Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогические подходы к определению ключевых понятий



2015-11-20 473 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические подходы к определению ключевых понятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В зависимости от цели, от задач школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

По мнению польского ученого В. Оконя, сущность проблемного обучения заключается в создании перед обучающимися проблемной ситуации и поиску способов ее решения, либо при непосредственном участии учителя, либо самостоятельно. В ходе решения проблемы обучающиеся не только овладевают мыслительными приемами (анализом, синтезом, обобщением и др.), но главное, что знания они получают не в готовом виде, а добывают сами. Доказано, что никакой другой материал так прочно не усваивается, как тот, с которым самостоятельно работал ученик.

Технология проблемного обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся применять знания для решения поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки, т. е. формировать цели и программы развития познавательной самостоятельности и творческих способностей.

Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы сформулирована тема самообразования: «Проблемное обучение в развитии обще учебных умений обучающихся на урока ОБЖ»

Цель работы: создать педагогические условия для развития обще учебных умений с методами проблемного обучения.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить научно-педагогическую литературу по выбранной теме, подобрать методики для разработки системы заданий для учащихся, направленных на развитие обще учебных умений и повышение учебной мотивации, подобрать методики для проверки эффективности предложенного подхода.

2. Разработать и реализовать в процессе деятельности системный подход по формированию и развитию обще учебных умений

3. Оценить эффективность предложенной системы работы; определить перспективы развития системы работы.

Научно-педагогические методы, использованные для достижения поставленных целей:

- анализ педагогической и методической литературы по теме

- наблюдение за ходом учебного процесса;

- анализ качества обучения;

- анализ контрольных работ учащихся;

- проведение диагностических работ по определению уровня сфомированности обще учебных умений учащихся, анкетирование, беседа, тестирование;

- анализ результатов педагогической деятельности.

 

 

Психолого-педагогические подходы к определению ключевых понятий.

 

Проблемное обучение - это «современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Оно возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. Само название связано не столько с этимологией слова, сколько с сущностью понятия.

Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований можно дать следующее определение понятия «проблемное обучение»:

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации – «неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия».

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Можно сделать вывод, что проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно методов построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности. «Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру. Существенным недостатком в современной практике и теории проблемного обучения считается ограниченное понимание постановки проблем.

При разработке системы формирования обще учебных умений и навыков я ознакомилась с работами авторов, изучавших процессы формирования умений и навыков в процессе обучения: М.А. Данилова, Н.Д. Левитова, А.В. Усовой, Н.А. Менчинской и других. В работе использована известная классификацию педагога-психолога Лошкарева Н.А. основных обще учебных умений и навыков, соответствующих структуре учебной деятельности и процессу усвоения знаний.

Обще учебные умения и навыки разделены на четыре группы, что позволяет охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся:

1. Учебно - организационные - обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;

2. Учебно - информационные - способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации для выполнения учебных задач;

3. Учебно - интеллектуальные - обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач;

4. Учебно – коммуникативные - поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности

Обще учебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Системный подход к формированию ОУУН и разработка соответствующих методик могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом, может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Вопросы теоретических основ технологии проблемного обучения, нашли свое отражение в работах таких авторов как М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера, И.С. Якиманской, И.А. Ильницкой, С.В. Кульне-вич, Т.П. Лакоцениной, М.Р.Битяновой и других. Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения являются создание проблемных ситуаций и решение проблемы.

Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

В практике работы с учениками стоит только лишь изменить формулировку вопроса от обычной к проблемной, как активность класса возрастает. Это говорит о том, что данная методика оживляет теоретический материал курса ОБЖ и делает его более понятным и значимым для учащихся.

Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.



2015-11-20 473 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические подходы к определению ключевых понятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогические подходы к определению ключевых понятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)