Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Этика как наука. Мораль в жизни человека




Этика (касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, этос – привычка, обыкновение, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему.

Мораль (нравственный) – обычаи, нравы, поведение – нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях.

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека, как право, обычай, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.



Если в праве и организ. регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формулируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и является отображением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле.

Моральные нормы воспроизводятся повсеместно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности.

Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае.

В отличие от простых обычаев, нормы морали не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать.

Последние, отражаясь в общественном мнении, вместе с тем являет собой нечто большее устойчивое, исторически стабильное и систематическое.

Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия.

Этические учения античной культуры

Античная этика, будучи по преимуществу учением о добродетелях, о добродетельной, совершенной личности, содержала в зачаточном виде едва ли не все типы теоретических объяснений и нормативных решений, которые получили развернутое обоснование в последующей истории этической мысли. Одновременно с этим она отождествила мораль с разумностью поведения и на многие столетия задала этике просветительский тон.

В античной этике сформулированы едва ли не все возможные образцы нравственного совершенствования личности:

1. евдемонизм - стремление к счастью как к высшей ценности – Демокрит, Аристотель.

2. гедонизм – этический культ чувственных наслаждений – Аристипп, киренаики.

3. кинизирующий аскетизм – сведение потребностей к природной первооснове – Антисфен, Диоген.

4. волюнтаризм – своеволие «сильной» личности (младшие софисты)

5. морализирующий интеллектуализм – отождествление добродетелей и знания – Сократ.

6. созерцательно-духовная деятельность – Платон.

7. внутренний покой (атараксия) – эпикуреизм.

8. внутренняя стойкость – стоицизм.

9. внутренняя невозмутимость – скептицизм.

10. нравственно-очистительный аскетизм – неоплатонизм.

 

Христианская этика.

Суть библейской этической концепции можно изложить в рамках 4 проблем: отношение Бога и мира, Бога и человека, Иисус Христос как богочеловек, основная заповедь этики Христа.

1. Бог создал мир и является его животворящей сущностью. Весь мир развивается из него, и он же остается его непосредственным управителем. Бог – абсолютное творческое начало. Но не только. Бог является одновременно высшей целью мира, его сокровенным смыслом. Все, что ни создает Бог, он создает для себя: «Ибо все из него, им и к нему» (Рим., 11, 36), и только он один заключает в себе причину, норму и цель своей деятельности. Все остальное создания лишены такой автономности, они существуют благодаря Богу и для Бога. Человек не исключение. «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем» (Рим, 14,8).

2. Человек, будучи одним из творений Бога, является вместе с тем существом привилегированным. Он подобен Богу. Это выражается в том, что человек создан свободным и высшая цель – служить Богу – выступает для него как долженствование. Именно в той мере, в какой человек сам может выбрать Бога, он уподобляется Богу как абсолютной личности. Но эта способность добровольного следования заповедям Бога есть всего лишь возможность; она существует лишь в принципе. Она характеризует сущность, назначение человека, но не его актуальное состояние.

Человек подобен Богу, но не одинаков с ним, ибо является чувственным, земным, смертным существом. Его эмпирическое, природно-социальное существование выступает как грех. Вся жизнь человека, ищущего своего собственного, земного счастья, является подлежащей отрицанию греховности.

То, что говорится о первом человеке, об Адаме, есть характеристика человека как такового. Человек, согласно логике христианства, предназначен служить Богу, но он сам захотел стать как Бог, и в этой гордыне, претензии на моральную суверенность заключается источник всех его бедствий, корень зла вообще. Человек, т.о., в своем реальном, эмпирическом существовании не таков, каким он должен быть, согласно своему назначению. Преодоление этого несоответствия, возвращение к своей якобы подлинной сущности и составляет содержание моральных усилий человека.

3. Может ли человек силой собственной активности реализовать свое сущностное предназначение? Оказывается, нет. Причина в том, что человек греховен, и греховен безнадежно. Как социально-природное существо он отделен от Бога пропастью, которую ему не перейти. Человек может спастись только благодаря Богу.

Выражением такого божественного вмешательства считается появление Иисуса Христа. Образ Христа – свидетельство единения человека с Богом и одновременно признание того, что такое единение возможно только благодаря Богу.

Это – важный момент, ибо он показывает, что религиозная мораль выходит за рамки возможностей человека, оказывается областью принципиального долженствования. Христос – зримый образец моральности в христианском понимании, воплощенный идеал. Следование Богу выступает как следование Христу. Как с Адама началось грехопадение, так и с И.Х. начинается возрождение, ибо он указывает путь к спасению.

Чему же учит Христос?

4. Высший и единственный смысл своего существования Иисус видит в боге-отце. «Не как я хочу, но как Ты» (Матф., 26, 39); «Ищите же прежде царства Божия и правды Его».. (Матф. 6, 33). Такова суть внутренне провозглашенного и реально практиковавшегося евангельским Иисусом идеала. Это, в сущности, первая и единственная заповедь его этики.

Христос призывает своих учеников оставить мать и отца, дочерей и сыновей, ибо в сердце того, кто стал на путь обновления, спасения, не должно быть места ничему и никому, кроме Бога.

Любовь к ближнему является отражением любви к Богу. В ближнем и через ближнего человек любит Бога. Отсюда и требование любить всех. Если же человек любит избирательно, одним платит добром, другим – злом, он берет на себя прерогативу Бога, полагая, будто сам может решать, что справедливо и что несправедливо.

Любовь, которая, казалось, была первоначально провозглашена в качестве противовеса отчужденным формам связей между людьми, на самом деле оказалась их изощренной апологией, стала новым аргументом в пользу старых ненавистных порядков: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога»; «…надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим 13,1; 5)

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (740)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)