Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этическая защита в педагогическом общении



2015-11-20 2830 Обсуждений (0)
Этическая защита в педагогическом общении 5.00 из 5.00 5 оценок




1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и

этические принципы

Отношения «учитель - ученик, преподаватель - студент» - достаточно серьезная педагогическая проблема. Совместная деятельность педагога и учеников, которой они заняты во время учебного процесса, казалось бы, должна снять проблему общения. Но этого не происходит, так как во взаимо­действие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поко­ления и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формиро­вания личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые инте­ресы, желания, потребности и т. п.) Суть проблемы общения в умении «со­прягать» эти разные духовные миры.

ОБЩЕНИЕ.Данное понятие психологи определяют как:

• «сложный, многоплановый процесс установления и развития контак­тов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельно­сти...» (Краткий психологический словарь / Под ред. Л. В. Петровского [48]),

• «одна из универсальных форм активности личности (наряду с позна­нием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности» (Н. И. Конюхов [45]),

• «связь между людьми, в результате которой происходит влияние од­ного человека на другого» (М. В. Гамезо, И. А. Домашенко [16]).

• «это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как инфор­мационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного по­нимания» (Педагогическое речеведенье: Словарь-справочник).

Вступая в общение, человек несет в себе [93]:

- сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию,

- стиль поведения в общении,

- стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться,

- намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания,


объективного оценивания,

- сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение,
внушение, подражание.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.Это «...многоплановый процесс ор­ганизации установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и со­держанием их совместной деятельности» [74]. Не случайно Ш. Амонашвили обратил внимание на эту многоплановость: «Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания».

Педагогическое общение - это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, отно­сится и к воспитаннику как субъекту? Это означает:

- уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его пра­ва на несогласие с учителем,

- интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопережи­вание его успеху и неуспеху,

- восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

Основные функциипедагогического общения [65]:

• информационная,

• социально-перцептивная,

• самопрезентативная,

• интерактивная,

• аффективная.

Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и уче­никами. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Социально-перцептивная функция проявляется в умении учителя вос­принимать и слушать ученика (собственно-перцептивный уровень), а также в особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень).

Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника.

Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене об­разами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказы­вать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий.

Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуля­ции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрали­зации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной ус­тановки на другого человека, называющей чувство уважения, симпатии, бла-


годарности.

В целом данные функции педагогического общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуникативные способ­ности.

С точки зрения этической стороны общенияакцент следует сделать на те функции в процессе общения, которые играют главную роль в формирова­нии этики человеческих отношений. Это такие функции, как [122]:

«открытие» ребенка на общение - пробудить желание выйти на обще­ние, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убе­дить ученика в его свободном выборе характера общения (но с учетом нрав­ственных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в положительном отношении к нему учителя,

«соучастие» ребенку в процессе общения - данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему миру. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я»,

«возвышение» ребенка в процессе общения. Функция «возвышения» -такое влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия сохранить уровень этической культуры общения и благодаря духовным и фи­зическим усилиям совершить восхождение к новым духовным новообразова­ниям. Содействовать восхождению - значит формировать нравственные ка­чества личности школьника (стремление стать добрее, смелее, решительнее).

Реализация этих функций обеспечивается практическими про­фессиональными умениями педагога. Методика формирования данных уме­ний предложена Н. Е. Щурковой (см.: Щуркова Н. Е. Практикум по педаго­гической технологии. М-., 1998).

Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходи­мо знать:

- закономерности общения,

- структуру общения, особенности реализации коммуникативной, инте­рактивной и перцептивной функций общения,

- методику изучения общения и межличностных отношений,

- основные психолого-педагогические и этические требования, предъяв­ляемые к организации педагогического и межличностного общения.

Моральные принципы педагогического общения представляют собой од­ну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками [109]. Это принципы:

- ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),

- паритетности взаимоотношений,

- уважения труда познания ученика,

- уважения неудач и слез ребенка,


- уважения тяжелой работы роста,

- уважения самобытности ученика,

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику,

- оптимальной требовательности и уважения,

- опоры на положительное в ребенке,

- компромиссности спорных решений.

Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.

Л.В. Калашникова в книге «Психология труда учителя» (1988), исследуя психологический механизм оптимального педагогического общения, указы­вает, что в ходе его реализуется ряд психолого-педагогических задач.

Общение

Позволяет максимально ис- Обеспечивает управление Создает благоприятный

пользовать личностные осо- детским коллективом микроклимат

бенности учащихся



2015-11-20 2830 Обсуждений (0)
Этическая защита в педагогическом общении 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Этическая защита в педагогическом общении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2830)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)