот рублей платить даром не стану...» Молодой человек все это время молчал, краснел, перебирал носовой платок и собирался что-то сказать... он чувствовал, что вся его [генерала] речь вместе делает ощущение, похожее на то, когда рукою ведешь по моржовой коже против шерсти.

В этой речевой ситуации вся информация, передаваемая говорящим адресату, расшифрована последним полностью — и понятийная, и оценочная, и эмоциональная. Однако общее ощущение от этой речи, появляющееся у слушателя (учителя), никак не дает возможности назвать результат общения успешным, а саму речь — эффективной. С подобным мы часто сталкиваемся и сегодня. Поэтому риторика прежде всего решает задачу объединения участников общения, а непременным требованием к успешной речи сегодня выступает требование гармонизации отношений говорящего и адресата.

Итак, современная риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Риторическое знание принято делить на общую и частные риторики. Такое разделение существует давно. Например, в дореволюционной России была великолепно развита судебная риторика; существовали блистательные образцы академического, военного, политического, духовного красноречия. Однако сегодня, когда устное общение занимает более 65% рабочего времени и обусловливает результативность профессиональной деятельности, понимание специфики различных видов риторики приобретает особую значимость.

Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения и практические возможности их использования для достижения эффективности речи. Прежде всего современная риторика интересуется речью устной.

Ядром общей риторики служит риторический канон: изобретение содержания речи, его расположение в нужном порядке и его словесное выражение. Иными словами, получая риторическое образование, мы учимся отвечать на три главных вопроса: что сказать? в какой последовательности? как?

Кроме риторического канона, самостоятельными разделами общей риторики являются: оратория — теория и практика публичной речи; мастерство спора; искусство беседы; риторика повседневного общения; этнориторика. Каждый из них обладает несомненной ценностью, имеет свои особенности и, в то же время, подчиняется основным законам речевого поведения.

Вместе с тем, в деятельности человека есть особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности». Это дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организационная деятельность, социальная помощь и журналистика, торговля и услуги — все те профессии и занятия, успех в которых в большой степени связан с речью, и цена слова очень высока. Модели речевого поведения представителей этих профессий существенно различаются, особым образом проявляется в них речевая этика. Профессиональное речевое мастерство рассматривается частными риториками, которые, в отличие от общей, изучают законы эффективной речи, действующие в одной из сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна.

Вопрос 2. Основные понятия, описывающие речевое поведение.

Речевое событие — основная единица, «клеточка» речевого общения. Это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (урок, конференция, обмен репликами с продавцом в булочной и т. д.). Важнейшие составляющие речевого события — поток речевого поведения и речевая ситуация.

Поток речевого поведения (то, что можно записать на видеомагнитофон) включает в себя вербальную, акустическую, жестово-мимическую и пространственную компоненты. Вербальное поведение выражается в словах, его можно представить (записать на бумаге) в виде диалога. Акустическое поведение — звучание речи, ее громкость, высота тона голоса, размах изменений речи (монотонная речь, или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому), темп речи, длительность пауз. Вербальное и акустическое поведение вместе составляют дискурс — живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события.

Жестово-мимическое поведение — значимые движения лица и тела[1].

Пространственное поведение — то, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (например, насколько близко они стремятся находиться друг от друга). Все эти компоненты связаны между собой и влияют друг на друга. Таким образом, поток речевого поведения можно определить как дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим и пространственным поведением.

Речевая ситуацияусловия и обстановка, в которой происходит речевое общение, а также все те, кто в нем участвует. Это понятие очень важно для риторики. Собственно говоря, риторика — это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речевое поведение. Что же самое главное, актуальное в речевых ситуациях, какие элементы в них должны обязательно учитываться?

Первый элемент — участники общения: говорящий и слушающий, или адресат. Об их значении писал еще Аристотель: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже свершилось, или же того, что может свершиться». И хотя такое разделение оправдано только для ораторской речи, а для беседы и спора условно (в диалоге роли меняются), именно лицо, «производящее» речь, и лицо, к которому обращена речь, являются главными участниками речевой ситуации. Помимо говорящего и адресата возможны свидетели — те, кто слушает и оценивает речь «со стороны». Одно их присутствие заметно влияет на поведение говорящего.

Второй элемент — отношения между действующими лицами. Они определяются социальной ролью участников общения. Так, совершенно разными становятся речевые ситуации беседы наедине и публичной, ораторской речи. В беседе отношения между участниками равноправные, каждый в равной мере обладает правом голоса. В публичной речи отношения неравноценны: оратор имеет исключительное право на речь, слушатели по условиям игры должны молча внимать. Вместе с тем они наделены правом оценивать речь оратора. Как говорила еврипидовская Гекуба, обращаясь к искусному оратору Одиссею: «Из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь звучит различно». Если человек не знает или не понимает своей социальной роли и не владеет соответствующей ей речевой ролью в речевых ситуациях, неминуемы проблемы.

Третий элемент — речевые намерения (цели) участников общения. Его суть раскрывается вопросами: зачем говорится то, что произносится в данной речевой ситуации? В чем ее участники видят смысл происходящего речевого события? К чему, по их мнению, оно должно привести, каков должен быть его результат? Иными словами, целью говорящего считается тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи. Например, возьмем фразу «сегодня хорошая погода». Каковы могут быть речевые намерения того, кто ее произносит, в различных речевых ситуациях? Попытка завязать разговор; заполнение затянувшейся паузы; стремление сменить тему; ирония по поводу неинформативности ранее прозвучавшей реплики; намек на то, что пора отправиться на прогулку, рыбалку… Список наверняка можно продолжить.

Четвертый элемент — условия и обстоятельства речевой ситуации. Они определяют ее, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам». Чтобы описать, представить речевую ситуацию, необходимы только те условия и обстоятельства, которые действительно важны, существенны для нее. Неспешная задушевная беседа вряд ли возможна в кульминационный момент диверсионной операции в тылу врага, перед уходом в отпуск своего сотрудника руководитель вряд ли будет детально информировать его о задачах на послеотпускной период, сотрудник совершит ошибку, если обратится к руководителю с личным вопросом в присутствии третьих лиц, и т. д.

Речевой акт. Говоря, мы совершаем поступок, действуем, так как с помощью слов можно управлять поведением людей. Сила словесного воздействия может быть незаметна, но она всегда велика. Речевой акт — основная единица речевого поведения, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая достижению внеречевого результата.

Сообщение прямое и косвенное (метасообщение). Понять другого значит верно разгадать подлинное речевое намерение собеседника по его речевому поведению и словам. Чаще всего прямой смысл слов не совпадает с истинным речевым намерением. Поэтому надо учитывать, что информацию собеседник передает как посредством высказываний, смысл которых складывается из значений употребленных в нем слов, так и посредством высказываний, слова в которых употребляются в переносном значении. Первые называются прямыми сообщениями, вторые — метасообщениями (косвенными сообщениями). Основные риторические формы метасообщений — намек, ирония, притча.

Косвенные сообщения — орудие обоюдоострое. С одной стороны, без них невозможно нормальное общение, ведь не все можно сказать прямо. Метасообщения дают возможность играть словами, ведь человек существо не только разумное и говорящее, но и играющее. Они позволяют также не обидеть, не слишком давить, не огорчить. С другой стороны, эти же сообщения ведут при определенной ситуации к непониманию. Поэтому обязательно надо учитывать, что средства непрямого информирования сильно различаются в разных национальных и социально-групповых речевых культурах. Правильной оценке ситуации и собеседника, уяснению его речевого намерения, интерпретации его цели помогает риторическое образование.

Таковы основные понятия современной общей риторики. Они позволяют как бы «остановить» процесс речи, рассмотреть и проанализировать его структуру, что позволяет сделать общение эффективным. Эти понятия помогают усвоить и осмыслить общие особенности речевого поведения говорящего, которые определяются риторическими законами.

Вопрос 3. Законы и принципы современной общей риторики.

Законы. Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика, утверждает риторика. Это общее требование получает расшифровку в законах риторики.

Закон гармонизации диалога. Сущность этого закона заключается в следующем положении: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. В нем акцентируется внимание на том, что процесс общения всегда взаимен (хотя фактическое речевое поведение говорящего может разрушать диалог). И хотя в риторике существует понятие монолога, но только как речи одного из участников общения, получившего на время исключительное право на речь, при этом принципиально отрицается возможность речи, обращенной говорящим к самому себе. Нет речевой ситуации, в которой действует одинокий говорящий. К тому же, не только говорящий, но и слушатель активен, деятелен. Общение — взаимодействие двух или более субъектов, и, осуществляя речевой акт, необходимо учитывать, что ваш собеседник не пассивный объект, которому вы должны передать информацию или воздействовать. Ваша задача как культурного ритора — пробудить собственное внутреннее слово слушателя, установить гармонические двусторонние отношения с адресатом. Выполнению этой задачи способствуют следующие принципы и правила речевого поведения

Принципы. Успешным речевое общение становится в том случае, если его участники как бы «заключают между собой договор о сотрудничестве» и соблюдают его в процессе речевого взаимодействия. Императивы речевого поведения были сформулированы еще Аристотелем: говори то, что важно; говори правду; говори ясно. Хуго Грайс, известный лингвист нашего столетия, переформулировал их и представил в виде принципа коммуникативного сотрудничества. Основные требования Грайса к речи: информативность (сообщение необходимой информации); истинность (не говори того, что считаешь ложным); правила способа выражения (будь краток, последователен, говори ясно).

Однако американский лингвист Робин Лакофф заметила, что в реальном общении эти три правила выполнять достаточно трудно. Какая информация будет важной? Какую именно правду нужно сообщить? Лакофф попыталась найти более приемлемые рекомендации для реальной жизни и выделила следующие принципы: не навязывайся (не будь категоричен); выслушай собеседника (отражает необходимость обратной связи между говорящим и адресатом, поэтому речь должна быть демонстративна и доходчива); будь дружелюбен. Они определяют лингвистические основы речевого такта или этику речевого общения.

Эти принципы используются при выборе коммуникативной стратегии: стратегии близости, стратегии отказа от выбора и стратегии отстранения. Выбор стратегии определяется множеством факторов: особенностями речевой ситуации (кто и о чем говорит); индивидуальными особенностями говорящего; особенностями речевых традиций социальной группы и семьи, в которой вырос человек.

Коммуникативные стратегии и стили говорящих проявляются посредством:

— темы: какие темы предпочитает говорящий; насколько легко переходит от одной темы к другой; склонен ли говорящий сам вводить новые темы в беседу; насколько упорен он, вводя свою тему;

— темпа дискурса: темп речи; быстрота смены ролей говорящий/слушающий; отношение к длительности пауз; частота одобрительных сигналов (обратная связь);

— акустики: громкость, высота голоса; насколько заметны переходы от высокого голоса к низкому;

— движений (мимика, жест, поза): активность; направление взгляда; расстояние между собеседниками или оратором и аудиторией.

Стратегия дистанцирования (отстранения) формирует т. н. дистантный стиль. Здесь предпочтение отдается отвлеченным темам. Говорящий предлагает тему, но не слишком настойчив в этом; либо не склонен развлекать собеседника, выбирая скорее роль слушателя, либо, напротив, загораживается щитом занимательности. Темп речи либо относительно невелик, либо, наоборот, ускорен, чтобы собеседник не мог реально участвовать в разговоре. То же можно сказать о смене ролей. Допускаются длительные паузы. Частота «поддакивания» относительно мала. Громкость голоса относительно невелика. Голос ровен, речь может показаться монотонной. Жестикуляция и мимика спокойны, взгляд чаще всего отводится. Предпочитаемое расстояние относительно велико. Чаще можно заметить стремление увеличить его, чем сократить.

Выбор стратегии близости приводит к дружескому стилю, параметры которого противоположны отмеченным выше. Промежуточная стратегия характеризуется пассивностью, неопределенностью стиля: право выбора темы, очередность реплик в беседе предоставляется преимущественно партнеру.

Правила. Правила, соблюдение которых направлено на осуществление принципа гармонизации диалога и согласование всех компонентов потока речевого поведения, таковы:

— внимание к адресату: готовясь к публичной речи, к деловой, профессиональной или личной беседе, необходимо заранее представить себе слушателя или собеседника, как бы составить его «социальный портрет» (социальное положение слушателя и его роль по отношению к вам), представить размер, возраст, круг особых интересов аудитории и набор запретных тем, цель собрания или конференции, подумать, что от вас ожидается, как будут использованы полученные от вас сведения;

— близость содержания речи интересам и жизни адресата: «Слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах» (Аристотель). Иными словами, содержание речи должно быть близко интересам и потребностям адресата;

— конкретность и образность речи: обязательно должны прозвучать факты, и примеры, следует использовать средства выразительности речи — тропы и риторические фигуры (их мы рассмотрим в следующей теме);

— линейный характер речи: речь должна быть построена по четко обдуманному плану.

Последнее требует от говорящего не только личного представления о пути от начала к концу речи, но и необходимости пройти этот путь вместе с адресатом, что находит свое выражение во втором законе.

Закон продвижения и ориентации адресата гласит: речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу. Это означает, что общая структура речи должна быть ясной не только оратору, но и адресату. Чем лучше последний представляет себе, куда ведет его говорящий, сколько еще осталось до конца, в каком пункте «карты речи» он находится, тем лучше он воспринимает сообщаемое. Чувство движения у адресата создается общей структурой речи, построением отдельных фраз и процессом произнесения речи. Более детально это будет освещено в следующих темах.

Закон удовольствия и эмоциональности речи. Третий закон общей риторики требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует, ибо только субъективно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. При этом обязательно надо учитывать, что сила выражаемых эмоций должна соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации. Необходимо вырабатывать умение выразить свои эмоции в речи с помощью специальных экспрессивных (выразительных) средств и принципов их использования, разработанных риторикой.

Речь тогда действенна, когда доставляет удовольствие слушателю. Следует стремиться доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Это не означает, что адресата нужно непрерывно смешить, развлекать. В жизни, к сожалению, есть множество предметов, говорить о которых трудно и неприятно, и, вероятно, слишком много людей, говорить с которыми нет особого желания. И тем не менее удовольствие от общения возможно даже в таких ситуациях, если помнить, что речь слушать приятно, если слушать ее легко.

Таким образом, законы общей риторики, ее принципы и правила показывают, как должен вести себя риторически образованный человек, чтобы его речевое поведение способствовало эффективности его речи.

 


[1] Согласно некоторым научным данным около 80% визуальной информации о человеке дает его лицо, около 20% — одежда.



2015-11-20 2787 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Исторические изменения предмета риторики и предмет современной общей риторики 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Исторические изменения предмета риторики и предмет современной общей риторики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2787)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)