Материал из Летний лагеря. Перейти к: навигация, поиск
Перейти к: навигация, поиск
Общение в группе происходит между вожатым и его подопечными в конце каждого дня. Вожатый руководит общением, а все воспитанники активно в нем участвуют. Чаще всего общение в группе проходит в комнате, хотя иногда оно может проводиться на берегу реки или в каком-то другом тихом романтичном уголке лагеря, которое группа выберет своим «священным местом».
Общение в группе – последнее мероприятие перед отходом ко сну. Что особенно важно в это время дня? Человеческая душа. Наши чувства и переживания, эмоции, радости и разочарования, навеянные событиями прошедшего дня, наши планы на ближайшее и далекое будущее выходят перед сном на первый план. Это время, когда раздумья над достижениями и ошибками, мечты всей жизни и навязчивые страхи наполняют наше сердце и подчиняют себе наши разум. Для каждого из нас это лучший момент для того, чтобы предаться размышлениям.
Опытный вожатый обратит также внимание на бытовую сторону. Чтобы на общении возникла атмосфера близости и доверия, все должны хорошо слышать друг друга и иметь зрительный контакт. Это означает, что воспитанникам не нужно лежать на кровати или сидеть на разном уровне. Им нужно разместиться так, чтобы образовать полукруг, а наставник сядет напротив. Всем должно быть удобно и уютно.
У каждого человека свои привычки подготовки ко сну. Этот факт – естественное испытание для вожатого: сможет ли он собрать своих воспитанников вместе и в тоже время установить атмосферу единства, необходимую для общения? Объясни воспитанникам цель и содержание общения в группе, помоги им договориться, что делает каждый из них для того, чтобы все прошло гладко. Реши организационные вопросы – туалет, чистка зубов, когда каждый будет готов начать общение. Общение в группе становится настоящей проверкой характера. В это время каждый должен всмотреться в себя и задать себе следующие вопросы: Хочу ли я участвовать в этом общении? Готов ли я снизойти к интересам и привычкам других и пожертвовать частью своей независимости и уединения? Буду ли я участвовать в сплочении группы, или буду разрушать ее гармонию. Вожатому желательно также обратить внимание на бытовую сторону. Чтобы в общении возникла атмосфера близости и доверия, все должны хорошо слышать друг друга и иметь зрительный контакт. Это значит что им необходимо расположиться на одном уровне в кругу, всем должно быть удобно и уютно.
Проведение “снэка” (вечернего чая) имеет ряд преимуществ. Пища естественным образом привлекает детей к её месту расположения. За приемом (поеданием) “сонника” беседа течет естественно и свободно. Начни с разговоров о пустяках и внимательно слушай - что говорят подростки. В нужный момент переведи разговор на впечатления прошедшего дня и то, что думают о них воспитанники. Тебе решать, что лучше: не прерывать разговор и убрать остатки “пятого питания” уже после общения в группе, или сделать краткий перерыв, собрав оставшееся, отставить их в сторону и продолжать общение. В твоем лагере могут быть свои традиции проведения снэка и общения в группе – посоветуйся с координатором программы до начала смены и узнай, чего он ожидает от тебя.
Цель общения в группе – суммировать все впечатления прошедшего дня в один мощный «обучающий момент». Цель общения в группе – поразмышлять о том, как мы относились друг к другу. Это время нам нужно посвятить тому, чтобы подарить друг другу «теплые пушинки» и терпеливо помочь вытащить все «холодные колючки».
КАК ДАРИТЬ «ТЕПЛЫЕ ПУШИНКИ»
Возможно, у тебя не будет времени подарить каждому подопечному «теплую пушинку» каждый вечер. Однако каждому воспитаннику нужно получать хотя бы одну «теплую пушинку» в сутки, и тебе следует дарить их не только вечером во время общения в группе, но и в течение дня, как только представится подходящая возможность. Избегай незаслуженных или пустых «теплых пушинок».
КАК ВЫТАСКИВАТЬ «ХОЛОДНЫЕ КОЛЮЧКИ»
Представьте: один из них глубоко обижен тем, что произошло (или тем, что должно было произойти, но не произошло). Он слишком обижен, или слишком испуган, или слишком застенчив, чтобы говорить об этом. Тот же (или те), кто виноват в происшедшем, слишком горд, или слишком боится признаться и попросить прощения, или просто не сознает, что обидел или разочаровал кого-то.
Если ты знаешь о какой-то «холодной колючке», на тебе лежит ответственность за то, чтобы мудро ее вытащить. Если же никакие «холодные колючки» тебе не известны, ты просто искренне приглашаешь всех разобраться с тем, что смущает или заботит их. У каждого из нас есть право закончить день в мире с собой и с человеком, – утвержденными и прощенными. Наблюдай за каждым воспитанником – язык его жестов выдаст чувство вины или обиды. Если ты видишь грустное лицо или замечаешь, что один из воспитанников не участвует в разговоре, это может быть знаком полученной им «холодной колючки».
ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ
Уроки о том, как людям жить в гармонии и как все мы можем способствовать созданию этой гармонии. Уроки о том, как растет сплоченность группы и как выигрывает каждый, когда все вносят вклад в развитие групповой динамики.
ГОСТИ НА ОБЩЕНИИ В ГРУППЕ
В завершении можно рассказать романтическую историю, провести какое-либо тихое мероприятие мероприятие на сплочение группы, возможны какие-либо ритуальчики окончания общения, принятые группой.
Взаимодействие с проблемными детьми в команде
Тип Говорун-террорист говорит непрестанно. В своей наиболее утомитсльной форме это крикун, который занимает доминирующее положение в группе и является лидером любой дискуссии. В своем более мирном, но не менее опасном виде это болтун, который, о чем бьт ни шла речь, всегда утверждает, что нечто подобное с ним уже случалось. При возникновении любого проявления разговорного террора группа ждет, что инструктор призовет такого участника к порядку. Причины Хотя эффекты «разговорного террора» могут различаться, его иричиной всегда является отсутствие ощущения безопасности. Разговорчивый участник часто чувствует, что он должен утвердиться перед лицом наставника и/или группы, поэтому он может потратить болыыую часть своего времени на попытки продемонстрировать групие глубину своих знаний, убеждая ее, что заслуживает уважения (это тип говоруна, для краткой характеристики которого лучше всего подходит фраза «я все это знаю»). Или же он может искать одобрения проявляемой им активности («энтузиаст-работяга»). Возможно, он просто хочет, чтобы группа считала его человеком. Любимые фразы: «Я считаю, что буду прав, если скажу...», «То, что я делаю всегда,..,»,«Я». Контроль
Тип Некоторое количество конструктивной критики часто является движущей силой тренинга. Но такой любитель критики, как Великий Ворчун, создает для группы значительные трудности, так как он рассматривает каждую дискуссию как возможность пожаловаться на свою компанию, на людей, с которыми он работает, на те условия, в которых ему приходится трудиться... На самом деле, это может быть недовольство чем угодно. Если дать такому человеку шанс поговорить о наболевшем, его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы. Причины Великому Ворчуну необходимо удостовериться в том, что он имеет право видеть вещи именно в таком свете, в котором он видит их почти всегда, и что другие разделяют его убеждения. Это не значит, что он действительно хочет что-то изменить, потому что, даже если устранить причину его возмущения, он тут же найдет чтото такое, о чем можно постонать. Нет, важно понять, что, когда он подчеркивает нечто плохое, он может иметь вескую причину вести себя таким образом. Его установка: «Почему я должен тратить силы на 2, когда жизнь - весь остальной мир делает X?» Любимыс фразы: «Проблема в том,..», «Ну ладпо, это все прекрасно...», «Но...». Контроль Опасность при взаимодействии с Великим Ворчуном состоит в том, что вы можетс вступить с ним в дискуссию на его любимую тему, вместо того чтобы заниматься запланированными вопросами. Не попадите в ловушку.
Фома неверующий — вариант Великого Ворчуна. Главное отличие состоит в том, что у Ворчуна обычно только одна или две проблемы, Фома же настолько отрицательно настроен, что его скептицизм распространяется иа все. Как и в случае с Ворчуном, если позволить проявитъся его негативной установке, она может оказаться заразительной и повергнуть в мрачное и унылое состояние целую группу. Причнны Фома неверующий практически всегда гораздо старше всех остальных участников тренинга. Если в вашей группе есть такой человек, его установка может быть результатом его жизненного опыта; вероятно, он видел, как слишком многие ирекрасные идеи выдохлись и пропали зря. Вполне возможно, что некоторые из этих невоплощенных идей были его собственными, и это сделало его менее восприимчивым к идеям других людей. Наконец, может оказаться, что скептик (старый или молодой) чувствует, что он сомневается в своей способности создавать новые подходы, ороцессы или процедуры, и поэтому рассматривает их как угрозу, которую лучше обезвредитъ посредством пренебрежительного отношения. Любимые фразы; «Это никогда не будет работатъ», «Мы пробовали делать так раньше». Контроль
Цветочек назван так потому, что, отделенный от группы и похожий на декоративное растение, он вносит очень маленький вклад в общую работу, разве что придает ей некий колорит. Причины Существуют разнообразные причины, в силу которых Цветочек может сохранять молчание или находиться в стороне от группы, и они относятся не только к особенностям его личности. Может быть, он считает, что если он что-то скажет, то выставит себя на посмешище, и из-за этого предпочитает отсиживаться. Может быть, тема не является интересной для Цветочка, и он находит ее бесполезной. А может быть, ему трудно выражать свои мысли или он просто предиочитает слушать, а не говорить. Любимая фраза: «Извините», ... Контроль Подход, который вы предпримете, будет зависеть от причин, которые, по вашему мнению, приводят к отсутствию стремления Цветочка к участию в работе группы. Какими бы они ни были, вам необходимо найти подходящий способ, чтобы включить его в работу. Если вы считаете, что его нежелание вызвано отсутствием чувства безопасности, дайте ему почувствоватъ себя более уверенно перед группой.
Тип На первый взгляд трудно поверить, что кто-то может иметь что-нибудь против Шута. Он вызывает улыбки на лицах окружающих, и всегда можно рассчитьшатъ, что у него припасена веселая шутка на любой случай. В действительности именно его способность находить смешиое в любой ситуации, по-видимому, постепенно вызывает раздражение остальных участников тренинга. В умеренных дозах его чувство юмора может быть очень ценным для группы качеством. Оно помогает разрушить баръеры, расслабляет группу и способствует появленшо среди ее членов чувства товаршцества. Однако когда шутки затягиваются или часто повторяются, они могут действовать подобно большому количеству шоколада, Когда проаадает эффект новизны, все, что остается, это привкус тошноты и отвращение. Члены группы постоянно боятся сказать что-то, что может дать повод для шутки, прозвучать двусмысленно или превратиться в намек. Причины Вряд ли Шут способен осознавать боль, которую он часто причиняет своим бестактным юмором или соскальзывающими с языка язвительными замечаииями. На самом деле есть шанс, что если бы ему указали на то, как воспринимаются его шутки, он был бы страшно огорчен. Его поведение диктуется простой целью — быть «одним из этих парней» и считаться частью группы. Любимые фразы: «Это напоминает мне...», «Я однажды знал такого чеяовека....» Контроль Сложность контролирования Шута заключается в балансировании между смехом и снисходительностью,
Тип В отличие от предыдущих категорий «трудных людей» Конспираторы не могут действовать в одиночку. Для успешной работы им необходимо объединить усилия с еще одним или несколькими участниками. Несмотря на название, в их действиях редко есть что-то негативное. Этот тип назван так из-за того, как выглядят Конспираторы в момент, когда они объединены в своей собственной частной дискуссии, не обращая никакого внимания на тех, кто находится вокруг них. Причины Часто цель этой беседы — прояснить некий вопрос, в котором несведущ один из их «партии». Когда такое поведение проявляется сразу после какого-нибудь перерыва, это вероятно, завершение ранее начатой беседы. Любимые фразы: «О чем мы?» (сказано полушепотом). Контроль
График настроения
Вот опробованные варианты: «Ночные окна» - на темном фоне рисуются дома (многоэтажки) с окошками, одна палата – один дом. Количество окошек в каждом доме равно дням смены. Ежевечернее каждая палата замалякивает своё окошко:
Можно дополнять разными фишками: · горшок с цветком на окошке – у нас в отряде/палате день рождения/победа, призовое место/ · кот на окошке – сегодня наша палата самая чистая · паутина – соответственно самая неаккуратная палата Собственно можно придумывать до бесконечности... «Чайки над морем» - чайки рисуются по количеству дней в смене карандашом
чайка с рыбкой в лапках – победа отряда в мероприятии в лапах у чайки может быть всё что угодно, лишь бы это отражало происходящее в отряде. «Закат» - рисуется солнце, погружающееся в море, делится на сектора, которые зарисовываются разными цветами: красным, желтым, темно-бордовым. К концу смены получается очень-очень красивое солнце. Если, конечно, смена была интересной и радостной. «Шарики» - подходит для младших отрядов. Рисуется любой популярный в детском возрасте персонаж, который держит связку шариков. Шарики раскрашиваются в цвета, согласно настроению малышни. Рекомендация: не вводить темные цвета (чёрный, коричневый, серый), заменить их на синий, зеленый, сиреневый. Получается не так красиво, как солнышко, но вполне достойно. На прощание можно детям дарить шарики того цвета, который обозначал «отличный день» с пожеланиями на бумажке внутри. «Смайлики» - самая простая и доступная форма, но симпатичная. Рисуются смайлики – кружочек и два глазика. Каждый вечер дорисовывается ротик – улыбка, равнодушный, грустный, кричащий, улыбка до ушей и т.д. насколько хватит фантазии.
«Нотки» - тоже больше для малышей. Нарисовать нотную линейку и выставлять нотки в соответствии с настроением «выше-ниже». «Свечи» - для зимней смены, на которую выпадает Новый год. Рисуем елку и свечки на ней. Каждый вечер «зажигаем» свечи разноцветными огоньками. Если отряд где-нибудь победил, то добавляем подарок под ёлку, если очень хочется домой, то дорисовываем чемодан под ёлкой. Интересно это тем, что каждый может рисовать свою собственную свечку и выразить свое настроение, а не отрядное. Так к концу смены ёлка становится невидна из-за свечей «Цветопись настроения» - это еще один вариант графика настроений. Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Можно использовать цветопись или ее еще называют "экран настроения". С его помощью можно наблюдать настроение каждого ребенка ежедневно, анализировать причины изменения настроения.
Оформить "экран настроения" можно различными способами и поместить его на ваш отрядный уголок. Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета». Условием цветописи является ее анонимность. Чтобы легче было проследить настроение каждого ребенка в течение смены, можно создать на вашем отрядном месте лист "индивидуальных настроений". Он может выглядеть следующим образом: Личный, секретный знак каждого ребенка 24.07 24.07 24.07 Каждый день ребята закрашивают свою клеточку соответствующим их настроению цветом.
Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению. Это рефлексия дня. Педагог сразу сможет увидеть, что ребята "сидят" в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, надолго в красном, - нужно ли ждать срыва в поведении. Бесконечное нудное настроение - повод для размышления. В рефлексии дети ежедневно выбирают волну (рыбку) определенного цвета, соответствующую их настроению, и составляют свой личный аквариум. Это невербальное выражение эмоционального самочувствия ребенка — материал к размышлению, осмыслению деятельности вожатых:
«Радуга настроения» Есть еще одна очень интересная форма работы в помощь вожатому - "Радуга настроения". Её можно сделать по-разному. Если вожатому важно знать общее, среднее настроение отряда, то можно повесить на отрядном месте рисунок - дерево, дом или комету с длинным хвостом, а рядом - конвертики с маленькими листочками, кирпичиками, звездочками разных цветов. Каждый вечер перед тем как лечь спать, каждый ребенок приклеивает к рисунку цвет, соответствующий его настроению. Например, если у вас на отрядном месте "Дерево настроения ", то в конвертах - листики разного цвета: зеленые - отличное, радостное настроение; желтые - хорошев, спокойное; оранжевые - грустное, печальное; красные удрученное , плохое. Чем зеленее ваше дерево, там лучше у ребят настроение. Но если в вашем отряде наступила "осень", это знак тревоги для вожатых, нужно срочно что-то придумывать, поднимать настроение. На дерево можно для каждого дня отвести отдельную ветку, в доме - этаж и т.д. И в конце смены вы получите эмоциональную картинку отрядной жизни. Если же вожатого и нтересует настроен и е каждого ребенка, тогда нужно сделать карточки настроения отдельно для каждого. На отрядном месте нужно повесить красочный плакат с обозначениями цветов. Здесь их может быть уже больше. Например: желтый - отличное, хочется петь, смеяться, летать; оранжевый - хорошее, радостное, веселое; голубой - светлое, спокойное, безмятежное; белый - равнодушное, безразличное; зеленый - печальное, грустное; красный - неспокойное, тревожное, что-то не так, не пойму, что; черный - ужасное, мрачное, хочется плакать. Каждый вечер вожатый или дежком раздает ребятам их карточки. И ребята, закрасив клеточку сегодняшнего дня соответствующим цветом, опускают ее в специальный почтовый ящик. (И ящик, и плакат, и карточки ребята могут сделать сами в первый - во второй день. Это может быть одним из заданий.) После отбоя вожатый вынимает из ящика карточки и смотрит, у кого какое настроение. Вожатый не всегда знает, почему у ребенка плохое настроение. Иногда дети используют черный цвет, чтобы просто вызвать к себе внимание вожатого. Причины могут быть самые неожиданные. Но к любым из них следует отнестись серьезно. Подойдите, побеседуйте, но и не навязывайтесь. Вы не всегда сможет е помочь, но попытаться надо обязательно. Изучение настроения детей займет у вас 15-20 минут в день, а пользу принесет огромную. Что может повлиять на настроение ребенка?
Очень наглядными, интересными и эффективными являются также рефлексивные методики «Острова», «Рефлексивная мишень», «Цепочка пожеланий» и т.д… Оценку настроения детей можно также проводить после каждого крупного мероприятия в лагере.
Делегирование от вожатого детям Делегирование: самая суть
Делегирование — действие, совершенно необходимое. Хочет вожатый или не хочет, нравится ему или нет, умеет он или не умеет — делегировать вынуждает жизнь. Можно сказать, что это — объективная необходимость. Если вожатый умеет распределять между подопечными конкретные задания, значит, он овладел одной из основных заповедей: «Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям». Почему делегирование является необходимым? Конечно, делегирование требует времени. Но если оно осуществляется эффективно, то вожатый выигрывает больше времени, чем тратит. Ведь эффективно организованное делегирование дает очень многое. Судите сами:
Психологические условия успешного делегирования Сначала выясним, что можно делегировать, а что — нет. Делегировать в любом случае надо:
Никогда не подлежат делегированию:
Итак, начиная смену, рассмотрите возможность делегирования каждой имеющейся задачи, выделите те, которые подлежат делегированию, и действуйте. Само собой разумеется, что делегирование есть не простое поручение или перепоручение задачи, а такое поручение задачи, которое соотнесено с возможностями и способностями (а также загруженностью!) подопечных. Загруженность подопечных — важнейший регулятор вашей активности при делегировании. Правила делегирования
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |