Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вычисление основного обмена по формуле Рида



2015-11-20 3902 Обсуждений (0)
Вычисление основного обмена по формуле Рида 5.00 из 5.00 3 оценки




Обмен веществ и энергии. Питание. терморегуляция

Цель: 1. Освоить принципы рационального питания. 2. Познакомиться с энергетическими потребностями и суточной нормой белков, жиров и углеводов в зависимости от возраста учащих­ся и характера их деятельности. 3. Составить суточное меню-раскладку для учащихся разных возрастных групп. 4. Оценить суточный рацион школьника. 5. Освоить методику определения основного обмена у лиц разного пола и возраста, произвести самооценку основного обмена.

Оборудование: таблица физиологической потребности детей и подростков в некоторых пи­щевых веществах и энергии; таблица примерного суточного набора продуктов для детей в воз­расте от 7 до 17 лет; таблица состава и калорийности основных пищевых продуктов; таблицы расчета уровня основного обмена, ростомер, весы, тонометр, секундомер.

Ход работы

Определение основного обмена по оценочным таблицам

Обмен веществ и превращение энергии протекают одновременно. Количественным выражением энергетических затрат организма и показателем интенсивности обмена веществ может служить количество образующейся в процессе жизнедеятельности организма тепловой энергии.

Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма при наибольшем покое, называют основным обменом, а энергетические затраты при его жизнедеятельности - общим обменом.

Основной обмен определяют в состоянии покоя при комнатной температуре (18-20 °С). Энергия организма в условиях основного тратиться на поддержание жизненных процессов в клетках, тканях и органах, на сокращение дыхательной мускулатуры, сердца, деятельность внутренних органов, на поддержание мышечного тонуса у детей и на их рост. Основной обмен является относительно постоянной величиной и зависит от функционального состояния нервной системы, возраста, пола, длины и массы тела. Специальные таблицы дают возможность по росту, возрасту и массе тела определить среднестатистический уровень основного обмена человека.

Задание 1. Пользуясь таблицами 2 и 3, рассчитать уровень основного обмена. Таблицы для определения основного обмена у мужчин и женщин разные, так как у мужчин уровень основного обмена в среднем на 10% выше, чем у женщин. С помощью ростомера и весов измерить длину и массу тела испытуемого. Таблицами пользуются следующим образом:

Пример расчета: юноша 25 лет, имеющий рост 168 и массу 60 кг. По таблице для определения основного обмена мужчин (часть А) находят рядом со значением массы тела испытуемого число 892. В приложении (часть Б) находят по горизонтали возраст (25 лет) и по вертикали рост (16см). На пересечении граф возраста и роста находится число 672. Сложив числа 892 + 672 получают среднестатистическую величину нормального основною обмена человека мужского пола данного возраста, роста и массы тела - 1564 ккал.

Результат: ___________

__________________

 

Вычисление основного обмена по формуле Рида

Формула Рида дает возможность вычислить процент отклонения величины основного обмена от нормы. Данная формула основана на существующей взаимосвязи между артериальным давлением и частотой пульса. Определение основного обмена по формулам всегда дает лишь приблизительные результаты, но при ряде заболеваний, например тиреотоксикозе, они достаточно достоверны и поэтому часто применяются в клинике. Допустимым при расчете считается отклонение до 10% от нормы.

У испытуемого с помощью приборов измеряют частоту пульса и артериальное давление по способу Короткова три раза с промежутками в 2 минуты при соблюдении условий, необходимых для определения основного обмена. Процент отклонений основного обмена от нормы определяют по следующей формуле:

ПО = 0,75 ´ (ЧСС + ПД ´ 0,74) - 72, где ПО - процент отклонения основного обмена от нормы; ЧСС - частота сердечных сокращений (пульс); ПД - пульсовое давление (разность величин систолического и диастолического артериального давления).

Числовые величины ЧСС и артериального давления берут как среднее арифметическое из трех измерений.

Для упрощения расчетов по формуле Рида существует специальная нормограмма. С ее помощью, соединив линейкой значения ЧСС и ПД, на середине линии определяют величину отклонения основного обмена от нормы.

Задание 2. Определить процент отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида и по нормограмме. Сделать вывод.

Пример расчета: у испытуемого человека ЧСС 75 уд/мин, артериальное давление 120/80 мм.рт.ст., ПД составляет 40 мм.рт.ст. ПО = 0,75 ´ (75 + 40 ´ 0,74) - 72 = 6,45. Таким образом, основной обмен у данного испытуемого повышен на 6,45%, т.е. находится в пределах нормы.

Таблица 2

Расчет основного обмена мужчин (1 к кал = 4,19 кДж)

А Б
Масса, кг Калории Масса, кг Калории Рост, см Мужчины (возраст, лет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - . - - - - - -
- - - - - - - -
- - -   - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - -   - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- -   - - -
- - - - - -
- - - - - -
ПО - - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
-
- - - -

 

Таблица 3

Расчет основного обмена женщин (1 ккал = 4,19 кДж)

 

А Б
Масса, кг Калории Масса, кг Калории Рост, см Женщины (возраст, лет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- -   - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
-21 - - - - - - -
-5 -14 - - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - -

 

Результат: ___________

___________

 

Вывод: ______________

____

 

Концепция сбалансированного питания предполагает обеспечение нормальной жизнедея­тельности при условии снабжения организма необходимым количеством энергии, белка, витами­нов, минеральных веществ и воды в нужных для организма соотношениях. Соотношение компо­нентов при сбалансированном питании меняется в зависимости от условий труда и быта челове­ка.

Для поддержания здоровья человека наряду с оптимальным пищевым рационом важен так­же режим питания. Под пищевым рационом подразумевают количество пищевых продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в пищевых веществах и энергии. В период дет­ства преобладает ассимиляция над диссимиляцией, что связано с быстрым ростом и развитием ребенка. В связи с этим потребность в пищевых веществах и энергии у них относительно выше, чем у взрослых. Нормы питания подростков учитывают необходимость оптимального поступле­ния с пищей аминокислот и витаминов, необходимых для обеспечения умственной деятельности учащихся.

Пища должна содержать все необходимые растущему организму вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, воду (табл. 4, 5).

Белки являются источником энергии и аминокислот. Жиры используются в качестве пла­стического материала и источника энергии. Углеводы - основной источник энергии в организме.

При смешанном питании организм получает все необходимые минеральные вещества с пи­щей, кроме хлористого натрия (поваренной соли), который добавляют к пище в процессе ее при­готовления.

Таблица 4

Физиологическая потребность детей и подростков в некоторых пищевых веществах и энергии

Вещества Величина потребности в зависимости от возраста, лет
7-10 11-13 14-17
девочки мальчики
Белки, г/сут В том числе животные Жиры, г/сут В том числе растительные Углеводы, г/сут Энергия, ккал/сут Минеральные вещества: кальций, мг/сут фосфор, мг/сут магний, мг/сут железо, мг/сут Витамины: тиамин (В), мг/сут рибофлавин (В), мг/сут аскорбиновая кислота (С), мг/сут ретинол (А), мг/сут     1,4 1,9 1,5     1,7 2,3 1,5     1,7 2,2 1,5     1,9 2,5 1,5

 

 

Витамины необходимы для роста, развития, нормального протекания обменных процессов. Большое значение в рациональном режиме питания имеет количество пищи и время ее приема (табл.6), для школьников рекомендуется четырехразовое питание - завтрак, обед, полдник, ужин. В соответствии с затратами суточный рацион распределяется так: завтрак составляет 25 % суточ­ного рациона по калорийности, обед - 40-45%, полдник или второй завтрак в школе - 10-15 %, ужин-20-25%.

Таблица 5

Потребность детей и подростков в воде, мл в сутки на 1 кг веса

Возраст, лет Количество воды
7-10 11 - 14 15-18 70-85 50-60 40-50

Таблица 6

Ориентировочное время приема пищи школьниками

Прием пищи Время, ч
1 смена 2 смена
Завтрак дома Завтрак в школе Обед Полдник Ужин 7 – 8 10 – 11 14 – 15   19 – 20 7 – 8   12 – 13 16 – 17 19 – 20

Задание 3. Составление меню-раскладки.

Для выполнения работы студенты делятся по 2-3 человека. Каждая группа составляет меню-раскладку для определенного возраста учащихся. Составить меню-раскладку (перечень блюд, имеющихся в меню, с указанием количества продуктов, необходимых для приготовления каждо­го блюда), используя таблицы 7, 8, 9, 10. Данные занести в протокол (табл. 11).

 

Таблица 7

Примерный суточный набор продуктов, г

Продукты Величина потребности в зависимости от возраста, лет
7 – 10 11 – 13 14 – 17
девочки мальчики
Бобовые (горох, фасоль и др.) Жир растительный, маргарин Жиры животные Картофель Крахмал Крупы Макаронные изделия Молоко Мука пшеничная Мясо Овощи Рыба Сметана Сыр Соль Творог и творожные изделия Фрукты Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Сахар и кондитерские изделия Чай Какао Кофе Я годы Яйца (1 шт. - 50 г) Сухофрукты Мед 6-7 150-300 0,2 - 7-8 150-300 0,2 50-100 9-10 150-300 0,2 0,5 3,5 50-200 8-9 150-300 0,2 0,5 3,5 50-200

 

Таблица 8

Общий объем порций для детей школьного возраста, г

Наименование блюда Количество пищи для возраста
7 – 10 лет 11 – 14 лет 14 – 16 лет
Завтрак: горячее блюдо чай, кофе, молоко Обед: первое блюдо второе блюдо третье блюдо Полдник: чай, простокваша, кефир, молоко печенье булочка фрукты Ужин: первое блюдо (каша, овощное блюдо) второе блюдо (кисель, молоко, компот)     300-400 250-300   50-100   300-350   300-400     75-100   50-100 350-400   400-450       50-100

 

 

Таблица 9

Примерный набор продуктов на одну порцию, г (для подростков)

Наименование продукта, набор продуктов Количество продуктов Наименование продукта, набор продуктов Количество продуктов
Борщ мясо капуста свекла картофель морковь лук репчатый томат сметана мука Суп гороховый горох мясо лук масло Суп крупяной (рисовый, перловый) мясо картофель морковь лук томат жир Суп с лапшой (макаронами) лапша (макароны) курица яйцо морковь лук масло сливочное Суп молочный молоко вермишель масло сливочное Мясо жареное с гарниром мясо картофель масло топленое Блинчики мука сметана масло сахар Сосиски с гарниром сосиски картофель огурцы соленые масло       5-10 10-15   1/4         Плов рисовый мясо рис морковь лук репчатый томат-паста мука масло сливочное Рагу с макаронами мясо макароны масло сливочное морковь, лук Гуляш мясо крупа гречневая лук, томат масло сливочное мука Омлет с мясом яйцо, 2 шт молоко мясо масло сливочное Каша овсяная крупа масло молоко Каша рисовая (манная) крупа масло молоко сахар Винегрет картофель свекла капуста квашеная огурцы морковь лук масло растительное Кисель клюквенный клюква мука картофельная сахар Компот из яблок яблоки сахар                  

 

Таблица 10

Химический состав некоторых пищевых продуктов (на 100 г)

Наименование продукта Белки, г Жиры, г Углеводы, г Калорийность, ккал Витамин С, мг Минеральные вещества, мг
кальций фосфор железо
Хлеб ржаной Хлеб пшеничный Пирожное бисквитное Печенье Макаронные изделия Мука картофельная Мука пшеничная (высшего сорта) Крупа гречневая Крупа пшенная Крупа манная Крупа перловая Рис Горох лущеный Мясо (говядина) Курица Колбасные изделия Рыба Масло сливочное Масло топленое Молоко коровье Сметана Творог нежирный Сыр голландский Мороженое сливочное Яйца куриные Картофель Капуста свежая Морковь Свекла Лук репчатый Лук зеленый (перо) Огурцы свежие Огурцы соленые Капуста квашеная Томат-паста Томат Яблоки свежие Лимоны Сок яблочный Сок виноградный Повидло из яблок Масло растительное Жир кулинарный Смородина черная Клюква Сахар, песок Какао порошок 5,00 6,70 5,70 10,80 9,30 0,80   10,3 7,20 10,0 28,10 9,3 6,30 23,0 12,00 18,2 10,4 11,4 0,40 0,3 2,80 2,10 13,60 20,90 3,40 9,00 1,20 1,20 0,90 0,80 2,30 1,3 0,70 2,8 0,70 4,00 0,6 0,30 0,30 0,40 0,20 0,30 - - 0,70 0,5 - 24,2 1,00 0,70 10,90 8,50 0,80 -   0,9 1,70 2,20 17,0 1,1 0,90 1,6 7,80 18,4 13,90 4,20 78,50 98,0 3,50 28,20 0,50 23,60 9,40 9,70 - - - - - - - - - - - - - - - - 93,80 99,7 - - - 17,5 42,50 50,30 51,40 66,40 70,90 81,0   74,2 70,50 65,40 23,00 73,7 71,10 57,7 - 0,7 1,10 - 0,50 0,6 4,50 3,10 3,50 2,00 18,50 0,30 14,00 4,10 5,70 7,70 7,70 4,3 2,70 1,3 3,20 19,90 2,9 9,50 4,60 11,70 18,20 60,20 - - 9,60 4,8 99,8 27,9   - - - - - -   - - - - - - - - - - - - - 1,00 - - - - - 7,50 34,00 4,00 8,00 8,40 4,70 - 20,00 25,00 3,60 20,00 - - - - - - - 29,00 20,00 - 29,00 34,00 30,00   55,00 30,00 - 29,00 8,00 7,00 38,00 - - 120,00 86,00 164,00 699,00 137,00 43,00 8,00 38,00 34,00 22,00 - 22,0 36,00 78,00 17,00 20,00 8,00 27,00 14,00 - - 35,00 200,00 98,00 - 98,00 97,00 125,00   291,00 186,00 - 103,00 153,00 137,00 162,00 - - 120,00 86,00 164,00 699,00 137,00 43,00 8,00 38,00 34,00 22,00 - 22,00 36,00 78,00 15,00 11,00 9,00 37,00 9,00 - - 42,00 - 2,00 1,80 - 2,00 1,50 3,0   1,2 1,80 0,70 - 3,3 1,30 7,0 2,10 3,0 1,90 0,50 - - 0,10 0,1 0,1 - - 2,10 0,90 0,90 0,60 1,10 - 1,0 0,99 1,2 0,20 2,30 0,5 2,10 0,30 0,20 0,30 1,80 - - 0,90 0,6 0,3 11,7

 

Таблица 11

Протокол

Суточное меню-раскладка для учащегося

Пол _________________ Возраст______________

 

Блюдо Про­дукты Масса, г Белки, г Жиры, г Угле­воды, г Кало­рий­ность, ккал Вита­мин С, мг Минеральные вещества, мг
кальций фосфор железо
                     

 

 



2015-11-20 3902 Обсуждений (0)
Вычисление основного обмена по формуле Рида 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Вычисление основного обмена по формуле Рида

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)