Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 3. Нравственные проблемы современного российского общества




Нравственный релятивизм: «pro” et “contra”

Нравственные аспекты современной массовой культуры

Проблема смертной казни: «pro» et «contra».

Эвтаназия: этические аргументы «за» и «против».

Этические проблемы современной науки

Нравственный аспект политической культуры. Власть и совесть

Проблема нравственных приоритетов в русском национальном самосознании.

Тема 4. Мораль как специфическая форма общественного сознания

Мораль и наука

Мораль и религия

Мораль и наука

Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие и парадигмы: нравственные основания

Мораль и искусство. Гений и злодейство как «открытая» проблема.

Мораль и политика. Нравственный принцип и политический интерес.

Мораль и право как формы социальной регуляции

 

Тема 5. Структура морали

1. Структура морали как проблема теоретической этики

2. Нравственные нормы как императивы индивидуального и общественного сознания.

3. Нравственные принципы: классификация и развитие в истории этики.

4. Проблема нравственных ценностей в этике.

5. Нравственные ценности и идеал.

6. Моральная оценка и моральная самооценка

7. Роль мотивации и проблема морального выбора в нравственной деятельности.

 

Тема 6. Природа и сущность этических категорий

1. Онтологический и аксиологический подходы к пониманию природы и содержания категорий «добро» и «зло».

2. Христианская концепция зла. Теодицея.

3. Императивность морали. Категория «долг».

4. Интерпретации категории «совесть» в истории этической мысли.

5. Жизнь и смерть как нравственные представления. Проблема смысла жизни в истории этики.

6. Категория «счастье». Эвдемонистическая традиция в этике.

Тема 7. Проблема происхождения морали

1. Общая характеристика онтологического подхода и креационистских концепций происхождения морали.

2. Аксиологический подход и антропологические теории происхождения морали

3. Проблема происхождения морали в эволюционной этике.

4. Осмысление проблемы происхождения морали в современной отечественной этике.

Тема 8. Основные этические системы Античности

1. Эвдемонистические тенденции в этической рефлексии Античности.

2. Гедонистические и утилитаристские теории Античности.

3. Рационалистическая традиция в античной этике.

4. Ригористические тенденции в учениях античных философов о морали.

5. Стоицизм как предтеча христианской этики.

Тема 7. Этические учения европейского Средневековья

1. Этическая проблематика в трактатах Августина Блаженного.

2. Вера и разум в этической концепции Фомы Аквинского.

3. Нравственный дуализм народных еретических движений.

4. Рыцарский этос: основные черты морального кодекса.

5. Этика городского свободомыслия.

 

Тема 8. Этика итальянского гуманизма

1. Буржуазный гуманизм как основа этических учений Возрождения.

2.Эволюция нравственных представлений итальянских гуманистов: основные тенденции.

3.Развитие утилитаристских и гедонистических теорий в контексте

буржуазного гуманизма.

4. Взаимодействие морали и политики в натуралистической концепции Н. Макиавелли.

5. Личность и судьба Дж.Бруно как воплощение нравственного идеала "героического энтузиазма".

 

Тема 9. Этическая рефлексия Нового времени

1. Поиск универсального научного метода и объяснительного принципа в натуралистической этике Р.Декарта и рационалистической этике Б.Спинозы.

2. Примирение индивидуальных стремлений и общественного блага в концепциях «разумного эгоизма» и этике прав человека.

3. Новаторская этика И.Канта.

Тема 10. Этические теории второй половины ХIХ - ХХ веков

Имморализм как явление культуры и феномен философской мысли.

Основные положения пессимистической этики.

Эволюционная этика: основные положения и общая характеристика.

Гуманистически ориентированные этические системы.

Этика дискурса.

Тема 11. Этическая мысль в России

1. Этический иррационализм Н.А.Бердяева.

2. Этика "всеединства" Вл.Соловьева.

Примерные тесты для текущего контроля

Что такое этика?

а) совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений

б) философская наука, объектом изучения которой является мораль

 

2. Для обозначения особой области знания термин «этика» ввел:

а) Сократ

б) Аристотель

в) Кант

 

Какую группу научных понятий Вы отнесете к числу этических категорий?

а) добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье

б) прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, комическое, трагическое

в) свобода, необходимость, причина, следствие, закономерность, случайность

 

Что Вы назовете добродетелями или нравственными качествами личности?

а) мудрость, мужество, справедливость, правдивость, щедрость б) художественный вкус, талант, интеллект

в) законопослушание, пунктуальность, дисциплинированность

 

Какие из указанных нравственных требований Вы назовете нравственными нормами?

а) интернационализм, альтруизм, аскетизм, патриотизм, ненасилие, гуманизм.

б) не убей, не укради, уважай старших, будь правдив, заботься о родителях.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)