Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные категории педагогической этики



2015-11-20 2266 Обсуждений (0)
Основные категории педагогической этики 4.67 из 5.00 3 оценки




1. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет»

ЭТИКА- это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «ЭТИКА» происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)

Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Впоследствии Аристотель (384-322 гг. до н. э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Боль­шая этика» и др., ввел в науку понятия «этика», «этический», чтобы обозна­чить ими группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчер­кивающих мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ. Так впервые появился этот термин в науке. Однако Ари­стотеля не следует считать первым «этиком». Еще до Аристотеля различны­ми проблемами морали активно занимались Платон (428-348 гг. до н. э.) и Сократ (469-399 гг. до н. э.). Таким образом, и V веке до нашей эры этиче­ские учения начинают занимать важное место в духовной культуре, что яви­лось следствием социально-экономического и духовного развития человече­ства. Мыслители античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующих столетиях.

Этика средних веков стала непосредственным преемником античной культуры (V-XV вв.) Но во взглядах ученых этой эпохи (Иоанн Златоуст, Ав­густин Аврелий, Фома Аквинский и др.) доминировали христианские догма­ты в связи с тотальным господством в обществе религии и церкви.

В относительно самостоятельную дисциплину этика выделилась в конце XVIII века. Причиной этому послужило то, что в реальной жизни мораль не существовала изолированно, ее принципы пронизывали все виды человече­ской деятельности. Знание о морали формировалось в результате деятельно­сти не только этиков, но и психологов, педагогов, социологов, историков, ли­тературоведов и в ряде других наук, которые непосредственно касаются изу­чения человека [81].

Этическая мысль конца XIX и всего XX веков представляет собой до­вольно пеструю картину: она рассматривает вечные проблемы человека с


различных мировоззренческих позиций. Это глубоко раскрывается в духов­ных исканиях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, Н.А. Бер­дяева, С.Н. Булгакова и др.

1. ЭТИКА - учение о нравственности (морали), ее происхождении и раз­
витии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по
отношению друг к другу, к обществу, к государству (Философский словарь).

ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни [17].

Однако есть и второе значение этого слова.

2. ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса,
общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.:
Русский язык, 1988).

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональ­ной этики [92].

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчелове­ческих отношений и поведения человека в обществе.

МОРАЛЬ(от лат. «moralis» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исто­рические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда сов­падает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, факти­ческими нормами поведения людей [84].Специфика норм морали заключает­ся в следующем:

• ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях,

• моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.

НРАВСТВЕННОСТЬесть освоенная, внутренне принятая обществен­ная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опи­рающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИ­КЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

При этом большинство философов сегодня не поддерживают идею суще-


ствования какой-то одной, единственно верной теории морали. В отечествен­ной литературе последних лет специально подчеркивается, что недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно-практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные кон­цепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и

ДР- [17].

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль)есть кон­кретизация общечеловеческих принципов морали применительно к услови­ям деятельности данной профессии.

Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учите­ля и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика.

Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.

ЭТИКЕТ(от франц. etiquette - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внеш­него проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и оде­жда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости [84]. Отсюда РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в дан­ном обществе.

Этикет - явление историческое. Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития че­ловеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследо­вателей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монар­хий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделе­ние по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному поло­жению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, ко­гда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по эти­кету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести се­бя в обществе. В 1717г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных ав­торов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, до­биться успеха при дворе и в свете.

Основы же современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апро­бированные зарубежные этикетные нормы [17].

и


Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этическойи эстетической.Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим по­нимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувст­ва, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относит­ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через кон­кретные речевые действия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной вежливостью. Не следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственной личностью? Аргументируйте свой ответ (при затруднении см. приложение № 1,п.2).



2015-11-20 2266 Обсуждений (0)
Основные категории педагогической этики 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные категории педагогической этики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)