Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы существования и виды бытия



2015-11-20 635 Обсуждений (0)
Проблемы существования и виды бытия 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра

Гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: «Философия»

 

на тему: « Проблемы существования и виды бытия. Диалектика.

Познание»

 

 

Выполнил (а):

Студент (ка) гр.____________

__________________________

шифр _____________________

вариант____________________

 

Проверил (а):

Компаниец Ольга Борисовна

ученая степень: кандидат социологических наук, доцент

 

2015/2016 учебный год

СЛОВАРЬ

Мировоззрение –система общих представлений о мире, месте человека в мире и его отношении к миру. М. может быть научным и ненаучным, например религиозным. Научное мировоззрение вырабатывается как философией, так и конкретными науками. Философское М. отличается предельной обобщенностью, всесторонностью, целостностью, обращенностью к человеку

Онтология –философское учение о бытии. О. изучает природу бытия, происхождение и сущность его основных сфер: природы, общества «второй природы», человека.

Бытие –реально существующая действительность. Философский смысл понятия Б. заключается в предельно широком охвате действительности, осмыслении ее разнообразия, первооснов, способов существования.

Свойство – характеристика объекта, проявляющаяся в его отношении к другим объектам.

Субстанция – первооснова всего существующего, порождающая все многообразие вещей и явлений мира. Такой первоосновой Фалес считал воду, Гераклит – огонь, Пифагор – число, Анаксагор – гомеомерии, Демокрит – атомы, Гегель – абсолютную идею, а современная наука рассматривает в качестве С. всеобщее взаимодействие.

Детерминизм –учение о всеобщей обусловленности, причинности и закономерности явлений действительности. Ядром принципа детерминизма является концепция причинно-следственной связи явлений, согласно которой каждое явление имеет свои причины, по отношению к которым оно выступает как следствие.Причинность носит необходимый характер: при определенных внешних и внутренних условиях причина снеобходимостью порождает следствие. Исследование причинно-следственных связей между явлениями составляет основу научного познания и является отличительной особенностью научного мышления. Различие концепций Д., возникавших в истории философии, связано, прежде всего, с различными трактовками связи понятия причины с понятиями «необходимость» и «случайность». Д. фаталистического толка абсолютизирует необходимость, не оставляя в мире места для случайности (Б. Спиноза, П. Гольбах, П. Лаплас и др.). Абсолютизация случайностей и отрицание необходимости, закономерности означает фактически индетерминизм, т.е. отрицание детерминизма. Представление индетерминистов о том, что бытие – это хаотический поток случайностей, лишенный закономерности, не соответствует действительности и лишает смысла науку. Диалектическая концепция Д. преодолевает крайности фатализма и индетерминизма, выявляя в реальности как необходимость, так и случайность и устанавливая диалектическую взаимосвязь этих моментов бытия.

Индетерминизм –философское учение, отрицающее причинную обусловленность и закономерность явлений действительности. И. противостоит детерминизму, как учению о всеобщей обусловленности, причинности и закономерности явлений бытия.

Динамические и статистические законы.Под динамическими законамипонимаются такие, которые характеризуют однозначную связь состояний в движении исследуемого объекта (примером могут быть законы классической механики). Статистические законыхарактеризуют тенденции, присущие большим совокупностям случайных объектов (событий). Поэтому С.з. присущ вероятностный характер. С.з. имеют место в демографии, генетике, экономике, квантовой механике и т.п.

Диалектика –учение о наиболее фундаментальных, коренных качествах бытия и обусловленных ими методах познания и деятельности. К основным

принципам Д. относятся: противоречивость бытия, познания, человеческой жизни; всеобщая связь явлений; развитие; системность. Д. противостоит метафизика,являющаяся ее антиподом, либо искажающая ее основные принципы.

Сознание – способность человека к идеальному, осмысленному отражению действительности. С. является социальным качеством человека, т.е. формируется только в обществе. К основным качествам С. относятся способность к мышлению, идеальность, идеаторность, рефлексивность, интенциональность,активность, материализация в языке и речи.

Самосознание –познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и действующего субъекта. Самоанализ, самооценка, самокритика, присущие мыслящему субъекту, характеризуются также понятиемрефлексия.

Вера –это жизненная позиция или установка сознания, выражающая убежденности человека в истинности или святости определенных представлений о мире. В. предполагает принятие таких представлений как самоочевидных, независимо от их обоснованности. Вера может быть не только религиозной, но и рациональной. Элементы рациональной веры всегда присутствуют в науке (доверие к тем или иным подходам, концепциям, аксиомам науки, личностям и т.п.). Религиозная вера основана на откровении, иррациональной убежденности в святости религиозного вероучения, на безусловном поклонении всему, что связано с Богом.

Дух и душа. Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа –глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.

Мышление –высшая форма отражения реальности и управления человеческой деятельностью. М. состоит в целенаправленном, активном отражении существенных связей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях, теориях и т.п. Опираясь на чувственные восприятия, М. преодолевает их ограниченность и способно выходить за пределы чувственного опыта, выявлять сущностные законы бытия, творить новое, прогнозировать будущее и т.п.

Разум – высшая форма человеческого мышления, позволяющая отражать закономерные связи и качества вещей в рациональном знании. Р. проявляет себя в формах познания, целеполагания, организации, деятельности. Философским обобщением познавательного опыта Р. является методология и логика.

Познание – процесс производства, приобретения и воспроизведения новых знаний человеком.

Наука –сфера деятельности общества, обеспечивающая производство объективного, достоверного знания о реальности.

Объект и субъект познания –понятия гносеологии.Объект – та часть действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект противостоит субъекту как нечто непонятное, непознанное, но в то же время, требующее изучения.Субъект познания– человек, группа, общество в целом, осуществляющие познавательную деятельность. Следует отметить, что хотя познание непосредственно осуществляется отдельным человеком или группой, тем не менее, в конечном итоге действительным субъектом познания является общество в целом. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев проблемы познания порождены потребностями общественного развития, а само научное познание может реально осуществляться лишь благодаря общественному производству, обеспечению исследований научными приборами, подготовленными кадрами ученых, изданием научных публикаций, созданием и материальным содержанием научных учреждений и т.п.

Истина и заблуждение.Под И. понимается такое знание, которое соответствует своему объекту. В теории познания различают понятия абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина –полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина –неполное, неточное, приблизительное знание, которое уточняется в ходе научного познания. А.и. – это скорее идеал, к которому стремится познание. Большинство же научных истин относительны. Заблуждение –противоположность истины. Под З. понимается искаженное представление об объекте. З., как непреднамеренное искажение, следует отличать от лжи, которая является сознательным, преднамеренным искажением. С точки зрения диалектики И. и З. неразрывно связаны, а роль заблуждений в науке не только отрицательна, но имеет и положительные аспекты. Научное познание невозможно без З. а многие истины добыты в ходе преодоления З. Наличие З. создает в науке противоречия и тем самым стимулирует поиск истины.

Гипотеза –научно обоснованное предположение о природе и причинах какого-либо явления, события. Научная Г. отличается от обыденных предположений и догадок своей обоснованностью фактами, логикой, учетом уже известных закономерностей объекта. Гипотетико-дедуктивныйметод научного исследования заключается в выдвижении гипотез, дедуцировании из них логических следствий и последующей проверки этих следствий фактами (данными эксперимента).

Дедукция и индукция –общенаучные логические методы получения нового знания. Метод дедукции состоит в развертывании рассуждений от общих посылок к частным следствиям по законам логики. Если истинны исходные посылки и не нарушены правила логического вывода, то с необходимостью будут истинными и следствия. Индукция –вид умозаключения, состоящий в движении мысли от частного к общему. Метод индукции состоит в обобщении данных опыта, фактов, полученных в ходе наблюдений и экспериментов, и формировании на этой основе теоретических положений. Методы И. И Д. противоположны по своему характеру и дополняют друг друга в познании.

Революция (социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) измененийболее быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Глобализция –совокупность процессов интеграции стран и народов, ослабления межгосударственных барьеров, развития международных коммуникаций, формирования единого экономического и информационного пространства, охвативших весь мир. Инициаторами глобализации являются развитые страны Запада, прежде всего США, занимающие в мировом экономическом пространстве господствующее положение и использующие его для эксплуатации менее развитых стран и цивилизаций, политического диктата, разрушения культурных ценностей этих цивилизаций. Негативные последствия Социализация – приобщение индивида к социальным нормам в ходе воспитания и личностного развития.

Менталитет –совокупность стереотипов мышления и поведения, присущих людям определенной социально-исторической или этнической общности. В М. соединяются осознанные и неосознанные, рациональные и внерациональные представления людей о мире, о себе, о своем месте в мире, об отношении к другим общностям людей, о разумном и справедливом в мышлении и образе жизни.

Тоталитаризм – общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве структур власти во все сферы жизни общества и отдельного человека.

глобализации вызвали к жизни мощное движение антиглобализма.

Даосизм –философское учение, основанное в VI в. до н.э. в древнем Китае знаменитым мудрецом Лао-Цзы (трактат «Дао-дэ-цзин»). Исходной идеей даосизма является учение о Дао, которое понимается как первооснова мира, его всеобщий закон, источник и путь развития. Главным принципом Д. является следование Дао, которое определяет естественную природу вещей, регулирует мировые процессы, указывает их направление. Следование Дао позволяет достичь Мудрости, Истины, Благодати. Идея следования Дао дополняется в Д. идеей «недеяния» («у-вэй»), требующей ненарушения естественной природы вещей.

Конфуцианство –этико-политическое учение, основанное мыслителем древнего Китая Конфуцием (551-479 г.г. до н.э.). Основу К. составляют проблемы достижения гармоничных отношений человека и общества. К основным категориям К. относятся «жэнь» (человеколюбие, гуманность), «ли» (ритуал, традиции), «цзюнь-цзы» (благородный муж), «сяо жэнь» (мелкий человек) и др.

Проблемы существования и виды бытия

 

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

· бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

· бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2)Бытие человека, в котором можно выделить:

· бытие человека в мире вещей;

· специфически человеческое бытие;

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

· индивидуализированное духовное;

· объективированное духовное;

4) Бытие социального:

· бытие индивида;

· бытие общества.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например вода Фалеса, огонь Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного ос­нования бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к аналогиям опыта. Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как существенную ступень в процессе развития идеи. Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств.

Декарт Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теоретическом познании. Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Бенедикт Спиноза (материалист)). Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистичное понимание природы.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.

Монистические и плюралистические концепции бытия, само-организация бытия

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos – один, единственный) . Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции.

Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе» , о которых ничего нельзя знать.

К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах – бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом – как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон» , т. е. каждая замкнута в самой себе.

Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов» , каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.) . В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Самоорганизация – это процессы самопроизвольного формирования регулярных структур в системах, имеющих выходы и входы для поступления извне энергии, вещества или информации и характеризующихся нелинейными обратными связями. Нелинейность означает необратимость и многовариантность эволюции, возможность неожиданных изменений темпа и направления течения процессов, наличие так называемых точек бифуркации, точек ветвления путей эволюции. Самоорганизация имеет место не только в системах живой природы и человеческом обществе; она может происходить и в определенном классе систем неживой природы.

Общие закономерности самоорганизации сложных систем изучаются синергетикой, выполняющей тем самым синтетическую функцию метадисциплины (от греч. meta – над), соединяющей естествознание и науки о человеке и обществе. Существует ряд подходов в изучении феномена самоорганизции сложных систем: модель параметров порядка и принципа подчинения Г. Хакена, термодинамические модели неравновесных процессов И. Р. Пригожина, модели самоорганизованной критичности (самоорганизация на "краю хаоса") II. Бака и др. Синергетическая концепция саморганизации, разрабатываемая в синергетике и смежных с ней областях, служит естественно-научной конкретизацией философского принципа самодвижения материи.

Проблема единства мира одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, - сложнейшая. Суть ее можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен. Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют. Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть - в многообразии.

Платон утверждал, что мир един. Основу единства составляют идеи, многообразие же, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Таким образом, Платон удвоил реальность: мир стал существовать в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества (хрестоматия 4.3).

Ученик Платона Аристотель сформулировал более сложную и развернутую концепцию соотношения единого и многого. Аристотель выступил против отождествления первоначал с вещественными элементами. Вещественные первоначала недостаточны, чтобы вывести из них все существующее. Кроме материальной причины в мире существует еще три типа причин: движущая, формальная и целевая. Впоследствии Аристотель свел эти три причины к понятию формы, а многообразие объяснял взаимодействием материи и формы. Источником и первопричиной движения Аристотель считал неподвижный перводвигатель - актуальное и абсолютное первоначало.

Философия средневековья предложила свою версию соотношения единого и многого. Единство мира заключается в Боге. Бог есть высшая личность, вечность - его атрибут. Материя творится Богом, соответственно все многообразие мира - результат творческого усилия Бога.

Подобная интерпретация проблемы качественного многообразия мира не могла удовлетворить философов и естествоиспытателей Возрождения и Нового времени. В это время появляется новый ответ на проблему единства и многообразия - пантеизм. Пантеизм отождествляет природу, разум и Бога, тем самым растворяя источник движения материи - духовное начало - в ней самой. Суть пантеистического взгляда: мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Сторонниками пантеизма в его мистической и натуралистической формах были Н. Кузанский, Д. Бруно, Б. Спиноза

Возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира: монизм, дуализм и плюрализм. Позиция монизма - самая распространенная в философии, поэтому на ее содержании следует остановиться подробнее.

Постулируя единство мира, философское мышление может основывать это единство либо в духе, либо в материи. В первом случае мы получаем идеалистический монизм, во втором - материалистический. Сторонники философского монизма независимо от его конкретного варианта, утверждают, что бесконечное мироздание едино, связано универсальными законами, и проявляет себя через многочисленные формы.

Понимание материи как субстанции как раз и связано с требованием понять («вывести») сознание во всех его формах из движения материи, сознанием не обладающей, – понять противоположность материи и сознания (мышления) как лишь относительную противоположность, а не как абсолютную и исходную, каковой она выступает лишь в пределах основного гносеологического вопроса, лишь в рамках гносеологии как особой науки. Категория субстанции, будучи категорией гносеологии (логики), выражает внутри самой гносеологии аспект ограниченности ее специальных понятий – границу их абсолютного значения и применимости. В категории субстанции само мышление (сознание) представляется как один из ее атрибутов, генетически связанный со всеми другими атрибутами и их предполагающий. Материя же как субстанция рассматривается как материя, мыслящая в лице человека «сама себя», а не что-либо «другое». С этим связано и определение сознания как «осознанного бытия», т.е. определение «бытия» как реального субъекта сознания, а сознания – как «предиката», как способа его существования.

 

В широком смысле движение – это всякое изменение, в узком – изменение положения тела в пространстве. Развитие представляет собой поступательное движение, эволюцию, переход от одного состояния к другому. Развитие противопоставляется "творению", "взрыву", появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и "катастрофизму", предполагающему внезапное, одномоментное замещение имеющихся объектов совершенно новыми.

Иногда говорится, что развитие всегда предполагает цель, к которой оно направлено. Это не всегда так. Мы говорим, например, о развитии общества, о развитии природы, но ничего конкретного не знаем о сколько-нибудь отдаленных перспективах развития общества, а в случае природы вообще бессмысленно ставить вопрос, какую цель преследует ее развитие.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе. Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Что касается таких свойств, как длительность времени и протяженность пространства, то их трудно называть свойствами, поскольку они совпадают с самой сущностью пространства и времени. Ведь протяженность и проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени как форм существования материи.

К наиболее характерным свойствам пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно. И хотя до сих пор вопрос об обосновании трехмерности пространства является открытым вопросом, решение его должно лежать в установлении связи трехмерности с фундаментальными физическими процессами.

Диалектика.

 

1)Понятие диалектики. Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учений универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);

б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;

в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

В центре внимания диалектики всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем - материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сама она является лишь отражением этого процесса в мыслящем мозгу.

В историческом развитии складывается основная проблема соотношения диалектики; объективной и диалектики субъективной. Объективная диалектика - это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика - это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: диалектика субъективная или диалектика объективная.

Зачастую, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправданно.

2). Основные законы диалектики. Рассматривая вопрос о происхождении законов диалектики, Энгельс отмечал, что эти законы абстрагируются из истории природы и общества, ибо сами эти законы суть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также законы мышления. Эти законы, говорил Энгельс, по сути дела, сводятся к трем законам:

закон перехода количества в качество и обратно;

закон единства и взаимного проникновения противоположностей;

закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает суть процесса развития. Его источником является противоречие (единство противоположностей). Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и водном и том же отношении;

в) взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, теория - практика, материальное - идеальное и др.).

Единство (тождество) конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое). Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок.

Качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Это такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства.

Свойство - сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами.

Количество - философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определенности предмета относятся: величина составляющих его элементов, объем, размеры, степень выраженности и интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики.

Мера - философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Значение границ этого интервала изменяется с изменением условий, положение границ может быть нечетким и трудноопределимым - особенно это относится ко многим социальным и духовным явлениям.

Скачок - философская категория, выражающая:

а) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются;

б) быстроту изменений: «скорость» скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры;

в) превращение в противоположность, «насыщенностям противоречиями и их разрешение;

г) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого.

Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимоперехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т. п.).

3акон отрицания отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание», выражающая:

а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существования данного предмета как целостной системы, конец его развития (внешнее, «зряшное» отрицание, деструкция);

б) самоотрицание как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»).

В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в конечном счете играет внутреннее отрицание.

3). Функции диалектики. Диалектика, будучи целостной системой своих элементов, обладает определенной структурой и выполняет ряд функций. Основными из них являются следующие.

1. Онтологическая функция: нацеленность диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей - реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсально-объективных характеристиках. Здесь в качестве основной решается задача - представить ма



2015-11-20 635 Обсуждений (0)
Проблемы существования и виды бытия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы существования и виды бытия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (635)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)