Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Управление оборотными активами




Формирование запасов

Запасы группируются следующим образом:

· производственные запасы (запасы сырья и материалов, необходимые для производства продукции). Для ресторана это продукты питания.

· запасы готовой продукции, предназначенные для бесперебойной реализации клиентам (сувениры).

В гостиничном хозяйстве еда и напитки являются основными элементами приобретаемых запасов. Большая часть закупаемых продуктов может быть названа «сырьем», так как они должны быть обработаны и приготовлены до того, как будут проданы потребителю. Незавершенное производство означает те запасы, которые находятся в процессе превращения из сырья в готовую продукцию.

Важно помнить, что все запасы должны обеспечиваться финансами. До тех пор, пока запасы не проданы и за них не получены деньги, фирма должна оплачивать своих дебиторов.

Среди групп запасов основное внимание должно быть уделено определению потребности в запасах текущего хранения. Формула, по которой определяется необходимый объем финансовых средств, авансируемых на формирование запасов товарно-материальных ценностей, имеет вид:



(31)

Где:

ФСЗ - объем финансовых средств, авансируемых в запасы;

СР - среднедневной объем расхода запасов в сумме;

Нз - норматив хранения запасов, в днях (при отсутствии разработанных нормативов может быть использован показатель средней продолжительности оборота запасов в днях);

КЗ - средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретенные товарно-материальные ценности (этот элемент включается в расчет, как правило, только по производственным запасам; при реализации готовой продукции он включается лишь при установившейся практике предоплаты за нее).

Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить общую потребность в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, то есть определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-реализационного проецесса.

Содержание запасов – это дорогостоящий процесс. Когда еда и напитки поставляются на гостиничное предприятие, они должны быть проверены, транспортированы в соответствующие запасники, должны правильно храниться, периодически пересчитываться и меняться. Дальнейшие издержки также могут быть связаны с кражей запасов и истечением срока годности (хранения). Таким образом, ключевым моментом в создании эффективной системы контроля является определение правильного уровня хранимых запасов.

Например, при определении оптимального уровня запасов для ресторана во внимание могут быть приняты следующие пять факторов:

1. Ежедневный средний уровень продаж и ожидаемое изменение спроса, например, количество потребляемых ежедневно блюд.

2. Предельное время хранения запасов.

3. Среднее время доставки товаров поставщиками.

4. Надежность поставщиков.

5. Расчетные ценовые изменения и пути их компенсации объемами спроса.

Существуют три возможных уровня запасов:

1. Уровень запасов, при котором подается заказ (точка заказа). Точка заказа – это количество запасов, ниже которого они не должны находиться. Уровень точки заказа рассчитывается по формуле 32:

(32)

2. Минимальный уровень запасов. Минимальный уровень заказов – это самое маленькое количество запасов, которое должно находиться на хранении, и оно чуть меньше точки заказа. Минимальный уровень запасов рассчитывается по формуле 33.

(33)

3. Максимальный уровень запасов. Максимальный уровень запасов – это наибольший уровень необходимых запасов. Рассчитывается следующим образом (формула 34)

(34)

Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов – это оптимизационная задача решаемая в процессе их нормирования. Например, для производственных запасов ресторана она состоит в определении оптимального размера партии, предположим консервированных соков: чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа, доставке сока и его приемке. Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса – если закупать соки один раз в два месяца, то средний размер его запаса составит 30 дней, а если размер партии поставки сократить вдвое, то есть закупать сок один раз в месяц, то средний размер его запаса составит 15 дней. В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению запасов.

Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов осуществляется по формуле 35 – модель Уилсона.

(35)

Где:

ОРпп - оптимальный размер партии поставки;

Зт - необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год (квартал);

T31 - размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на одну поставляемую партию;

ТЗ2 - размер текущих затрат по хранению единицы запасов.

Пример.

Годовая потребность ресторана в концентрированных соках, определяющая объем его закупки, составляет $1000. Размер текущих затрат по размещению заказа, доставке и хранению в расчете на одну поставляемую партию составляет $12. Размер текущих затрат по хранению единицы запаса составляет $6 в год. Подставляя эти данные в модель Уилсона, получаем:

(36)

Следовательно, на протяжении года товар должен доставляться 16 раз (1000/63) или каждые 22 дня (360/16). При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию товарных запасов будут минимальными.

6.3.2. Дебиторская задолженность

При продаже товаров и услуг, потребители не всегда оплачивают счета немедленно. Таким образом, предприятия вовлекаются в продажу товаров и услуг в кредит. Увеличивая дебиторскую задолженность, предприятия сокращают свой собственный оборотный капитал.

Существуют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:

1. Сравнение дополнительной прибыли, которая связана с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции

2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности (сравнения проводятся на основании уровня кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок).

Для успешной работы предприятия, очень важно уметь дать правильную оценку реального состояния дебиторской задолженности.

Вероятность безнадежных долгов рассчитывается на основе экспертных оценок или на основе статистики самого предприятия. Итоговая сумма вероятности безнадежных долгов является расчетной величиной (формула 37).

(37)

Реальная величина задолженности является разницей между суммой дебиторской задолженности и суммой безнадежных долгов.

Для того чтобы увеличить приток денежных средств, разумно ввести на предприятии различные виды договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Так, на предприятиях сферы туризма, в частности турфирмах, распространена система предоплаты. Зачастую клиенту необходимо сразу внести деньги за визу и бронирование билета на самолет и места в гостинице. Оставшуюся сумму можно внести ближе к срокам поездки, в оговоренный с фирмой день. При бронировании мест в гостинице заранее сумма оплаты значительно меньше, чем при резервировании непосредственно перед въездом.

Предложение скидок является обоснованным в следующих ситуациях:

1. Снижение цены приведет к расширению продаж. В результате возможен рост общей прибыли. Например, цены на номера в гостиницах в межсезонье намного ниже цен в высокий сезон. Это вызвано необходимостью привлечения гостей, так как работа такого предприятия не может прекратиться полностью на несколько месяцев. Вместе с ценами возможно и уменьшение доли переменных затрат, например, за счет временного сокращения количества персонала.

2. Скидки привлекают большее количество денежных средств в условиях дефицита на предприятии. Возможно даже краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок. Например, турфирма оплатила чартерный рейс и произвела бронирование мест в гостинице. Однако ее ожидания не оправдались, так как оказалось невозможным набрать необходимое количество туристов. В этом случае тур продается практически по себестоимости, а зачастую и ниже. Сумма скидки тем больше, чем ближе срок реализации тура.

3. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

Следует отметить, что в условиях инфляции следует точно определить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала.

6.3.3. Управление денежными средствами

Управление денежными средствами означает управление высоколиквидными активами, или наиболее ликвидными активами. Необходимость анализа денежных потоков определяется, прежде всего:

· кризисом неплатежей (особенно это характерно для российской экономики);

· общей экономической нестабильностью;

· достаточно высокими темпами инфляции.

Наличие денежных средств обеспечивает:

· возможности и направления дальнейшего развития предприятия;

· возможность выживания при превышении поступлений платежей;

· надежность и конкурентоспособность предприятия.

Однако необходимо подчеркнуть - это вовсе не означает, что туристские предприятия стремятся к наполнению как можно большего количества свободных денежных средств, поскольку из теории альтернативной стоимости известны возможности получения дополнительных доходов от размещения этих денежных средств, например в ценные бумаги, и т.д.

Кроме того, хорошие показатели выручки от реализации и прибыли не означают наличия у предприятия свободных денежных средств, доступных для использования.

Отличие суммы полученной прибыли от величины поступивших денежных средств заключается в том, что:

· прибыль отражает учетные денежные и неденежные доходы, что не совпадает с реальным поступлением денежных средств;

· прибыль признается после совершения сделки, а не после поступления денежных средств;

· расходы при расчете прибыли также признаются после реализации продукции, а не в момент их оплаты;

· многие потоки денежных средств просто не находят отражение при расчете прибыли.

Поэтому необходимо отдельное изучение, как величины денежных средств, так и их движения.

Денежные средства - аккумулированные в наличной и безналичной формах (в кассе предприятия и на расчетном счете в банке), обладают наивысшим уровнем ликвидности.

В международной практике в состав денежных средств часто включают такие денежные эквиваленты, такие, как легкореализуемые ценные бумаги.

Сегодня необходимым является не только анализ величины денежных средств, но и изучение их движения и источников формирования на туристском предприятии.

Поток денежных средств - единство поступления и расходования финансовых ресурсов (сумма поступлений денежных средств за минусом расходов) независимо от источников их образования.

Основная задача анализа денежных потоков - выявление причин недостатка (избытка) денежных средств, определение источников их поступлений и направлений использования.

Исследование потоков денежных средств позволяют провести анализ:

· ликвидности и угрозы банкротства

· эффективности финансирования капитальных вложений

· производственного и финансового риска фирмы и инвестиционных качеств ее ценных бумаг.

Инвесторов интересует приток денежных средств как основа выплаты дивидендов, кредиторов - как обеспечение возврата долгов.

В западной практике широкое распространение получили два метода расчета потока денежных средств. Общим в обоих методах является разделение всех денежных поступлений и расходов на три категории: от основной, инвестиционной, и финансовой деятельности. Основная (операционная) деятельность включает поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций (Рис. 15).

Рис. 15. Потоки денежных средств от основной деятельности

В качестве притоков от основной деятельности туристского предприятия рассматриваются:

· денежная выручка от реализации туристской продукции в текущем периоде;

· погашение дебиторской задолженности;

· авансы, полученные от покупателей;

· дивиденды и %, поступившие от других компаний.

К оттокам денежных средств от основной деятельности относят:

· платежи по счетам поставщиков и подрядчиков;

· выплаты заработной платы;

· отчисления в бюджет и внебюджетные фонды (в том числе налоги на прибыль);

· уплату процентов за кредит;

· отчисления на социальную сферу.

Поскольку основная деятельность турфирмы является главным источником прибыли, она должна быть и основным источником поступления денежных средств.

Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанные с приобретением или продажей долгосрочных активов (Рис. 16).

Рис 16. Потоки денежных средств от инвестиционной деятельности

 

Приток денежных средств от инвестиционной деятельности образуется от:

· продажи ОС и НМА туристского предприятия;

· доходов от погашения займов, предоставленных другим фирмам;

· продажи ценных бумаг других компаний.

Отток денежных средств от инвестиционной деятельности связан с:

· приобретением основных средств НМА;

· предоставлением долгосрочных займов другим компаниям, включая филиалы;

· покупкой долгосрочных ценных бумаг других эмитентов.

Поскольку при благоприятном ведение дел фирма стремится к расширению и модернизации производственных мощностей, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств.

Финансовая деятельность включает поступления денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплату дивидендов (Рис. 17).

Рис. 17. Потоки денежных средств от финансовой деятельности

В приток от финансовой деятельности включаются:

· получение кредитов и займов (кратко- и долгосрочных);

· поступления от эмиссий собственных акций, облигаций;

· целевое бюджетное финансирование, субсидии, гаранты.

Отток средств от финансовой деятельности осуществляется на:

· погашение кредитов и займов;

· оплату расходов по размещению собственных эмиссий;

· выплату дивидендов на собственные акции;

· погашение векселей и закладных.

Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные средства в распоряжении фирмы для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности, для использования заемного капитала и балансировки общего притока и оттока денежных средств, но ни в коем случае не должна вступать единственным источником денежных средств.

Очевидно, что денежные потоки тесно связывают все три сферы деятельности компании, перетекая из одной сферы в другую (Рис. 18).

Рис. 18. Движение денежных потоков по видам деятельности

Управление денежными потоками включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и так далее.

Омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями – их величину с некоторой степенью точности можно определить на основе размера упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте.

Одна из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.

Финансовый цикл (период оборачиваемости оборотных средств) - это время, необходимое для превращения денег, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на счете. Основные этапы обращения денежных средств в туристской сфере отражены на Рис. 19.

 
 

Рис. 19. Этапы обращения денежных средств в туристской сфере

 

Процесс обращения денежных средств в туристской сфере содержит только три этапа. Это связано с тем, что в туристской деятельности в отличии от производственной сферы отсутствуют такие процессы, как закупка сырья, формирование запасов. Другое отличие заключается в том, что процесс создания тура гораздо более длительный (1-1,5 лет), чем производство товара, а период дебиторской задолженности в туризме более короткий, поскольку процесс купли-продажи осуществляется в течение короткого срока.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)