Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 5. Структура морали




Мораль как диалектическое единство нравственного сознания и нравственной деятельности.

Структурные компоненты нравственного сознания. Нравственные принципы как обобщенные мировоззренческие установки, определяющие тип нравственности и способы ее реализации. Универсальныемировоззренческие(гуманизм, патриотизм, интернационализм, справедливость, ненасилие и др.) и собственно моральные(альтруизм, аскетизм, добродетельность, утилитаризми др.) принципы. Конкретизация нравственных принципов в моральных нормах. Императивность нравственных норм.

Нравственные ценности,их специфика в структуре нравственного сознания.Иерархия и типология нравственных ценностей как проблемы этики. Характеристика основных подходов к пониманию нравственных ценностей, сложившихся в этической теории. Соотношение с нравственным идеалом. Ценностные ориентациикак своеобразная система координат индивида. Моральная оценка и моральная самооценка: определение и механизмы осуществления.

Характеристика нравственной деятельности. Действия – операции и действия – поступки. Нравственный мотив и моральная мотивация. Роль мотивации и проблема морального выбора в нравственной деятельности.



Тема 6. Природа и сущность

Этических категорий

Определение этических категорий. Категории «добро» и «зло» как наиболее общие критерии моральной оценки. Соотнесенность с идеалом. Онтологический и аксиологический подходы к пониманию природы и содержания категорий «добро» и «зло». Их интерпретации в истории этических учений. Проблема абсолюта в морали: абсолютное добро и абсолютное зло. Взаимообусловленность добра и зла.

Категории «долг»и«совесть». Императивность как свойство морали. Соотношение «сущего» и «должного». Универсальность нравственных требований. «Категорический императив»И.Канта как опыт предельного значения императивности в этике. Воплощение морального императива в категории «долг».

«Совесть»как инобытие долга. Осмысление понятия в этических теориях Античности. Своеобразие интерпретации в концепции фрейдизма. Понятия «авторитарная» и «гуманистическая» совесть в этике Э.Фромма.

Этические категории «смысл жизни», «счастье», «справедливость», «нравственная свобода» как воплощение высших нравственных ценностей человека.

Этические категории «честь», «достоинство», «ответственность»как источники нравственной мотивации.

Тема 7. Проблема происхождения морали

Мифологическая концепция происхождения морали и ее интерпретация в наиболее влиятельных креационистских и идеалистических теориях.

Рассмотрение морали в качестве закономерного этапа эволюционного развития групповых инстинктов животных как способа выживания вида в натуралистических (эволюционистских) теориях.Разработка этих идей в этических концепциях Ч.Дарвина, Г.Спенсера, П.А.Кропоткина, К.Лоренца. Отождествление биологического и социального (морального) как проявление ограниченности подобных теорий.

Многообразие антропологических концепций происхождения моралии их особенности. Осмысление проблемы происхождения морали представителями гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма и прагматизма,в теориях«разумного эгоизма» французских материалистов и русских мыслителей ХIX века, в концепции Э.Фромма и др.

Осмысление проблемы происхождения морали на основе целесообразной человеческой деятельности в марксистскойэтике.

Особенности решения проблемы в современной этической науке.

Раздел III. История этических учений

Тема 8. Основные этические системы

Античности

Социально-исторические предпосылки зарождения философско-этического мировоззрения в Древней Греции. Гесиод -первый моралист в истории европейской культуры. Противопоставление сущего и должного в его утилитаристской моральной проповеди. Осмысление принципов меры и самоограничения в высказываниях семи мудрецов.Проблема нравственного переустройства общества в учении пифагорейцев. Мудрость как критерий нравственности и элементы диалектики в этических представлениях Гераклита. Зарождение эвдемонистической традиции в нравственных размышлениях Демокрита.

Учение софистовкак первый зрелый этап этической рефлексии Древней Греции. Релятивизм иутилитаризм - основные черты этики софистов.

Абсолютизм (ригоризм и догматизм) в этических размышлениях Сократа.Позиция рационализма в интерпретации моральных проблем. Метод «субъективной диалектики» Сократа. Определение главных добродетелей (мудрость, мужество, справедливость, умеренность). Развитие эвдемонистическойтрадиции в этическом учении Сократа, отождествление смысла жизни, высшего блага с достижением счастья. Соотношение счастья и наслаждения, проблема свободы воли в учении Сократа. Этика Сократа как основание для появления устойчивых традиций последующей этической рефлексии. Методологическая ограниченность рационалистической этики Сократа.

Формирование сократических школкак результат поливариативной интерпретации идей Сократа о счастье. Гедонизм– основной моральный принцип киренаиков (Аристипп из Кирены). Абсолютизация значения удовольствий в достижении счастья, натурализация человека и отсутствие чувства меры в гедонистических побуждениях как основные принципы киренской школы.

Ригористическая тенденция понимания морали, декларация самоценности добродетели представителями кинической школы(Антисфен, Диоген Синопский). Крайнее отрицание наслаждения, абсолютизация идеи свободыот общества путем отрицания его ценностей, доведенное до игнорирования элементарных моральных правил – главные этические принципы киников.

Объективно-идеалистическая этика Платонакак учениео нравственномсовершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души. Учение об идеях и душе.

Обобщение этических взглядов в этике Аристотеля. Установка на прикладное, практическое значение морали, социальная ориентированность этической рефлексии (взаимосвязь этики и политики). Учение Аристотеля о высшем благе и добродетелях. Классификация добродетелей и пороков. Анализ их динамики. Представления Аристотеля о «среднем пути» как воплощение принципа меры.

Преодоление рационалистического абсолютизма Сократа в этических воззрениях Платона и Аристотеля.

Влияние кризиса рабовладельческого общества на этическую рефлексию. Обращение античной этики эпохи эллинизмак внутреннему миру личности, поиски истоков морали в человеческой субъективности.

Эвдемонистическое учение Эпикуракак попытка согласования притязаний гедонизма и позиции киников. Идея иерархичности в учении об удовольствиях. Добродетель как условие счастья. Мудрость и умеренность – главные добродетели в учении Эпикура. Атараксия как абсолютное благо.

Развитие ригористическойтенденции в этике стоицизма,выраженной в идее самоценности добродетели. Периодизация истории стоицизма. Нравственные принципы Новой Стои: противопоставление нравственно совершенной личности несовершенному миру, умение правильно переносить испытания, моральный характер действия и отношения к миру, независимо от цели и результата. Апатиякак нравственный идеал стоиков. Близость стоических взглядов к христианству.

 

Тема 9. Этические учения европейского

Средневековья

Отрицание античной моральной философии в средневековой этической рефлексии. Религиозная вера как основа интерпретации нравственности. Идея Бога как источника и критерия морали. Представления о свободной воле человека как источнике зла. Трансцендентное понимание смысла человеческого бытия; крайний ригоризм (отказ от своеволия, полное подчинение воле Бога); аскетизм; противопоставление Божественной нравственности и земной чувственности; противоречивое сочетание пессимизма, связанного с «видимым» миром и оптимизма, обусловленного надеждой на небесное спасение - основные черты нравственной проблематики эпохи.

Основные направления развития этической мысли Средневековья:

1. Этические учения, сформировавшиеся в лоне ортодоксальной христианской религии:

Объективно-божественное обоснование морали в учении Августина Блаженного. Основные положения его этики: Бог – источник добра и блага; зло – отклонение воли человека от Бога в пользу собственного бытия; любовь – универсальная движущая сила; добродетель – определенный порядок в любви. Интерпретация традиционных добродетелей в учении Августина. Представления о монашестве как нравственном идеале.

Попытки примирения веры и разума, морали и религии в этике Фомы Аквинского как результат рационализации миропонимания. Интерпретация этики Аристотеля на основе морального идеала христианства. Представления о высшем благе и блаженстве. Учение Фомы Аквинского о добродетелях как пути к высшему благу. Иерархия добродетелей. Разум как основа добродетелей и свободной воли человека.

2. Этические воззрения, сформировавшиеся внутри оппозиционных еретических движений:

Нравственный дуализм и осмысление природы зла в еретических учениях. Отказ от материально–чувственного, как основное содержание добродетели. Аскетизм как доступный человеку способ освобождения от зла.

3. Проявления светской морали:

Отражение феодально-сословных отношений в рыцарской этике. Основные добродетели рыцарского этоса. Эволюция рыцарского нравственного идеала в рамках средневековой эпохи.

Этика городского свободомыслия.Индивидуализация морали в нравственном учении Пьера Абеляра. Отрицание религиозного аскетизма и лицемерия рыцарских кодексов. Представление о добродетелях как врожденных качествах личности. Равенство христиан и язычников перед моральным идеалом. Роль разума, свободы и ответственности в нравственной деятельностичеловека.

Мотивы секуляризации морали, взаимосвязь разума и нравственного поведения в материалистической этике Сигера Брабантскогои идеях свободомыслия Майстера Экхарта.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)