Графическое представление критерия. Графически это будет выглядеть как "пучок" ломаных линий с изломами в одних и техГрафически это будет выглядеть как "пучок" ломаных линий с изломами в одних и тех же местах. На Рис. 3.5 представлены графики изменения времени решения анаграмм' в ходе эксперимента по исследованию интеллектуальной настойчивости. Мы видим, что "сырые" значения пяти испытуемых дают довольно-таки "рассыпающийся" пучок, хотя и с заметной тенденцией к излому в одной и той же точке - на анаграмме № 2. На Рис. 3.6 представлены графики, построенные по ранжированным данным того же исследования. Мы видим, что здесь "пучок" собран практически в одну жирную линию, с единственной выбивающейся из него кривой. В сущности, критерий χ2r позволяет нам оценить, достаточно ли согласованно изгибается пучок при переходе от условия к условию. χ2r тем больше, чем более выраженными являются различия. Ограничения критерия 1. Нижний порог: не менее 2-х испытуемых (n≥2), каждый из которых прошел не менее 3-х замеров (с≥3). 2. При с=3, n≤9, уровень значимости полученного эмпирического значения χ2rопределяется по Таблице VII-A Приложения 1; при с=4, n≤4, уровень значимости полученного эмпирического значения χ2r определяется по Таблице VII-Б Приложения 1; при больших количествах испытуемых или условий полученные эмпирические значения χ2rсопоставляются с критическими значениями χ2r, определяемыми по Таблице IX Приложения 1. Это объясняется тем, что χ2rимеет распределение, сходное с распределением χ2r. Число степеней свободы v определяется по формуле: v=c—1, где с - количество условий измерения (замеров). Пример На Рис. 3.5. представлены графики изменения времени решения анаграмм в эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости (Сидоренко Е. В., 1984). Анаграммы нужно было подобрать таким образом, чтобы постепенно подготовить испытуемого к самой трудной - а фактически неразрешимой - задаче. Иными словами, испытуемый должен был постепенно привыкнуть к тому, что задачи становятся все более и более трудными, и что над каждой последующей анаграммой ему приходится проводить больше времени. Достоверны ли различия во времени решения испытуемыми анаграмм? Таблица 3.5 Показатели времени решения анаграмм (сек.)
Проранжируем значения, полученные по трем анаграммам каждым испытуемым. Например, испытуемый К-в меньше всего времени провел над анаграммой 1 - следовательно, она получает ранг 1. На втором месте у него стоит анаграмма 3 - она получает ранг 2. Наконец, анаграмма 2 получает ранг 3, потому что она решалась им дольше двух других. Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять 6. Расчетная общая сумма рангов в критерии определяется по формуле: где n - количество испытуемых с - количество условий измерения (замеров). В данном случае, Таблица 3.6 Показатели времени решения анаграмм 1, 2, 3 и их ранги (n=5)
Общая сумма рангов составляет: 6+15+9—30, что совпадает с расчетной величиной. Мы помним, что испытуемый Л-в провел 3 минуты и 55 сек над решением второй анаграммы, но так и не решил ее. Поскольку он решал ее дольше остальных двух анаграмм, мы имеем право присвоить ей ранг 3. Ведь назначение трех первых анаграмм - подготовить испытуемого к тому, что над следующей анаграммой ему, возможно, придется думать еще дольше, в то время как сам факт нахождения правильного ответа не так существен. Сформулируем гипотезы. Н0: Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, являются случайными. H1: Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, не являются случайными. Теперь нам нужно определить эмпирическое значение χ2rпо формуле: где с - количество условии; п - количество испытуемых; Тi - суммы рангов по каждому из условий.
Определим χ2rдля данного случая: Поскольку в данном примере рассматриваются три задачи, то есть 3 условия, с=3. Количество испытуемых n=5. Это позволяет нам воспользоваться специальной таблицей χ2r, а именно Табл. VII-A Приложения 1. Эмпирическое значение χ2r=8,4 при с=3, n=5 точно соответствует уровню значимости р=0,0085. Ответ: Но отклоняется. Принимается H1. Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, неслучайны (р=0,0085). Теперь мы можем сформулировать общий алгоритм действий по применению критерия χ2r.
АЛГОРИТМ 10 Подсчет критерия χ2rФридмана 1.Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-м и т. д. замерах. 2.Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым. 3.Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной суммой. 4.Определить эмпирическое значение χ2rпо формуле: где с - количество условии; п - количество испытуемых; Ti - суммы рангов по каждому из условий. 5.Определить уровни статистической значимости для χ2r а)при с=3, n<9 - по Табл. VII-A Приложения 1; б)при с=4, n<4 - по Табл. VII-Б Приложения 1. 6.При большем количестве условий и/или испытуемых - определить количество степеней свободы v по формуле: v=c-1, где с - количество условий (замеров). По Табл. IX Приложения 1 определить критические значения критерия χ2 при данном числе степеней свободы V. Если χ2r эмп равен критическому значению χ2 или превышает его, различия достоверны.
Читайте также: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |