Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


От 10 января 2012 г. по делу N А53-16249/2011



2015-11-20 402 Обсуждений (0)
От 10 января 2012 г. по делу N А53-16249/2011 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Резолютивная часть решения объявлена "21" декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен "10" января 2012 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи С.И. Мартыновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Г.Б. Ефремян

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (филиал "Северо-Кавказская железная дорога", СК ТЦФТО) (ОГРН 1037739877295)

к Открытому акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт" (ОГРН 1026102571186)

о взыскании 157802, 10 рублей платы за время нахождения вагонов на ж.д. путях общего пользования

при участии:

от истца: представитель Мельникова О.В.. дов. от 17.12.2010г

от ответчика: представитель Ряпях Е.С., дов. от 28.12.2009 г.

 

установил:

 

Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (филиал "Северо-Кавказская железная дорога", СК ТЦФТО) заявлен иск к Открытому акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт" о взыскании 157802, 10 руб. платы за задержку вагонов на путях общего пользования.

Истец в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске, пояснив, что с учетом форс-мажорных обстоятельств, действовавших 8 и 9 апреля сумма платы составляет 105762, 06 рублей (с учетом НДС), а также представил для приобщения к материалам дела дополнение к возражениям на отзыв ответчика.

Ответчик в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возразил, пояснив, что порожние вагоны, указанные в актах общей формы NN 54, 55, 56, 57, 58, 59; 60; 61; 62 прибыли ответчику под погрузку импортной хромовой руды навалом в соответствии с заявкой на перевозку грузов от 05.04.2011 N 0019071707. В спорный период работа ответчика была осложнена тяжелыми навигационными условиями в Таганрогском заливе Азовского моря, т.к. был штормовой ветер, со скоростью 15 метров/в секунду и больше, при котором по условиям эксплуатации портальных кранов, погрузка и выгрузка грузов запрещена. В создавшихся условиях ответчик не мог надлежащим образом исполнять свои обязательства в соответствии с условиями договора от 01.12.2009 N 201/1 и требованиями статьи 36 Устава железнодорожного транспорта РФ, обязывающей грузополучателя (ответчика) принимать грузы по прибытии их на железнодорожную станцию назначения.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

10.02.2009 года между Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и Открытым акционерным обществом "Таганрогский морской торговый порт" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути общего пользования N 102/1, по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 2 к железнодорожному пути необщего пользования Открытого акционерного общества "Приазовье" станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги. Локомотивом перевозчика.

В соответствии с пунктом 6 договора уведомление о подаче вагонов передается за 2 часа до подачи вагонов маневровым диспетчером станции Таганрог сменному диспетчеру ОАО "Таганрогский морской порт" (владелец). Общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 6 условных вагонов (пункт 7).

Согласно п. 16 договора при задержке приема владельцем собственных и арендованных вагонов на выставочных станционных путях владелец оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2, факт задержки вагонов оформляется актом общей формы.

В апреле 2011 года в адрес ответчика на станцию Таганрог СКЖД прибыли порожние вагоны под погрузку.

Ответчик прибывшие в его адрес вагоны не принял. В указанный период спорные вагоны простаивали на путях общего пользования станции Таганрог. По факту непринятия вагонов истцом составлены акты общей формы NN 54, 55, 56, 57, 58, 59; 60; 61; 62. Ответчиком указанные акты не подписаны.

На основании актов общей формы составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 000056, 000055 и 000054, в которых рассчитаны суммы платы за пользование вагонами. Согласно материалам дела оригиналы ведомостей были возвращены ответчиком без подписи.

В соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, п. 16 договора N 102/1 от 10.02.2009 ответчику была начислена плата в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 в размере 157802, 10 руб. (с учетом НДС).

Поскольку в добровольном порядке плата за пользование вагонами ответчиком оплачена не была, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

По смыслу указанной нормы плата за пользование взыскивается при простое вагонов по причине, зависящей от грузополучателей, грузоотправителей и владельцев пути необщего пользования.

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.

В этой связи судом установлено, что акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях.

Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг перевозки. Сроки поставки и количество перевозимого груза порт должен устанавливать самостоятельно со своими контрагентами по договору поставки.

Судом установлено, что представленные акты общей формы, подтверждают задержку спорных вагонов для погрузки груза. В данных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес ответчика, наименование груза, причина задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждается подписями двух представителей перевозчика.

Ответчик, возражая против исковых требований, указал, что в спорный период работа ответчика была осложнена форс-мажорными обстоятельствами - тяжелыми погодными условиями на акватории Таганрогского залива и Азовском море, что подтверждается справкой Морской гидрометеорологической станции II разряда от 13.04.2011 г. N 90 и письмом ФГУ "Администрация морского порта" от 20.04.2011 года N 462/009.

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Статьей 7.1.7 Принципов УНИДРУА, разработанных в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), имеющим статус межправительственной организации, указывается об освобождении стороны от ответственности за неисполнение обязательств при непреодолимой силе (форс-мажоре), под которой подразумевается препятствие, находящееся вне контроля лица, не исполнившего обязательство.

Таким образом, понятие "непреодолимая сила" (форс-мажор) определяется как чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства, к которым могут быть отнесены различные исключительные и объективно непреодолимые (в соответствующей ситуации) события и явления: наводнение, землетрясение, снежные завалы и иные подобные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии и т.п.

Согласно Письму ФГУ "Администрация морского порта" от 20.04.2011 года N 462/009 Таганрогский подходной канал был закрыт для прохода судов в связи с штормовой погодой в следующие периоды: 02.04.11 г. в 17.00 ТПК закрыт, ветер восточный 17 м сек., порывы до 18 м сек.; 04.04.11 в 20.00 ТПК открыт, ветер 8-10 м сек., порывами до 12 м сек.; 07.04.11 в 22.05. ТПК закрыт, ветер юго-восточный 15-17 м сек.; 08.04.11 г. в 07.30 ТПК открыт, ветер южный 12-13 м сек.; 08.04.11 в 11.30 ТПК закрыт, ветер южный 14-16 м сек. порывами до 20 м сек.; 08.04.11 г. в 17.30 ТПК открыт, ветер южный 9-10 м сек.; 09.04.11 г. в 11.00 ТПК закрыт, ветер южный 15-17 м сек.; 09.04.11 г.в 24.00 ТПК открыт, ветер до 10 м сек.

В соответствии со Справкой Морской гидрометеорологической станции II разряда от 13.04.2011 г. N 90 в промежуток времени с 20.00 07.04.2011 года до 20.00 10.04.2011 года отмечались погодные условия, сопровождающиеся порывами ветра от 17-до 26 м сек.

Согласно материалам дела погрузка груза в спорные вагоны осуществлялась с использованием портальных кранов

Согласно пункту 9.5.16 Правил устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 21.12.1999 N 98 и Правилам технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов, эксплуатация используемых ответчиком кранов не допускается при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже указанной в паспорте и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.

Таким образом, суд полагает обоснованными возражения ответчика о невозможности работы портальных кранов в метеоусловиях, сложившихся 08.04.2011 года и 09.04.2011 года.

Доводы ответчика о невозможности исполнять обязательства по спорному договору в иной период, судом признаются несостоятельными, поскольку надлежащие доказательства того, что в остальные дни задержка погрузки вагонов произошла по форс-мажорным обстоятельствам, не представлены.

При изложенных обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию 105762, 06 рублей (с учетом НДС) плата за задержку вагонов на путях общего пользования с учетом исключения суммы платы за 8 и 9 апреля 2011 года в размере 52040, 04 рублей.

В соответствии ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

решил:

 

Взыскать с открытого акционерного общества "Таганрогский Морской Торговый Порт" (ИНН 6154010465, ОГРН 1026102571186) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) плату за пользование вагонами в сумме 105762 руб. 06 коп., 3842 руб. 96 коп. в счет возмещения расходов истца по оплате государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 642 руб. 89 коп., уплаченную по платежному поручению N 14351 от 21.06.2011 г.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

 

Судья

С.И.МАРТЫНОВА

 

 


 

159.

 



2015-11-20 402 Обсуждений (0)
От 10 января 2012 г. по делу N А53-16249/2011 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: От 10 января 2012 г. по делу N А53-16249/2011

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)