Теория Д. Мак Клелланда
Д. Мак Клелланд развил теорию потребностей. Он считал, что людям присущи три основные потребности: 1. Потребность власти. 2. Потребность успеха. 3. Потребность причастности. Потребность власти – желание воздействовать на других людей. Потребность успеха – процесс доведения работы до успешного результата. Потребность в причастности – сотрудничество, налаживание дружеских отношений, взаимопонимание, совместная работа, хороший моральный климат в коллективе, заинтересованность в компании знакомых. Для практики управления важными являются три условия, по мнению Д. Мак Клелланда, обеспечивающие высокую мотивацию достижения: 1. Персональная ответственность за решение проблемы или исполнение задания. 2. Наличие обратной связи о результатах исполнения; обратная связь обеспечивает улучшение результатов. 3. Наличие выполнимой задачи, т. е. задачи достаточно сложной. Успех управленческой деятельности зависит от потребности власти, именно стремление к власти предполагает желание контролировать, влиять и направлять других людей. Д. Мак Клелланд описывал две стороны власти: 1. Личную власть (усилия направлены на достижение личных целей). 2. Социальную власть (усилия направлены на достижение организационных целей). Тех сотрудников, у которых наивысшей является потребность во власти и отсутствует склонность к тирании, а основой является потребность своего влияния, следует заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Сотрудники с высоким уровнем потребности в причастности заинтересуются такой работой, которая будет давать им широкие возможности социального общения, а с потребностью успеха – любят ситуации, где можно взять личную ответственность за поиск решения проблемы на себя.
Двухфакторная теория Ф. Герцберга.
Ф. Герцберг разделил потребности на 2 группы: · гигиенические факторы; · мотиваторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа (температура, отсутствие шума), мотиваторы – с самим характером и сущностью работы (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Распределение факторов в соответствии с теорией Ф. Герцберга
Отсутствие или недостаточная степень гигиенических факторов ведёт к неудовлетворённости работой. Но их присутствие не может мотивировать человека на что-либо. Отсутствие мотиваторов не приводит к неудовлетворённости работой, но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга позволила сделать следующие выводы для практики управления: 1. Многие организации, озабоченные более полным использованием человеческих ресурсов, имеющихся в их распоряжении, идут на большие расходы для того, чтобы создать в организации хорошие условия для работы, считая, что таким образом они могут повысить удовлетворенность работников своим трудом в организации и усилить их мотивацию. Однако следует иметь в виду, что такая политика позволяет добиться лишь снижения неудовлетворенности работников своим трудом, устраняя источники, способные вызвать эту неудовлетворенность. 2. Для эффективного влияния на мотивацию работников, для повышения их готовности напряженно трудиться в интересах организации необходимо не только обратиться к гигиеническим факторам, но и воздействовать на работников через факторы, относящиеся к группе мотиваторов, создавая лучшие условия для признания достижений, профессионального и должностного роста, предлагая более ответственную, перспективную и содержательную работу. 3. Для того, чтобы мотивировать персонал, руководитель должен обеспечить наличие гигиенических и определить основные мотивирующие факторы. 4. Эффективное использование теории возможно при наличии двух перечней факторов и оценок их значимости работника. 5. При разработке программ мотивации следует учитывать, что один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого и наоборот. Поскольку у разных людей разные потребности, мотивировать их будут разные факторы. Ф. Герцберг предполагал наличие большой корреляции между удовлетворенностью от работы и производительностью труда. Мотивацию нужно воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (803)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |