Услуги общественного питания и требования к ним
Предприятия общественного питания выполняют три взаимосвязанные функции: • производство кулинарной продукции; • реализация кулинарной продукции;
и др. • обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта; • обслуживание в номерах гостиниц; • организацию рационального комплексного питания и др. В ресторанах, барах большое внимание уделяется организации услуги досуга. Услуги по организации досуга включают: • организацию музыкального обслуживания; • организацию проведения концертов, программ варьете; • предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда
Культура обслуживания - один из основных критериев в оценке деятельности ра- • организация ее потребления. В соответствии с ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требо- вания» услуга общественного питания -результат деятельности предприятий и граждан- предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. Процесс обслуживания - совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной про- дукции и организации досуга. Качество услуг должно удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям потребителей. Услуги общественного питания должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению и предос- тавляться потребителям в условиях, отвечающих требованиям действующих нормативных документов. В процессе обслуживания потребителей комплекс услуг должен соответство- вать типу предприятия и его классу. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, т.е. соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометри- ческим, физиологическим потребностям потребителей. Соблюдение требований эргоно- мичности обеспечивает комфортность обслуживания. Предоставляемая услуга должна отвечать требованиям эстетичности. Эстетичность характеризуется гармоничностью архитектурно-планировочного решения помещений предприятия, а также условиями обслуживания, в том числе внешним видом обслужи- вающего персонала, сервировкой стола, оформлением и подачей кулинарной продукции. Потребитель должен получать полное, достоверное и своевременное информирование о предоставляемой услуге. Основная услуга общественного питания - услуга питания - которая представляет собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реали- зации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия. Они подразделяются на следующие: услуга питания ресторана; услуга питания бара; услуга питания кафе; услуга питания столовой; услуга питания закусочной. Так, например, услуга питания ресторана представляет собой услуги по изготовле- нию, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления из различных видов сырья, покупных товаров и винно-водочных изделий, а услуга питания закусочной представляет услугу изготовления, реализации и потребления ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления для быстрого обслуживания потребителей. Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают: организацию и обслуживание торжеств, ритуальных мероприятий; • организацию питания и обслуживания участников конференций, совещаний, культурно-массовых мероприятий и т.д.; • услугу официанта, бармена по обслуживанию на дому; • доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий и обслуживание по- требителей в офисах и на дому; ботников общественного питания. К основным факторам, определяющим культуру об- служивания, относятся: • наличие современной материально-технической базы; • виды и характер предоставляемых услуг; • ассортимент и качество выпускаемой продукции; • внедрение прогрессивных форм обслуживания; • уровень рекламно-информационной работы; • профессиональное мастерство работников общественного питания. Культура обслуживания нa высоком уровне повышает конкурентоспособность предприятия, что очень важно при рыночных отношениях.
1.2. Характеристика методов и форм обслуживания
Методы обслуживания потребителей - это способ реализации потребителям продукции общественного питания. Различают два метода обслуживания: обслуживание официантом, барменом, буфетчиком и самообслуживание. Форма обслуживания потребителей: организационный прием, представляющий собой разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей. Примеры форм обслуживания: реализация кулинарной продукции через торговые автоматы, столы саморасчета, по типу «шведского стола», отпуск скомплектованных обе- дов и др. Виды, методы и формы обслуживания на предприятиях зависят от места приема пищи, способа ее получения и доставки потребителям, степени участия персонала в об- служивании и др. Выбор наиболее рациональных видов обслуживания способствует бо- лее полному удовлетворению спроса потребителей. Основными видами обслуживания в общественном питании являются: • реализация продукции в залах предприятий открытого типа (ресторанов, баров, столовых, кафе, закусочных), а также в столовых при промышленных предприятиях, учебных заведениях; • обслуживание пассажиров в пути следования; • реализация кулинарной продукции через магазины (отделы) кулинарии; • организация обслуживания официантом (барменом) на дому. На предприятиях общественного питания применяются следующие методы об- служивания: • самообслуживание; • обслуживание официантами, барменами; • комбинированный метод. При массовом обслуживании, при сравнительно небольшом ассортименте реали- зуемых блюд, для ускорения обслуживания применяется самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточной холодные блюда и напитки, мучные кондитерские изделия. Горячие блюда раздатчики порционируют непосредствен- но перед отпуском. Обслуживание официантами применяется в ресторанах, барах, иногда в кафе, в которых создание комфорта играет большую роль, эти предприятия предназначены не только для выполнения услуги питания, но и для организации отдыха потребителей. При комбинированном методе предусматривается сочетание двух указанных ме- тодов обслуживания. Например, предприятие работает днем по методу самообслужива- ния (общедоступная столовая, кафе), а в вечернее время - обслуживание официантами. В таких предприятиях также должны создаваться условия для организации отдыха потреби- телей. В зависимости от участия персонала в обслуживании различают полное и частич- ное самообслуживание. При полном самообслуживании потребитель выполняет все операции, связанные с получением блюд, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды. При частичном самообслуживании большую часть этих операций выполняет пер- сонал предприятия для ускорения обслуживания. Примером частичного самообслужива- ния является предварительное накрытие столов в столовых при производственных пред- приятиях и учебных заведениях, где установлен единый обеденный перерыв и питание ор- ганизовано через комплексные завтраки, обеды. При этом потребители лишь разливают в тарелки первые блюда из супниц, заранее выставленных на столы, уносят использованную посуду. По способу расчета с потребителями различают самообслуживание с предвари- тельным, последующим, непосредственным расчетом, оплатой после приема пищи и са- морасчетом. При самообслуживании с предварительным расчетом потребители, ознакомив- шись с меню, приобретают чеки в кассе и по этим чекам получают выбранные блюда на раздаче. Такой вид самообслуживания замедляет процесс обслуживания. Значительное ускорение при применении этой формы обслуживания достигается при отпуске комплекс- ных обедов по заранее приобретенным талонам или абонементам. Самообслуживание с последующим расчетом - расчет за выбранные блюда в конце раздаточной линии. Преимуществами этой формы обслуживания являются возможность наглядного выбора блюд потребителями, освобождение раздатчиков от разбора чеков, что ускоряет процесс обслуживания. Самообслуживание с непосредственным расчетом обеспечивает одновременность выбора блюд, их получения и оплаты стоимости. В этом случае отпуск продукции и рас- чет с потребителем производится одним работником. Такая форма обслуживания приме- няется в буфетах, закусочных, при обслуживании через барную стойку в барах. При самообслуживании с оплатой после приема пищи потребитель, выбрав блюда и напитки, получает чек у кассира в конце раздаточной, который оплачивает после приема пищи при выходе из зала. Применение такой формы обслуживания способствует усиле- нию контроля за ведением расчетных операций. При этом пропускная способность зала увеличивается в 1,5 раза по сравнению с самообслуживанием с предварительной оплатой. Самообслуживание по системе саморасчета применяется в предприятиях с посто- янным контингентом питающихся. Потребители самостоятельно выбирают блюда и рассчитываютcя, опуская деньги в копилку. Возле каждого вида продукции находится ценник.
Тема 2. ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4982)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |