Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Министерство образования и науки РФ



2015-11-20 345 Обсуждений (0)
Министерство образования и науки РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М. А. Шолохова

 

Реферат

на тему:

«Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова»

 

Выполнил: студент 3-ого курса ОРМ

Клочнев Владимир

Проверил: Белов Сергей Игоревич

План:


Введение

1. Молодежь как социальная группа, ее специфика

2. Государственная молодежная политика – важнейшее направление идеологической деятельности государства

3. Политико-идеологические основы социальной защиты молодежи в условиях реформы

4. Список используемой литературы

 

Введение.

 

Особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально.

Молодежь является такой группой общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо непосредственно, либо через свою семью. Духовные ценности молодежи, ее взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и общественные программы, на экономические процессы.

Молодежь составляет почти четверть населения республики это существенная часть избирательного корпуса, значительная часть трудового потенциала страны.

Молодежные проблемы существуют в любом обществе, они имеют под собой два очень важных основания. С одной стороны, они являются отражением всех тех процессов, которые происходят в обществе. С другой – молодежные проблемы в значительной степени обусловлены особенностями молодежи как социально-демографической группы общества.

Молодежная проблема включает в себя множество граней, аспектов. Проблемы молодежной социализации, политической, экономической, культурной, проблемы установления нормальных отношений с иными социальными группами, проблемы молодой семьи, образования, досуга, здоровья, проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры молодежи, адекватной потребностям национальной экономики, – это далеко не полный перечень тех проблем, которые объединяются в единую молодежную проблематику любого общества. Очень большой проблемой для общества является рост проявлений отклоняющегося поведения и молодежной преступности, конфликтов между поколениями.

Молодежь – это главный ресурс общества, это его будущее. Но свое предназначение она выполнить не сможет, если ей не будут предоставлены определенные гарантии со стороны общества. Прежде всего, она нуждается в гарантиях приобретения знаний, соответствующих общественным потребностям, профессиональной подготовки, возможностей для вхождения в самостоятельную жизнь, создания условий для образования семьи.

Молодежь как социальная группа отличается тем, что она испытывает серьезные трудности на этапе жизненного старта, в первую очередь, с трудоустройством, у молодежи острее стоят жилищные и материальные проблемы. На современном этапе усложнились проблемы психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы вовлечения молодежи в систему социальных взаимосвязей.

Во многих международных документах, докладах и научных исследованиях подчеркивается, что практически во всех странах мира молодежь является наиболее уязвимой группой общества.

Современное белорусское общество представляет собой систему, состоящую преимущественно из 4-х подсистем: политической, экономической, социальной и культурной. Все они органически взаимосвязаны между собой, однако системообразующей, является, на наш взгляд, социальная подсистема. Она представляет собой исторически изменяющуюся, основанную на реальных взаимодействиях, форму жизнедеятельности людей, реализующуюся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей, групп и отдельных личностей.

 

1. Молодежь как социальная группа, ее специфика.


Молодежь в процессе социализации приобретает соответствующий социальный статус, который зависит от многих как объективных, так и субъективных факторов, условий внешней среды. Социальный статус молодежи формируется в процессе социализации. При организации идейно-воспитательной, идеологической работы с различными категориями молодежи необходимо всегда учитывать тот факт, что ее статус определяется не только реальным положением в системе общественных отношений, ее правами и обязанностями в обществе, но и совокупными внутренними социально-психологическими качествами, интеллектуальным и духовным потенциалом, физическими возможностями.

Социальный статус молодежи можно определить, прежде всего, как ее реальное положение в обществе в соответствии с достигнутым уровнем образования, квалификации, полученной профессией и родом деятельности. Этот статус определяется политическими, социальными и экономическими условиями жизнедеятельности общества. Статус различных категорий молодежи можно рассматривать с таких, например, позиций:

- как официально обозначенный, занимаемый субъектом (коллективом, группой) в структурированной системе или организации (в учебном заведении, на предприятия, в учреждении), определяющийся четко предписанными правами и обязанностями;

- как номинально-формальный, занимаемый субъектом в организации, складывающейся на основе собственных деклараций, дополняющих или игнорирующих официальный статус структурных сообществ;

- как маргинальный (лат. margo – край) – выходящий за пределы общепринятых способов или форм деятельности, чаще всего осуществляемой субъектом в диссонансе с целями институтов управления, образования и культуры.

Данная классификация социального статуса молодежи может быть дополнена и другими видами, в зависимости от конкретной сферы жизнедеятельности, например: профессиональным или социально-профессиональным, экономическим или социально-экономическим, политическим или социально-политическим, культурным и социокультурным видом и т.д. В реальной ситуации может прослеживаться несоответствие уровней положения определенной группы или индивида в иерархии статусов других социальных групп (молодежи или старшего поколения) по различным параметрам: уровню образования, квалификации, доходам, престижу, отношению к общественным объединениям и т.п. Такое несоответствие, как правило, вызывает противоречие или даже социальный конфликт между различными группами молодежи или конфликт поколений (между молодежью и старшим поколением). В этой связи может возникнуть своеобразный вид социальной патологии – статусфрения, при которой индивид или группа молодежи разными способами, чаще всего незаконными, стремятся к тому влиянию и тому положению в обществе, которое для них является наиболее высокопрестижным и может привести при определенных условиях к желаемому результату. Так, деятельность неформальных объединений может привести к повышенному интересу к ним и влиянию на другие сообщества. Но это влияние является кратковременным, ибо оно, как правило, сопряжено с противоправными действиями, которые должны пресекаться органами правопорядка. Статусфрения имеет место тогда, когда молодые люди не обладают должным уровнем культуры и житейского опыта, чтобы адекватно реагировать на те или иные события. Эти психологические и половозрастные особенности молодежи могут использовать в политических целях оппозиционные группы и партии.

Можно также рассматривать так называемое выравнивание статусов, их унификацию на основе внедрения социальных стандартов в стране и создания равных условий для духовно-нравственного и гражданского становления молодежи. В то же время необходимо отметить, что абсолютного равенства, построенного на патронаже государства, достичь нельзя, ибо общество развивается по своим законам, где совершенно отчетливо проявляется конкуренция между различными социальными группами, в том числе и молодежи. Например, вполне допустима конкуренция при поступлении в ВУЗы и ССУЗы при соблюдении одинаковых прав абитуриентов, равно как и при получении престижной профессии, высокооплачиваемой и творческой работы. Без здоровой конкуренции не может успешно развиваться общество, в том числе и молодежь как наиболее мобильная и динамичная социальная категория населения.

Молодежь может выступать в качестве самостоятельного объекта исследования. Однако ее нельзя отрывать от других социальных кагорт белорусского общества, ибо развитие и становление молодежи во многом определяется общесоциальными условиями. Тем не менее, изучение сложных процессов социализации позволит проводить на научной основе целенаправленную идейно-воспитательную работу среди молодежи.

Молодежь как социально-демографическая группа имеет целый ряд отличительных особенностей.

Она является наиболее подвижной частью общества, группой, наиболее восприимчивой к новым явлениям действительности, к новым знаниям, новым представлениям о мире. Но молодежи присущи черты маргинальности. Она легче поддается манипулированию, в ней не сформированы устойчивые представления и убеждения, еще затруднена политическая и социальная ориентация. В политической культуре молодежи значительную роль играют элементы «субкультуры», «контркультуры», или «культуры протеста».

Молодежь как социально-демографическая группа включает в себя людей в возрасте от 16 лет до 30–31 года. Именно на эти годы приходятся главные «социодемографические» события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии; начало трудовой деятельности; вступление в брак, рождение детей.

Молодежь – это специфическая социально-демографическая общественная группа, имеющая общие социально-психологические особенности и ориентации, обусловленные характером социальных отношений на данном этапе развития общества.

Но в то же время молодежь – это такая социально-демографическая группа, которая является внутренне дифференцированной. Внутри нее есть группы с характерными для них возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловлены определенным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества, особенностями социализации молодежи.

Социально-психологические особенности молодежи, ее социальные и политические ценности обусловливаются не только уровнем социально-экономического, культурного развития, но и уровнем политического развития общества.

Все политические институты государства влияют на политическое поведение граждан, стремятся контролировать его с помощью специальных механизмов. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству типа поведения, лояльного к данной политической системе, к данным политическим ценностям и нормам.

Возникает закономерный вопрос: как молодежь вовлекается в политику; как овладевает теми или иными политическими ролями; как формируются ее политические ценности и убеждения; ведь человек не рождается ни с коммунистическими, ни с фашистскими убеждениями.

И ученые, и политики-практики утверждают, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, политических и правовых нормах, нормах политического поведения.

Политическая наука определяет политическую социализацию как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которые позволят ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта.

Политическая социализация – это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей. Понятие «политическая социализация» шире, чем понятие «политическое воспитание» и «политическое просвещение», ибо включает в себя не только целенаправленное воздействие государственной идеологии, но и стихийное влияние, собственную политическую активность индивида.

В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и политическую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Этот процесс называется первичной социализацией. На этом этапе происходит первоначальное восприятие человеком политических категорий, формирование индивидуального отношения к явлениям политической жизни.

Процесс политической социализации продолжается в течение всей жизни, он не заканчивается с получением паспорта или какого-либо диплома. Происходит постоянное накопление опыта, так как человек участвует в течение своей жизни во многих политических событиях, организациях, движениях. Он может не только обретать, но и утрачивать определенные представления, взгляды, ценности.

В процессе политической социализации участвуют многие субъекты, влияние которых обеспечивает определенные политические ориентации граждан, их политическое поведение, ценностные ориентиры. Прежде всего, это институты государственной власти.

Значительную роль выполняют политические партии. Наряду с государством они формируют у граждан отношение к партиям, к партийной системе, представление об отношениях между государством и политическими партиями. Политическим партиям принадлежит особая роль в воспитании политических лидеров и в политическом просвещении общества.

В числе субъектов политической социализации необходимо отметить общественные организации. Они активно участвуют и в политической жизни, и в формировании основных моделей политического поведения, политического сознания граждан.

Все более заметную роль в процессе политической социализации молодежи играют средства массовой информации. В условиях НТР их влияние стало особенно значительным.

В странах с развитой рыночной экономикой существенное влияние на общество и его политическую культуру оказывают деловая община, мир бизнеса.

Важным субъектом, участвующим в формировании политической культуры, являются: академическая община; научно-техническая интеллигенция; культурная элита общества.

Результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели становятся устойчивыми и работающими элементами.

В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. В таких условиях происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. Складываются деформированные представления об обществе и общественных отношениях, которые могут приобрести устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьезный системный кризис.

В таких условиях молодые люди теряют систему ориентиров, лишаются возможности научиться устойчивому политическому поведению. В результате в обществе воцаряется ситуация, когда игра идет "без правил", нарушается его интеграция и стабильность.

В современном обществе есть определенные особенности во взаимодействии поколений в процессе политической социализации. Изменились роль и влияние традиционных ценностей. Научно-техническая революция, стремительный рост средств массовой информации, вовлечение в политику многих слоев общества приводят к тому, что часто опыт старых поколений остается невостребованным, а иногда и непригодным. Новые социальные и политические явления неоднозначно влияют на ценностные ориентации молодежи.
На современном этапе развития белорусского общества существуют серьезные проблемы в молодежной среде, обусловленные многими причинами, в том числе становлением новых для нашей республики социально-экономических и политических отношений: рынка и демократии.

Особенности современного этапа в развитии нашего государства осложняют процессы социализации молодежи, в молодежной среде идут процессы не только социализации, но и ресоциализации.

В условиях социализма иначе решались не только проблемы занятости, но и многие другие проблемы. Сегодня взаимоотношения в обществе приобретают иной характер, новые процессы происходят в политике, экономике, на рынке труда, в сфере образования, в семье.

В настоящее время наша страна не располагает достаточными материальными и финансовыми ресурсами, чтобы решить все существующие в обществе экономические и социальные проблемы в здравоохранении, образовании и культуре – в тех сферах, где решается вопрос духовного, нравственного и физического формирования молодого поколения.

В сложном положении находится молодая семья, которая испытывает не только материальные, социально-бытовые, но и социокультурные, психофизические проблемы. Наблюдается рост социального сиротства. Имеет место такие проблемы, как рост безнадзорности, бродяжничества, суицидов, жестокости и насилия.

«Приспособление к выживанию» нельзя считать полноценной социализацией молодого поколения, и его относительно высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, адаптивность не может расцениваться как повод для социального оптимизма.

Имеет место процесс десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодежи. Происходит «омолаживание» преступности, растет потребление наркотиков в молодежной среде. Серьезную проблему для общества представляет молодежная безработица. Все это ведет к сокращению участвующих в экономической и социально-политической жизни, росту социальной пассивности части молодежи.

Социальное и политическое становление молодого поколения всегда было связано с серьезными трудностями. Особенно сильно это явление проявилась на рубеже XX-XXI веков. Конфликты и противоречия современного мира затрудняют процессы политической и общественной социализации молодежи. Возрастает необходимость в усилении государственного влияния на процессы формирования молодого поколения.

Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью и социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности, важнейшим направлением формирования государственной идеи.

 

 

2. Государственная молодежная политика – важнейшее направление идеологической деятельности государства.

 


Государственная молодёжная политика суверенной Беларуси органически связана со спецификой переживаемого Республикой Беларусь современного этапа социально-экономического и духовно-нравственного развития общества. Формирование эффективного механизма управления ею имеет характер не столько социально-технологической, сколько мировоззренческой и даже социокультурной проблемы в целом.

Государственная молодежная политика – это система целенаправленных мер властных структур по всесторонней поддержке подрастающих поколений, по формированию социально активной, высокообразованной, профессионально подготовленной, культурной, нравственно богатой личности.

В Республике Беларусь на современном этапе проявились некоторые тенденции, характеризующие специфику государственно-общественного взаимодействия в молодежной политике: во-первых, возрастающая роль государственного регулирования общественных процессов в общенациональном масштабе; во-вторых, позитивное отношение общественных организаций к власти и управлению на региональном уровне, признающих примат административных методов решения молодежных проблем.

Последнее обстоятельство, несомненно, создаёт барьеры для усиления общественной составляющей государственной молодёжной политики, сказывается на уровне активности молодёжных общественных объединений.

Конечная цель государственной молодёжной политики - создание возможностей для ее самореализации, чтобы обеспечить развитие и процветание белорусского общества не только сегодня, но и в исторически обозримом будущем. В этом и суть воспитания молодежи, которого не может быть без создания социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и личностного развития молодых граждан.
В современных условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой стратегии и тактике социального и политического развития молодежи.

Решение этой сложной проблемы невозможно без опоры на системную методологию, ибо в ином случае исходные цели, задачи молодежной политики, ее программы не будут иметь реальных результатов.

Молодежная политика – это своеобразная, сложная динамическая система, в которой функционирование каждого компонента системы должно подчиняться главной цели – созданию условий для свободного развития личности, раскрытию индивидуальных склонностей и способностей молодых членов нашего общества, а также подготовке молодого поколения к выполнению общественно значимых социальных ролей.

Формирование молодежной политики возможно только на базе системного подхода, который предусматривает отношение к ней как к целостности, которая имеет свои составные элементы, подсистемы, связанные с другими компонентами общества, и в то же время является самостоятельной активной частью процесса производства и воспроизводства общественной жизни, социализации молодых поколений.

При формировании и реализации основных направлений, целей и задач молодежной политики необходимо учитывать все особенности современного этапа в развитии общества.

Политическая социализация современного поколения молодежи происходила в иных, чем при административно-командной системе, условиях. Это поколение выросло в условиях крушения и низвержения авторитетов, разрушения привычных ценностей и идеалов, разрушения сложившейся системы воспитания. Но оно также росло и в условиях политической свободы, политического плюрализма, политической борьбы.

Современное поколение молодежи выросло в иных экономических условиях, в условиях сильного имущественного расслоения, значительного влияния теневой экономики, становления совершенно иных принципов межличностных отношений.
В этих условиях особое значение приобретает способность правящей элиты к проведению молодежной политики в условиях новой социальной реальности, к последовательному формированию сильной государственной молодежной политики, реформированию системы образования и воспитания.

Формирование государственной молодежной политики на современном этапе развития белорусского общества должно включать в себя следующие основные процессы:

· Выдвижение государством, политическими лидерами страны, политической элитой национально-государственной доктрины молодежной политики.

· Выделение адекватных данной доктрине госбюджетных ресурсов, а также принятие соответствующих законодательных актов, относящихся к сфере молодежной политики, включая отражение ее базисной роли в социальном развитии молодого поколения в условиях новой социальной реальности.

· Привлечение ведущих в этой области знаний ученых к разработке новой концепции молодежной политики.

Важнейшим направлением современной молодежной политики является формирование и укрепление правовых, экономических, экологических, духовно-нравственных и организационных условий для гражданского становления, воспитания и социальной самореализации молодежи.

Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие направления:

1. Улучшение жилищных условий молодежи. Совершенствование законодательно-нормативных актов, формирующих государственную молодежную жилищную политику. Дальнейшее развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (представление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования). Поддержка инициатив молодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.

2. Профориентация и трудоустройство молодежи. Развитие системы содействия занятости молодежи, обеспечение гарантии первого рабочего места, обеспечение вторичной занятости студентов и учащихся, поддержка студенческого отрядного движения, формирование республиканской системы центров занятости и профориентации молодежи.

В структуре молодежной политики особое значение принадлежит проблемами молодежной занятости. Мировая статистика свидетельствует, что доля молодежи в структуре безработного населения высока во всех экономически развитых странах. Среди безработных в нашей республике она составляет примерно 45%. Трудности с трудоустройством испытывают многие выпускники средних специальных и высших учебных заведений.

Большую роль в реализации права молодежи на труд призван сыграть новый Трудовой кодекс Республики, который вступил в действие с 1 января 2000 года. В нем существует самостоятельная глава «Особенности регулирования труда молодежи», в которой урегулированы многие проблемы трудовой деятельности молодежи: льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы.

Министерством образования и Министерством труда принято совместное Постановление «Порядок установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» (1999 г), которое направлено на урегулирование проблемы трудоустройства выпускников государственных учебных заведений.

3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых, психологических проблем.

4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи. Методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи. Научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении.

5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи. Содействие участию молодежи в реализации комплексных программ по решению научных и научно-технических проблем, внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Усиление материальной базы и пропаганды научного и научно-технического творчества молодежи. Совершенствование системы поддержки молодых ученых, специалистов, изобретателей и рационализаторов.

6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов в селе. Создание надлежащих условий для труда и быта рабочей и сельской молодежи. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.

7. Усиление международного молодежного сотрудничества. Развитие и укрепление контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран, создание постоянно действующего многофункционального механизма международных связей молодежи, присоединение к существующим международным программам, информирование и координация деятельности молодежных объединений по включению их в эти программы.

8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. Развитие творческого потенциала и поддержка талантливой молодежи.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. Создание условий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, вовлечение их в процесс реализации государственной молодежной политики.

В нашей республике действует много различных общественных и государственных программ по работе с молодежью, детьми, подростками. Многие из них инициированы Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, например, программа «Дети Беларуси», в структуре которой выделены программы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды» и т.д. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи. Развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости и алкоголизма, венерических заболеваний и СПИД. Повышение роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования. Разработка концепции и поэтапное введение системы ювенальной юстиции.

11. Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства.

12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений. Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов. Разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных и социальных особенностей.

13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики. Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие и поддержка молодежных средств массовой информации. Проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов.

Рассматривая проблемы формирования и реализации молодежной политики, следует также отметить, что важнейшим ее направлением должна стать работа по созданию условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости, предпринимательства, международного сотрудничества.

В настоящее время мировое сообщество вступило в новый этап развития молодежной политики. В новом тысячелетии предполагается развернуть единые международные информационно-научные комплексы, широкую сеть социальных служб, работающих по общим международным программам, но обязательно учитывающих региональные аспекты. К 2010 году в реализацию молодежных программ планируется вовлечь многочисленные категории молодежи, проживающей в разных странах – членах ООН.

 

 

3. Политико-идеологические основы социальной защиты молодежи в условиях реформы.


Многие страны еще с начала 60-х годов начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения.

В начале 60-х годов западное общество проявило серьезную озабоченность по поводу нарастания проявлений антисоциального поведения молодежи. Причинами этого, по мнению ученых и политиков, стали модернизация современного общества, усложнение его структуры под воздействием научно-технического прогресса, «ломка» таких традиционных социальных институтов, как семья, школа, церковь, игравших важную роль в процессе социализации юношей и девушек.

Изменилось отношение и самого подрастающего поколения к религиозной и семейной морали. Выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства и общественных организаций в промышленно развитых странах отражало одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития.

Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно «вмешиваться» в жизнь молодых людей, молодежная политика становится важнейшей частью единой политики государства.

В это же время молодежная политика стала предметом дискуссий и обсуждений для многих международных организаций, для всего международного сообщества. Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач ООН, ФАО, МОТ и ВОЗ с самого начала их деятельности. После принятия в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи стали особым направлением в ее деятельности.

Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 году действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «Круглый стол» по теме: «Молодежь. Образование. Труд».

К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Глубокие изменения в судьбе Белоруссии, которыми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи.

В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики стала адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям.

В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе, в соответствии с логикой развития белорусского общества.

В задачи молодежной политики входят:

· выявление потребностей и интересов молодежи;

· создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов;

· регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества;

· регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества;

· создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;

· содействие молодежной занятости;

· поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;

· формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма;

· формирование новой концепции воспитания молодежи.
Государственная молодежная политика в республике Беларусь имеет длительную историю, которая своими корнями уходит еще в период нахождения республики в составе Советского Союза. Тогда главным организационным институтом и инструментом реализации молодежной политики был комсомол. ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи – и его республиканское отделение ЛКСМБ – Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Белоруссии – был очень влиятельным и сильным общественным объединением, которое в условиях политической системы советского общества было интегрировано во все сферы управления и оказывало огромное влияние на все стороны жизни молодого поколения.

Комсомол очень тесно взаимодействовал с Коммунистической партией, органами государственного управления, с профсоюзами.

В деятельности комсомола сочетались самостоятельность, инициатива, самоуправление с дисциплиной, идеологическим принуждением, бюрократизмом. Фактически комсомол являлся органичной частью общественно-государственной системы Советского Союза, той ее частью, которая проводила политику государства по отношению к молодежи.

В его истории было очень много проявлений энтузиазма, отваги и героизма, честного служения Отечеству, но было и много негативных явлений, таких, как приспособленчество, псевдоколлективизм, подавление личности.

В период перестройки очень многие выходцы из аппарата комсомольских организаций стали инициаторами демок



2015-11-20 345 Обсуждений (0)
Министерство образования и науки РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Министерство образования и науки РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)