Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика источников права



2015-11-20 458 Обсуждений (0)
Характеристика источников права 0.00 из 5.00 0 оценок




Мусульманское право включает четыре основных источника:

Коран - священная книга всех последователей ислама;

Сунна, или традиции, связанные с посланием Бога;

Иджма, или единое соглашение мусульманского общества;

Кияс, или суждение по аналогии.

Коран — основной источник мусульманского права, включает собрание изречений Мухаммеда, составленный через несколько лет после его смерти. Он состоит в основном из предписаний нравственного характера и закрепляет основные обязанности мусульманина. Большинство положений Корана касаются отправления религиозных культов. Многие нормы регулируют поведение мусульманина в быту и обществе (оказывать помощь слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не давать взяток и т. д.).

Вторым по значению источником мусульманского права явля­ется Сунна - собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его земной жизни. В ней содержатся предписания отно­сительно семейного, наследственного и судебного права.

Иджма- третий по значению источник мусульманского права. Он включает в себя соглашения, достигнутые мусульманскими правоведами и богословами по вопросам, которые не получили отражения в двух первых источниках права.

Кияс– это легальное толкование положений Корана в отношении новых жизненных ситуаций. Значение кияса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы права и сформировать норму, необходимую для решения конкретного дела.

До начала XIX в. мусульманское право носило догматический характер и изменялось крайне медленно. По мере развития экономических отношений на Ближнем Востоке усилилось влияние западных государств. Лидеры мусульманского мира осознали необходимость мо­дернизации государственного управления и права.

С середины XIX в. начался процесс законодательных реформ. В традиционные сферы правоотношений стали внедряться нормативные источни­ки европейского происхождения. В 1869-1876 гг. в Османской империи была принята так называемая Маджалла – закон о собственности и обяза­тельственном праве, состоящий из 1850 статей. В новых социально-экономических условиях этот закон стал юриди­ческой базой для рассмотрения имущественных споров.

В 1876 г. в Египте начал действовать Гражданский кодекс, со­ставленный по французскому образцу. И в других странах Ближнего Востока, за редким исключением, были приняты гражданские кодексы западного образца.

 

Семейное и наследственное право подверглись законодатель­ным реформам только в XX в. В 1926 году в Турции была осуществлена ре­форма семейного и наследственного права. Новые законы запретили одностороннее расторжение брака мужем, а также неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Иранский Гражданский кодекс Ирана, введенный в действие в начале 30-х годов, также модернизировал мусульманское право в сфере семейных отношений.

После второй мировой войны законы, регулирующие насле­дование и семейные отношения, были приняты почти во всех арабских государствах. Эти законы, в частности, дают право на развод женам, огра­ничивают возможности родителей устраивать браки несовершеннолетних, определяют условия развода в одностороннем порядке. Судебная практика допускает при заключении брака оговорку, что жена может отказаться от брака, если муж не сохраняет обет единобрачия.

Мусульманское уголовное право имеет также свои особенности. Все преступления сводятся, в основном, к трем группам: 1) преступ­ления, направленные против основ религии и государства, за ко­торые следуют строгие наказания; 2) пре­ступления против личности, за которые назначаются определенные наказания; 3) преступления, за которые не установлены наказания. По последней категории преступлений право выбора наказания предоставляется суду с учетом всех обстоятельств дела.

В конституциях большинства мусульманских государств подчеркивается их приверженность исламу. Например, в Конституции Ирана 1979 года отмечается, что за­конодательство основывается на принципах шариата, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им наказания. Действующее законодательство Ирана сохраняет традиционные санкции мусульманского уго­ловного права, в том числе применение смертной казни, наказание плетьми, избиение камнями.

Мусульманское судопроизводство является сравнительно простым. Судья единолично рассматривает практически все категории дел как гражданских, так и уголовных. Вышестоящие суды могут неоднократно пересматривать вынесенные решения при наличии заслуживающих внимания обстоятельств. В большинстве мусульманских странах (Турции, Египте, Тунисе, Пакистане, Алжире, Марокко, Гвинее) мусульманские суды заменены судами обычного судопроизводства. К судьям предъявляются высокие требования с точки зрения их религиозно-правовой подготовки.

 

Право Индии

В настоящее время индуистское право представлено не только системой права Индии, но также распространено в Пакистане, Бирме (Мьянме), Сингапуре, Малайзии, Бангладеше в некоторых странах на восточном побере­жье Африки (Танзании, Кении). Нормы этого права применяются ко всем индусам, то есть, лицам, исповедующим индуизм.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ икастовом делении общества. Согласно данному учению, поступки человека, совершаемые им при жизни, создают основу для его последующих воплощений.

В отличие от религий, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные группы - варны (касты). Каждая из них имеет свою сис­тему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчи­няются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и по отношению к членам других каст.

Исторически в индуистском обществе сложилось четыре варны (касты): брахманы (перво­начально священнослужители), кшатрии (воины), вайшии (тор­говцы, свободные общинники) и шудры (слуги и ремесленники). Первые три варны являлись свободными членами общины, участво­вали в решении общественных дел, проходили обряд посвящения - «второго рождения». Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, не признавались членами общины.

Для каждой варны предписывалась своя дхарма, то есть, закон образа жизни. Управление государственными делами оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обя­занностей было привилегией брахманов, а военное дело остава­лось за кшатриями. Вайши занимались земле­делием, ремеслом и торговлей. Шудры находились в услужении трех высших каст.

По традиции запрещался переход из одной варны в другую. Ограничива­лась возможность смешанных браков. Законы предусматривали различные наказания за убийство лица в зависимости от его принадлежности к варне. Все споры, возникающие на местном уровне, разрешались по принципам традиции. При отсут­ствии правовой нормы судьи разрешали спор, руководствуясь справедливостью.

Конституция Индии 1950 г. отменила неравенство в зависимости от кастовой принадлежности. Но традиции продолжают соблюдаться и многие индусы соблюдают религиозные правила поведения. Сравнительно редкими являются браки между членами разных каст, особенно, если женщина при­надлежит к более высокой касте. Только в 1956 г. было отменено положение индуист­ского права, согласно которому повторный брак женщины признавался недейст­вительным, а дети от него - незаконнорожденными.

Исто­рически первыми источниками индуистского права считаются Веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, созданные во втором тысячелетии до н.э. Они содержат тек­сты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Индуисты считают Веды источником религии и права.

Дальнейшее развитие индуисткого права связано с дхармашастрами - об­ширными сводами правил поведения. Известны дхармашастры царя Ману (II столетие до н. э.). Они регулировали разнообразные сферы общественных отношений: договорные, брачно-семейные отношения, вопросы уголовного права и процесса.

В период британской колонизации индуистское право претерпело существенные изменения. Многие его нормы подверглись модификации. К примеру, на смену традиционным нормам в области права собственности и обя­зательственного права пришли нормы общего права. Однако полного вытеснения индуистского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжают действовать. Так, все споры, ка­сающиеся брака и наследования, разрешаются преимущественно в соответствии с нормами индуистского права.

После провозглашения независимости Индии в 1947 г. были выдвинуты идеи полной кодификации индуистского права. Первым был принят Закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью. Закон разрешил разводы, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.

К настоящему времени проделана большая работа по кодифи­кации индуистского законодательства. Существенную роль в каче­стве источника права стали играть нормативно-правовые акты, а сфера дей­ствия правовых обычаев резко сократилась.

Право Китая

Отношение к праву в китайском обществе не было однозначным. Различные философско-этические системы по-разному понимали место и роль права в регуляции общественных отношений. Так,конфуцианство исходило из вспомога­тельной роли права, которое необходимо тогда, когда не действуют нор­мы морали. Конфуций идеализировал человека, приписывая ему различные добродетели, следование обычаям и ритуалам.

Право Китая формировалось из традиций, обычаев и философско-этических учений. Последние составляли традиционное мировоззрение китайского общества, которое определяло систему приоритетов и целей, а также способов их достижения.

До XIX в. Китай развивался достаточно изолированно, не воспринимая ценностей западной культуры. После свержения маньчжурской династии в 1911 г. и провозглашения рес­публики Китай стремился сформировать правовую систему, основанную на на­циональных традициях.

В 1949 г. произошел резкий переход от традиционного права к социалистическому праву, основанному на идее классовой борьбы. Мо­ральное воспитание гражданских добродетелей было вытеснено формирова­нием чувства классовой ненависти к "контрреволюционным элементам". Враждебность к закону объяснялась отрицанием западных ценностей и институ­тов, а также стремлением сформировать альтернативные способы регуляции общественных отношений.

В 1979 году были проведены реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. В результате повысилась роль и значение зако­на как источника права. В 1982 году была принята новая Конституция. Она послужила основой для обновления законодательства. В настоящее время китайское право все больше воспринимает европейские стандарты.

8. Право Японии

Первоначально японское право создавалось в русле конфуцианской этики, отрицающей идею субъективных прав и акцентирующей внимание на обязанностях. В соответствии с этим японское общество делилось на несколько сословий - самураи (военное сосло­вие), крестьяне, ремесленники, торговцы. Обязанности каждого сословия уточнялись в юридических сборниках, именуемых рицу-ре, которые включа­ли в себя репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре).

После революции Мейдзи (1858 г.) в Японии были созданы предпосылки для быстрого развития капитализма. Перенимается структура европейского права. Первоначально страна развивалась под влиянием прусского права, которое использовалось при создании первой Конституции (1889). Затем было использовано французское гражданское право для регулирования имущественных отношений.

После второй мировой войны усилилось влияние англосаксонского права, в особенности, американского права. При этом японское право сохранило национальную специфику в силу корпоративизма япон­цев, довольно равнодушных к идеям свободы и чело­веческого достоинства.

 



2015-11-20 458 Обсуждений (0)
Характеристика источников права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика источников права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)