Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организационная структура управления




Организационная структура управления – некая упорядоченная совокупность звеньев, устойчиво взаимосвязанных между собой, обеспечивающих функционирование предприятия как единого целого. В настоящее время известны следующие типы организационных структур:

• Линейная. Самая простая система, между руководителем и исполнителем отсутствуют промежуточные вязи.

• Функциональная. Данная структура возникла с появлением специализации рабочих. Она не несет в себе недостатков линейной и вопросы решаются более компетентно.

• Линейно–функциональная. Включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях.

• Дивизиональная. Предприятие делится на блоки и элементы, по региональному признаку, по видам товаров и услуг или группам товарополучателей.

• Матричная. Организация управления, которая сочетает в себе вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными. В ней на ряду с постоянными отделами будут базироваться проектные группы, организованные для решения конкретной проблемы.

Эволюция управленческой мысли

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражена в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития.
В эволюции управленческой мысли можно выделить 5 школ:
1. Классическая (традиционная) – Родоначальник – Тейлор Последователи - Форд, Файоль, Вебер
Принцип: "организация - закрытая система, не связанная с внешней средой"
Не рассматривали социальные аспекты. Цель – создание универсальных принципов управления. Файоль выделял 14 принципов:
- разделение труда
- полномочия и ответственность
- единоначалие
- единство направления
- подчиненность личных интересов общим
- вознаграждение переработки
- организованная структура
- порядок
- стабильность рабочего места
- корпоративный дух
- инициативность
2. Школа человеческих отношений - Мэйо, Маслоу, Фоллет
- исходит из сущности социальной среды, изучала мотивы поведения людей
- изучение природных конфликтов и сотрудничества, роль неформальных организаций
- изучение лидерства и групповой динамики
3. Эмпирическая школа - Друкер, Девис, Чандлер – объединение классической школы и школы человеческих отношений
- Соединение подходов к пр-ву и поведению сотрудников
- Независимые от должности функции сотрудников (а роль лишь средства его в реализации функции)
4. Школа социальных систем - Ансофф, Барнард, Саймонс
- Организация как единая, целостная система, системный подход к ее изучению
- Элементы системы оказывают влияние друг на друга и на систему в целом, включая возможность изменения целевых установок, адаптационные проебразования
- Динамичность в системном подходе ( в-е эл-ов друг на друга)
5. Новая школа науки управления (Леонтьев, Рапопорт, Боулдинг, Аккоф)
В школу вошли несколько направлений
- исследование организаций
- общая теория систем
- математико-аналитические методики и использования компьютерных технологий для повышения обоснованности управленческих решений.
- статистика



Методы управления

Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:

· экономические;

· организационно-распорядительные;

· правовые;

· социально-психологические методы управления.

Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

· планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;

· материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;

· нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;

· контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

Организационно-распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-распорядительные методы управления подразделяются на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие проявляется в формах:

· организационного регламентирования,

· организационного нормирования

· организационного инструктирования.

Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.

Правовые методы управления – это совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.

В систему социально-психологических методов входят:

· методы социального воздействия,

· методы управления коллективной деятельностью работников,

· методы управления индивидуальным поведением работника.

К методам социального воздействия относятся: общие собрания работников, участие в работе общественных советов и т. п.

К методам управления коллективной деятельностью работников относятся: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, ведение рейтингов, проведение конкурсов, торжественных собраний, вечеров и т. п.

К методам управления индивидуальным поведением работника относятся: стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность, передача подчиненным отдельных прав руководства и т. п.

Методы управления должны иметь двустороннюю направленность, учитывая не только стремления менеджеров, но и исполнителей. Поэтому обобщающим методом управления или, точнее, основой методов управления, должно стать постоянное изучение работников, тесная связь. Ведь считая всех исполнителей однообразными существами, руководитель погружает в серую массу и саму организацию. Каждый исполнитель имеет свои личностные особенности, и совокупность таких характеристик делает оригинальной каждое предприятие.

Еще один взгляд на методы управления сулит о том, что они являются средством проявления функций менеджмента, и главный вопрос заключается в том, как именно менеджер должен планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)