Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


От 23 апреля 2014 г. по делу N А10-5458/2013



2015-11-20 346 Обсуждений (0)
От 23 апреля 2014 г. по делу N А10-5458/2013 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Аригуновой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН 1020300972680, ИНН 0323007532)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Солнце Тугнуя" (ОГРН 1090327006330, ИНН 0314010560)

о взыскании 79 516 040 рублей - субсидий

при участии в заседании

от истца: не явился, извещен, заказное письмо с уведомлением N 67000873860133 вручено 04.04.2014 г., представитель извещен под расписку

от ответчика: не явился, извещен, заказное письмо с уведомлением N 6700087386014 возвращено с отметкой "истек срок хранения", представитель извещен под расписку

 

установил:

 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Солнце Тугнуя" о взыскании субсидий в размере 79 516 040 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что 29.12.2010 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и обществом с ограниченной ответственностью "Солнце Тугнуя" (далее ООО "Солнце Тугнуя") заключено соглашение об оказании мер государственной поддержки. По условиям соглашения, в соответствии с Республиканской целевой программой "Производство картофеля и овощей в республике Бурятия на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.04.09 N 129, в соответствии с порядком предоставления субсидии из республиканского бюджета на реализацию мероприятий Республиканской целевой программы ООО "Солнце Тугнуя" были предоставлены субсидии в сумме 64 275 400 руб. на покупку и монтаж тепличного комплекса и выращивание овощей закрытого грунта согласно индикаторов реализации соглашения.

Таким образом, ответчик принял на себя обязательство выполнения индикаторов, в том числе урожайность: 2011-2,6 кг/м.кв., 2012-45 кг/м.кв., валовый сбор: 2011-30 тонн, 2012-360 тонн. В соответствии с пунктом 3.1. соглашения, в случае нарушения получателем условий настоящего соглашения, истец вправе расторгнуть его в одностороннем порядке, отказать в предоставлении субсидий, взыскать (списать) в безакцептном порядке перечисленные получателю субсидии. Истец свои обязательства выполнил в полном объеме.

В рамках соглашения N 2 и в соответствии финансированием, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 28.11.2011 г. N 622 истцу были предоставлены субсидии в сумме 15 240 640 руб. Согласно приложению N 1 к соглашению до истца были доведены индивидуальные целевые индикаторы, в том числе на 2012 г. урожайность - 4500цн/га, валовый сбор - 450 тонн. В соответствии с пунктом 3.1. соглашения, в случае нарушения получателем условий настоящего соглашения, истец вправе расторгнуть его в одностороннем порядке.

По итогам 2012 г. истцом не выполнено принятых обязательств в части исполнения индикаторов, установленных соглашением.

В обоснование заявленного требования истцом сделана ссылка на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Республики Бурятия N 535 от 07.12.2010.

Истец поддержал заявленные требования в полном объеме, дав пояснения так, как они изложены в исковом заявлении.

От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, поясняя, что ООО "Солнце Тугнуя" частично выполнило свои обязательства по соглашениям от 29.12.10 г., и 12.12.2011 г. Ответчиком был приобретен и установлен Тепличный комплекс по выращиванию овощей закрытого грунта в поселении Саганнурское Мухоршибирского района РБ, который подключен к тепловым сетям Угольного разреза "Саган-Нур", к районным электрическим сетям. Такой комплекс является современным промышленным предприятием по выращиванию овощей закрытого грунта.

Невыполнение доведенных индивидуальных целевых индикаторов произошло при отсутствие вины со стороны ответчика, поскольку 23.07.11 г. в п. Саган-Нур Мухоршибирского района РБ произошло стихийное бедствие, а именно ливневый дождь, в результате которого помещения Тепличного комплекса были залиты грязью и водой на площади один гектар, растения (огурцы) погибли. Это подтверждается актом обследования объектов растениеводства N 1 от 23.07.2011 г., справкой.

Данное происшествие полностью нарушило технологический цикл выращивания овощей закрытого грунта в результате чего потребовалось новое разведение молодых растений и восстановление структуры тепличного комплекса, вследствие чего, ООО "Солнце Тугнуя" не смогло выполнить индивидуальные индикаторы, указанные в соглашении.

23.04.2012 г., в результате шквалистого ветра, было уничтожено частично помещение тепличного комплекса: повреждены стеновые панели, панели крыши. Температура в комплексе сравнялась с уличной температурой, в связи с чем, погибли все насаждения (огурцы). Весь цикл воспроизводства растений пришлось восстановить заново. Произошедшее подтверждается актом объектов растениеводства N 1 от 25.04.2012 г., актом повреждения имущества от 25.04.12 г., справкой о шквалистом ветре Бурятской ЦГМС от 27.11.2013 г., справкой главы МО СП "Саганнурское".

Ответчиком указаны данные обстоятельства как стихийное природное явление, действия которых нельзя предотвратить.

В обоснование ответчик сослался на часть 3 статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец, ответчик, надлежаще извещенные, на заседание не явились, представителей не направили.

Истец, ответчик извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий в данном случае несут обе стороны (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Дело рассмотрено в порядке, определенном ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца, ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании 79 516 040 руб. - суммы субсидии, предоставленной ответчику.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.04.2009 N 129 утверждена Республиканская целевая программа "Производство картофеля и овощей в республике Бурятия на 2009-2012 годы" (далее - РЦП).

Постановлением Правительства Республики Бурятия N 535 от 07.12.2010 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на реализацию мероприятий Республиканской целевой программы "Производство картофеля и овощей в РБ на 2009-2012 годы".

Согласно пункту 1.4 соглашения от 29.12.2010 г., заключенного между истцом и ответчиком, получатель субсидии обязуется произвести покупку и монтаж Тепличного комплекса и выращивание овощей закрытого грунта согласно индикаторам реализации.

Согласно пункту 2.1.1. соглашения от 12.12.2011 г. получатель средств предоставляет Министерству документы, необходимые для получения субсидии.

Между тем, в соглашениях предусмотрено право Министерства на безакцептное списание денежных средств со счетов получателя в случае нарушения условий соглашения.

В пункте 2.1 Порядка указано, что условием получения субсидии на компенсацию части стоимости высокотехнологической техники и (или) оборудования, предоставляются на приобретение высокотехнологической техники и оборудования, в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга), для производства и хранения картофеля и овощей открытого и закрытого грунта, а также первичной переработки и предпродажной подготовки картофеля и овощей, включая затраты на доставку, пусконаладочные и монтажные работы.

В случае установления факта нецелевого использования субсидий Министерство осуществляет безакцептное списание денежных средств со счетов получателя субсидии на основании соглашения (пункт 3.2).

Возврат полученных субсидий в доход республиканского бюджета производится получателем в случаях:

1) установления факта представления ложных сведений в целях получения субсидий;

2) установления факта нецелевого использования субсидий.

Возврат полученных субсидий производится получателем добровольно или по решению суда (пункт 3.3).

В рамках соглашения от 29.12.2010 г., соглашения от 12.12.11 г. ответчику перечислено 79 516 040 рублей.

На основании пунктов 1, 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих доводов и возражений.

По условиям соглашений контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, которому, в том числе, указанными соглашениями предоставлено право на безакцептное списание со счетов ответчика денежных средств в размере выданных бюджетных средств.

Как следует из содержания иска и представленных в материалы дела документов, фактов неосновательного перечисления ответчику денежных средств, их нецелевого использования, а также нарушения условий заключенного соглашения Министерством не выявлялось.

В обоснование предъявленных требований истец ссылается на невыполнение обязательств в части исполнения индикаторов, установленных соглашением от 12.12.11 г.

Согласно договору купли-продажи N 12/12-10 от 17.12.2010 г. ООО "Солнце Тугнуя" приобретен тепличный комплекс, стоимостью 129 896 538 руб., что подтверждается технической спецификацией к договору, счетом-фактурой N 35 от 22.12.2010 г., товарной накладной N 35 от 22.10.2010 г.

Данный факт подтверждает частичное выполнение истцом своих обязательств, а именно ООО "Солнце Тугнуя" приобретен Тепличный комплекс, на основании соглашения от 29.12.2010 г.

В связи с природными явлениями истцом не выполнено обязательство по доведению индивидуальных целевых индикаторов, согласно заключенному соглашению от 12.12.2011 г.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Республики Бурятия N 426 от 16.11.2009 г. отношения, возникающие между Министерством и участниками конкурса, регулируются законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

В случае если установленные соглашением значения целевых показателей использования субсидии не достигнуты в силу обстоятельств непреодолимой силы, решение о сокращении объема субсидии, предоставляемой претенденту, на получение субсидии не принимается.

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Следуя правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированным в Постановлении N 3352/12 от 21.06.2012, юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.

Президиум ВАС РФ указал, что под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.

Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, поскольку она, в отличие от случая, имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Также Президиум ВАС РФ отметил, что квалификация обстоятельств как непреодолимой силы (форс-мажора) является общепризнанной в мировой практике и основывается в том числе на определении, данном в ст. 7.1.7 действующих Принципов УНИДРУА.

В обоснование произошедшей непреодолимой силы ответчиком представлен акт обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) N 1 от 23.07.2011 г., характеристикой стихийного бедствия которого является ливневый сток после обильных дождей. Согласно акту, погибшие сельскохозяйственные культуры - огурцы. Также согласно акту N 1 от 25.04.2012 г., характеристика стихийного бедствия - ураганный ветер. Поврежден инвентарь тепличного комплекса. Ураганный ветер, как природное явление, зафиксирован в справке N 6-17/2081 от 27.11.2013 г. Росгидрометом.

Кроме того, в материалах дела имеются акт повреждения имущества от 25.04.12, справки Администрации муниципального образования "Саганннурское" N 794 от 24.12.2013 г., N 795 от 24.12.2013 г.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о доказанности ответчиком того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в связи с чем он освобождается от ответственности, а заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

В силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 

решил:

 

В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН 1020300972680, ИНН 0323007532) по делу А10-5458/2013 отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

 

Судья

Е.М.АЮШЕЕВА

 

 


 

17.

 



2015-11-20 346 Обсуждений (0)
От 23 апреля 2014 г. по делу N А10-5458/2013 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: От 23 апреля 2014 г. по делу N А10-5458/2013

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)