Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Валюта: понятие и классификация видов. Положение национальной валюты на международном рынке




Термин «валюта» применяется в трояком понимании:

1. Валюта — это денежная единица данной конкретной страны.

2. Валюта — это иностранные денежные средства и расчетные единицы.

3. Валюта — это международные расчетные единицы типа «евро», СДР и пр.

Поскольку задача мировой валютной системы состоит в содействии развитиюмеждународной торговли, то любая национальная валюта должна обладать внешней и внутренней обратимостью, т. е. возможностью конвертации в валюты других государств. Конвертируемость определяет степень ликвидности валюты на международных финансовых рынках. Таким образом, конвертируемость валюты характеризует качество валюты. В зависимости от степени конвертируемости можно выделить три группы (класса) валют.

1. Свободно-конвертируемая валюта (СКВ). Такая валюта свободно и без ограничений обменивается на другие иностранные валюты, т. е. СКВ обладает полной внешней и внутренней обратимостью.

Сфера обмена СКВ распространяется как на текущие операции (операции, связанные с осуществлением экспорта-импорта товаров и услуг), так и на операции, связанные с движением капиталов, например, получением внешних кредитов или иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сказать, что свободно-конвертируемой является валюта той страны, в которой законодательно не предусмотрено каких-либо ограничений при осуществлении любых операций с ней.

Свободно-конвертируемыми валютами признаны американский доллар (USD), английский фунт стерлингов (GBF), швейцарский франк (CHF) и др.

2. Частично конвертируемая валюта (ЧКВ). К таким валютам относятся национальные валюты тех стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов, а также по отдельным видам обменных операций. Например, частично конвертируемым является российский рубль.

3. Неконвертируемая (замкнутая) валюта (НКВ). Это национальная валюта, которая функционирует только в пределах данной страны и не обменивается на иностранные валюты.

Разряд валюты определяет Международный валютный фонд.

Кроме этого, в международной торговле применяются валютные единицы, существующие только в безналичной форме — клиринговые валюты.

Клиринговые валюты — это расчетные валютные единицы, которые существуют только в безналичной форме и используются только странами -участницами платежного соглашения при проведении взаимных расчетов за поставленные товары и услуги.

В мировой экономике существует понятие резервных валют.

Резервная валюта — это национальные кредитно-денежные средства ведущих стран — участниц мировой торговли, которые используются для международных расчетов по внешнеторговым операциям и при определении мировых цен.

Исторически первоначально роль резервной валюты выполнял английский фунт стерлингов. Это было закономерно, потому что в Англии активно развивалась промышленность и торговля. Кроме того, Англия располагала множеством колониальных владений, где торговый обмен основывался на фунте стерлингов. Однако впоследствии, в связи с бурным развитием США, их национальная валюта (доллар) стала стремительно вытеснять фунт стерлингов, выполняя роль основной резервной валюты. Окончательно за долларом США роль резервной валюты (USD) была закреплена в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции.

В настоящее время американский доллар — основная резервная валюта мира. В этой валюте осуществляется большая часть международных расчетов, фиксируются мировые цены по многим товарным группам. Кроме того, вся мировая статистика построена на USD.

Большое влияние на международные экономические отношения оказывает валютный курс. Необходимо отметить, что в настоящее время на валютный курс может оказывать большое влияние денежно-кредитная политика государства. С целью поддержания национальной валюты центральный банк любой страны может проводить валютные интервенции.

Валютные интервенции — это воздействие на курс национальной денежной единицы путем купли или продажи значительного объема иностранной валюты государственными органами. Например, Центральный банк России (ЦБР) для укрепления рубля может продать на валютном рынке часть своих валютных резервов.

 

Российский рубль является официальной денежной единицей, которая призвана для осуществления расчетов в РФ. Центробанком России устанавливается курс рубля по отношению к другим валютам. Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливаются ежедневно (по рабочим дням) приказом Банка России, вступают в силу на следующий календарный день после дня установления и действуют до вступления в силу следующего приказа Банка России о курсах иностранных валют.

В 2014 г. факторами, влияющими на ослабление рубля, являются низкие темпы экономического роста в России и политика Федеральной резервной системы США по поддержке американской и мировой экономики. В качестве дополнительных факторов ослабления рубля можно назвать снижение положительного сальдо текущего счета платежного баланса, а также настроения населения, которое в ситуации неясности прогнозов роста "лишние" деньги выводит в международные активы, в частности, в доллары. Серьезный дополнительный фактор (давления на рубль) может проявится, если цена на нефть уйдет ниже 100 долларов или ниже 90 долларов (за баррель).

80. Оценка риска, обуславливаемого структурой капитала. Первая и вторая концепции финансового рычага. Сущности и методы расчета.

 

Любая финансово-экономическая деятельность требует постоянного вложения капитала. Для поддержания и расширения производственного процесса и повышения его эффективности, внедрения новых технологий и освоения новых рынков необходимы прямые инвестиции (капитальные вложения). Одной из основных задач финансового управления, наряду с согласованием денежных потоков, разработкой инвестиционного бюджета, выступает оптимизация затрат на привлечение финансовых ресурсов, оптимизация структуры капитала.

Выбор источников финансирования зависит от множества факторов, среди которых отрасль и масштабы деятельности предприятия, технологические особенности производственного процесса, специфика выпускаемой продукции, характер государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с банковскими структурами, репутация на рынке и др.

Структура капитала, используемого предприятием, определяет многие аспекты не только финансовой, но также операционной и инвестиционной деятельности, оказывает активное воздействие на конечный результат этой деятельности. Она влияет на показатели рентабельности активов и собственного капитала, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, формирует соотношение доходности и риска в процессе развития предприятия.

Финансовая структуракапитала — это структура основных источников средств, т. е. соотношение собственного и заемного капитала.

Финансовый капитал предприятия состоит из собственного и заемного.

Финансовый риск

Оценка финансовой структуры капитала неразрывно связана с расчетом финансового риска.

Расчет эффекта финансового рычага дает количественную оценку финансового риска.

Финансовый риск — комплексное понятие, включающее вероятность:

§ потери прибыли в связи с чрезмерными объемами заемного капитала;

§ уплаты процентов и основной части долга не в срок.

Методы расчета финансового рычага:

Iметод:

где СНП — ставка налога на прибыль; ЭР — экономическая рентабельность; Кз — заемный капитал; Кс — собственный капитал; СРСП — средняя расчетная ставка процента; ЭФР — эффект финансового рычага (возможное приращение к рентабельности собственных средств, связанное с использованием заемных средств).

Если СРСП < ЭР, то у предприятия, использующего заемные средства, рентабельность собственных средств возрастет на ЭФР.

Если СРСП > ЭР, то рентабельность собственных средств у предприятия, берущего кредит, будет ниже, чем у предприятия, которое этого не делает.

II метод:


81. Участники рынка ценных бумаг и их характеристика.

 

Участники рынка ценных бумаг - это юридические и физические лица, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; т.е. те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг (рис. 2).

По функциональному назначению можно выделить следующие основные группы участников рынка ценных бумаг: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; государственные органы регулирования и контроля.

Рис. 2. Участники рынка ценных бумаг

Эмитент - это юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Эмитенты представляют тех участников фондового рынка, которые заинтересованы в привлечении инвестиционных ресурсов путем выпуска, как правило, облигаций и иных долговых финансовых инструментов.

Фондовые посредники - это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг (дилеры, брокеры).

Организации, обслуживающие функционирование рынка ценных бумаг, включают:

o организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);

o расчетные палаты, клиринговые центры;

o депозитарии;

o регистраторов;

o информационные органы или организации.

Участник рынка ценных бумаг может находиться либо в роли покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы.

Эмитент поставляет на фондовый рынок товар - ценную бумагу, качество которой определяется его статусом и финансовыми результатами его деятельности. Он постоянно присутствует на рынке, оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу.

Первенство среди российских эмитентов занимает государство, поскольку считается, что его ценные бумаги имеют нулевой риск, поэтому они продаются с минимальным, но достаточно высоким доходом и абсолютной ликвидностью. Состав эмитентов представлен на рис. 3.

Рис. 3. Состав эмитентов

Акционерные общества, созданные в результате приватизации как эмитенты, характеризуются низкой доходностью, информационной закрытостью, неопределенностью экономических перспектив. Поэтому, чтобы выжить, им на рынке ценных бумаг необходимы техническая доступность реестра и значительные колебания курсовой стоимости их ценных бумаг.

Частные предприятия-эмитенты могут выпускать только долговые ценные бумаги (облигации, векселя).

Однако для всех эмитентов, выходящих на отечественный фондовый рынок ценных бумаг, существуют общие правила, соблюдая которые можно достигнуть определенных успехов:

- эмиссии ценных бумаг должны быть адресными, сориентированными на определенного инвестора;

- следует правильно определить время выпуска ценных бумаг на основе оценки финансовой ситуации в стране;

- в преддверии выпуска ценных бумаг весьма важно показать преимущества конкретного эмитента и его инвестиционной программы;

- необходимо помнить, что чем ниже статус эмитента, тем больше прав и гарантий для инвестора должен содержать выпуск ценных бумаг.

Инвестор - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец) (Закон "О рынке ценных бумаг"). Современный экономический словарь трактует понятие инвестор как "юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты.

Инвесторы обычно не просто вкладывают капитал в дело, подобно бизнесменам, но осуществляют долговременные вложения в достаточно крупные проекты, связанные со значительными производственными, технологическими преобразованиями, новшествами. В качестве инвесторов выступают государство, регионы, организации, предприятия, предприниматели, частные лица, игроки на рынке ценных бумаг". Состав инвесторов приведен на рис. 4.

Рис. 4. Состав инвесторов

 

По цели инвестирования инвесторы подразделяются на стратегических и портфельных.

Стратегический инвестор - это инвестор, заинтересованный в приобретении крупного пакета акций, для того чтобы участвовать в управлении или получить контроль над акционерным обществом. Стратегический инвестор предполагает расширение сферы влияния, приобретение контроля в перераспределении собственности.

Портфельный инвестор может рассчитывать только на доход принадлежащих ему ценных бумаг. Он постоянно должен решать вопросы, что, как, где и когда покупать. При этом ему необходимо определить цель вложения средств в ценные бумаги, степень риска при инвестировании ресурсов, сохранение, безопасность вложения и высокий уровень доходности при соответственно высоком уровне риска вложений.


82. Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.

 

Основным нормативным документом для учета нематериальных активов (НМА) в коммерческих организациях (кроме кредитных) является Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007).

Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качественематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий:

§ а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

§ б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

§ в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов:

§ г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

§ д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев:

§ е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

§ ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Итак, нематериальные активы — это созданные или приобретенные организациями объекты, которые используются в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеют денежную опенку, обладают способностью отчуждения и приносят доходы, но не являются при этом материально-вещественными ценностями.

В состав нематериальных активов включаются объекты интеллектуальной собственности:

§ исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

§ исключительное авторское право на программы для ЭВМ. базы данных;

§ имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

§ исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование местонахождения товаров;

§ исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

Нематериальным активом признается не сам результат интеллектуальной деятельности, а исключительное право на использование результата.

Правовое положение интеллектуальной собственности регулируется нормами гражданского права. Статья 128 ГК РФ содержит исчерпывающее определение видов объектов гражданских прав: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, втом числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

В ст. 138 ГК РФ дано определение интеллектуальной собственности: «В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

В составе нематериальных активов согласно ПБУ 14/2007 учитывается деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса.

Деловая репутация - это превышение текущей цены организации над стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Положительная деловая репутация — надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Она амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации) и отражается в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации — это скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как прочие доходы.

·




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (896)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)