Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сущность и особенности рисков на предприятии туризма




В бизнесе, особенно в финансовой сфере риск присутствует всегда.

Риск – это существование определенного шанса для неблагоприятного события, который обусловливает различия между реальным будущим доходом и планируемым доходом.

Степень риска – это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень риска.

Неопределенность хозяйственной ситуации обуславливается следующими факторами:

1. Отсутствием полной информации.

2. Случайностью.

3. Противодействием. К противодействиям относятся: катастрофа, пожар и другие природные явления, война, революция, забастовка, различные конфликты в трудовых коллективах, нарушение договорных обязательств, изменение спроса, аварии, кражи и так долее.

Индустрия туризма является молодой, но быстро развивающейся отраслью. Она вобрала в себя многие черты присущие другим видам бизнеса. Любая деятельность в туризме связана не только с положительным эффектом (получение прибыли), но и несет в себе угрозу денежных потерь. Это и есть риск. Все риски можно разделить на диверсифицированные и недиверсифицированные (Табл. 78).



 

 

Таблица 78

Сравнение диверсифицированных и недиверсифицированных рисков

 

Не диверсифицированный риск Диверсифицированный риск
Систематический, характерен для всей экономической системы или отдельного риска, не поддается диверсификации Специфический, присущ корпорации или финансовому активу, может быть исключен посредствам диверсификации, то есть ростом многообразия вложений
Глобальные изменения налогообложения   Инфляция   Война   Рост цен на энергоносители   Изменения финансовой политики   Экономический спад   Высокая процентная ставка Трудовые контракты с гарантированной заработной платой   Забастовки   Банкротство главного поставщика   Неожиданное появление нового конкурента   Доступность сырья   Экологический контроль   Воздействие иностранной конкуренции   Судебные, арбитражные процессы   Успешные и неудачные программы маркетинга   Получение или осуществление кредитного контракта  
От 25% до 50% общего риска Составляет до 50% от общего риска

 

Для любого инвестора наиболее сложной является оценка именно не диверсифицированных рисков, так как они не могут быть предсказаны заранее, а тем более учтены в денежных единицах дополнительного убытка или дохода.

Также все риски делятся на чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски предполагают возможность получения как положительного, так и отрицательного результата.

Самым типичным видом риска и на который в первую очередь нужно обратить внимание на предприятиях туризма является риск спроса. К данному риску относятся как платежеспособность клиента, так и конкурентоспособность любой турфирмы.

Конкуренция на туристском рынке сейчас выражается не в понижении цен на перелет или наземное обслуживание. Цены на них уже устоялись. Нужно отлаживать технологические процессы, снижать издержки. Именно от этого возрастает эффективность. Крупные туроператорские компании, которые 96% путевок реализуют через агентов, идут именно по пути снижения издержек. Кроме того, не может быть эффективной фирма, оперирующая, например, по 150 направлениям. В свое время туроператоры брались за все сразу. Они богатели, укрупнялись. Теперь за это надо платить: сокращать штат, снижать зарплату. Особенность российского туристского рынка заключается в наличии большого количества турфирм, борющихся за клиента, а для этого фирме необходимо найти своего «изюминку», поскольку, как уже было отмечено раннее, борьба с конкуренцией путем снижения цен – способ мало эффективный. В этом случае специализация – оптимальное решение. Она позволяет снижать издержки примерно до 65%. Турфирма может брать ориентир, как на клиента, так и специализироваться по определенному направлению (стране).

Хорошим примером ориентира на клиента является туристкая фирма «Воентур». Она существует с 1995 года, изначально ее главной задачей стало обеспечение отдыха семей военнослужащих. Уникальность программ, разработанных «Воентуром», в том, что компания, единственная в России, организует поездки за рубеж для офицеров запаса и срочной службы, а также для курсантов. Военным, для которых в течение многих лет выезд за границу был проблематичен, программа позволяет решить не только проблему с выездом, но и сэкономить средства. Военнослужащим и военным пенсионерам, членам их семей, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации часть стоимости путевок оплачивает министерство обороны. Таким образом, компания «Воентур» практически оградила себя от влияния конкурентов. Следовательно, свела к минимуму риск спроса.

Что касается специализации по определенной стране, то это также не плохое решение для турфирмы. Работая подобным образом, она «автоматически» повышает качество своих услуг. Люди уже перестали слепо доверять рекламе, а тот, кто успел поездить по свету, возвращается в компании, где хорошо обслужили хотя бы однажды. Доверие клиента – одно из главных условий успешной работы турфирмы и, естественно, один из главных инструментов получения прибыли.

Большое влияние на понижение платежеспособности клиентов до настоящего времени оказал кризис 17 августа 1998 года. Клиенты стали покупать в основном дешевые туры, например, в Египет, и путевки в пригородные дома отдыха. Состоятельные туристы продолжали покупать дорогие туры, но количество таких клиентов резко сократилось. Путевки по России продолжали покупать, поскольку цены в рублях вначале не изменились; почти весь сентябрь 1998 года не продавались зарубежные туры, курс был просто грабительским; поток клиентов резко сократился, так как в этой ситуации люди не могли оставить свою работу и идти в отпуск. В середине октября произошла некоторая стабилизация ситуации, но спрос снизился на 70%, клиенты отказывались от путевок в визовые страны из-за боязни надолго оставлять деньги в турфирмах. В это время Центральное Бюро Путешествий Санкт-Петербурга, которое в большей степени специализируется на внутреннем туризме (Валаам, Кижи, Золотое кольцо России и так далее) смогло не только избежать значительных потерь во время кризиса, но и реализовало как никогда много туров по России. В настоящее время ситуация улучшается, однако многие проблемы еще остаются нерешенными.

При специализации по определенным направлениям (странам) существуют не только положительные, но и отрицательные стороны – вероятность столкнуться с чистым риском (такое может произойти, когда фирма не имеет «запасных» маршрутов). Чистый риск – единственный риск, который нельзя предвидеть. Например, столкновение с форс-мажорными обстоятельствами (землетрясение в Турции), политической нестабильности в стране (военные действия на территории бывшей Югославии).

В расчетах следует учитывать также промышленные риски. Под промышленными рисками понимают опасность нанесения ущерба предприятию и третьим лицам вследствие нарушения нормального хода производственного процесса. Например, устройство спортивных залов на последних этажах жилых домов без дополнительного усиления конструкций будет представлять угрозу для жителей нижнего этажа. Кроме того, к ним относят опасность повреждения или утери производственного оборудования и транспорта, разрушение зданий и сооружений в результате воздействия таких внешних факторов, как силы природы и злоумышленные действия.

Другой вид рисков – экологические риски. Под экологическим риском понимается вероятность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Он может возникнуть в процессе строительства и эксплуатации объектов и является составной частью промышленного риска.

Учет данного вида риска особенно актуальнен для турфирм, специализирующихся на курортных направлениях. Данные направления пользуются хорошим спросом до тех пор, пока экология этих мест не нарушена, а при массовом, сверх допустимом посещении рано или поздно этот риск проявляется и поэтому спрос на данный маршрут падает.

В нашей стране основной проблемой любой предпринимательской, в том числе туристской деятельности стало неустойчивое социально-экономическое положение (политический риск). С одной стороны перестройка, падение «железного занавеса» послужили толчком развития российского туризма. С другой же стороны продолжающиеся политические и экономические неурядицы не дают в полной мере развернуться нашим турфирмам и гостиницам. Наглядным примером служит кризис 17 августа 1998 года, о котором упоминалось выше.

Кризис коснулся как крупных туроператоров, так и турагентов. Операторы понесли основные убытки по причинам: невозможности оплатить зарубежным партнерам туры по новому курсу валюты (валютный риск); задержкой безналичных платежей через банки; необходимости полной оплаты вылетов чартерных рейсов при их минимальной заполняемости. Агентства, работающие в основном напрямую с клиентами и получающие комиссию от туроператоров, не смогли компенсировать свои потери уровнем комиссии и также понесли значительные убытки. Переведенные по безналичному расчету деньги терялись в пути, платежи из регионов в рублях приходили по докризисному курсу. У туристов, расплачивающихся кредитными карточками российских банков, возникли проблемы как при оплате туров в России, так и при оплате дополнительных услуг за рубежом.

Следует обратить внимание и на коммерческие риски, особенно те, которые относятся к чистым рискам:

1. Имущественные – риски, связанные с возможностью потери имущества гражданина-предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем.

2. Производственные – риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов, прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов, а также риски с внедрением в производство новой техники и технологии.

3. Торговые риски – риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и так далее.

В долгосрочной (более 1 года) перспективе целевого использования финансовых ресурсов необходимо учитывать инвестиционные риски. Субъекты инвестирования всегда берут на себя риск, связанный с уменьшением доходности, прямых финансовых потерь или упущенной выгоды. Инвестиционные риски связаны с возможностью недополучения или потери прибыли в ходе реализации инвестиционных проектов. Объектом риска в данном случае выступают имущественные интересы лица, осуществляющего вложения своих средств, то есть инвестора.

В общем случае выделяют следующие риски, связанные с инвестиционными процессами:

· кредитные;

· возникающие на первой стадии инвестиционного проекта (технические);

· предпринимательские, финансовые и коммерческие, связанные со второй стадией инвестиционного проекта;

· страновые.

Кредитные риски. Финансовые средства могут быть получены в виде кредита или кредитной линии. Как правило, условием выдачи кредита является его целевое назначение. Инвестиционный проект имеет технико-экономическое обоснование, в котором предусмотрены сроки освоения кредита и ожидаемая прибыль. В этом случае возникают риски, связанные с возможным невозвратом суммы кредита и процентов по нему, то есть кредитные риски. Невозврат может произойти по различным причинам: незавершение строительства, изменение рыночной и общеэкономической ситуации, недостаточная маркетинговая проработка инвестиционного проекта, чрезвычайные события.

Возможных путей снижения кредитного риска несколько, в том числе финансовые мероприятия – получение финансовых гарантий и страхование.

Технические риски. Технические риски сопутствуют строительству новых объектов и их дальнейшей эксплуатации. Среди них выделяют строительно-монтажные и эксплуатационные.

Предпринимательские риски. Различают внутренние и внешние предпринимательские риски. Внешние риски связаны с нанесением убытков и неполучением предпринимателем ожидаемой прибыли вследствие нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или по другим, не зависящим от него обстоятельствам. Внутренние риски зависят от способности предпринимателя организовать производство и сбыт продукции.

Финансовые и коммерческие риски. Финансовые и коммерческие риски можно рассматривать как особую группу рисков в составе широкого спектра предпринимательских рисков.

Финансовые риски возникают в процессе управления финансами предприятия. Наиболее часто встречаются валютные, процентные и портфельные риски (Рис. 25).


Рис. 25. Структура финансовых рисков

Под валютными рисками понимается вероятность возникновения убытков от изменения обменных курсов в процессе внешнеэкономической деятельности, инвестиционной деятельности в других странах, а также при получении экспортных кредитов. Среди них различают операционный, трансляционный и экономический риски.

Операционный валютный риск можно определить как возможность возникновения убытков или недополучения прибыли в результате изменения обменного курса и воздействия его на ожидаемые доходы от продажи продукции.

Трансляционный валютный риск (его называют также балансовым) возникает при наличии у головной компании дочерних компаний или филиалов за рубежом. Его источником являете возможное несоответствие между активами и пассивами компании, пересчитанными в валютах разных стран.

Экономический валютный риск определяется как вероятность неблагоприятного воздействия изменений обменного курса на экономическое положение компании. Он возникает, например, в результате изменения объема товарооборота в стране или цен на средства производства либо на готовую продукцию, а также вследствие изменения конкурентоспособности фирмы по сравнению остальными производителями аналогичных товаров. Его воздействие может иметь и другие источники, например правительственные меры, вызванные падением курса национальной валюты, искусственное сдерживание роста заработной платы, ограничения на хождение иностранных валют, обмен денег и так далее.

Под процентными рисками понимается вероятность возникновения убытков в случае изменения процентных ставок по финансовым ресурсам. Среди них выделяют позиционный, портфельный, экономический риски.

Позиционный риск возникает, если проценты за пользование кредитными ресурсами выплачиваются по «плавающей» ставке. Компания, выдавшая кредит или имеющая депозит в банке под «плавающие» проценты, понесет убытки в случае понижения процентных ставок. Компания, получившая кредит по «плавающей» ставке, наоборот, понесет убытки в случае повышения процентных ставок.

Портфельный риск отражает влияние изменения процентных ставок на стоимость финансовых активов, таких, как акции и облигации.

Экономический (структурный) процентный риск связан с воздействием изменения процентных ставок на экономическое положение компании в целом.

Портфельные риски показывают влияние различных макро- и микроэкономических факторов на активы предпринимателя или инвестора.

Коммерческие риски, связанные с возможностью недополучения прибыли или возникновения убытков в процессе проведения торговых операций, могут проявляться в виде неплатежеспособности покупателя к моменту оплаты товара, отказа заказчика от оплаты продукции, изменения цен на продукцию после заключения контракта, снижения спроса на продукцию.

Страновые риски возникают при осуществлении предпринимателями и инвесторами своей деятельности на территории иностранных государств. Доход от бизнеса может уменьшиться в случае неблагоприятного изменения политической или экономической ситуации в стране.

В последнее время этому виду риска в мире уделяется большое внимание, что в значительной степени обусловлено своеобразным «инвестиционным» бумом, наблюдавшимся в последнее десятилетие на развивающихся рынках стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, республик СНГ и России. Эти страны характеризуются неустойчивым политическим режимом, а также процессами перехода к рыночной экономике. В то же время доходность инвестиций в них весьма велика.

Страновые риски могут быть трех типов:

· социально-политические;

· макроэкономические;

· микроэкономические.

Страхуемые риски. Некоторые виды рисков могут быть страхуемыми. Страхование профессиональной ответственности турфирм имеет большие перспективы на российском туристском рынке, в этом заинтересованы и туроператоры, и турагенты, и туристы. Наличие у турфирмы такой страховки, как знак качества, является важным дополнительным фактором для привлечения клиента. То есть, потратив определенные средства на страховку, фирма ничего не теряет, а скорее, приобретает и избавляет себя от многих хлопот. Реализуя новую программу, турфирма берет на себя определенные финансовые риски, и даже если повода усомниться в надежности партнеров не было, могут возникнуть проблемы другого плана, например, будет задержан или отменен вылет самолета. Кто должен возместить расходы? На этот случай турфирме целесообразно заключить договора со страховыми компаниями, предусматривающие, в частности, и срыв сроков тура по причине отмены рейса.

Личностный риск. Менеджер турфирмы – это человек оркестр, способный одновременно делать множество дел. Но главное – он должен в совершенстве владеть искусством продажи турпродукта и безупречно обслуживать клиента – от этого зависит успех фирмы.

Можно придумать оригинальное и броское название для своего агентства, вложить деньги в психологически грамотную рекламу – и разориться. Причем не потому, что предложения турфирмы не конкурентоспособны или цены на них не выдерживают сравнения, а просто потому, что менеджеры не умеют или в принципе не могут общаться с клиентами и продавать турпродукт. Основная проблема – неуважение к клиенту.

Другая проблема – это привычка многих менеджеров «на глазок» определять степень платежеспособности клиента, чтобы решить, стоит ли на него тратить время. Такое отношение к людям не только оскорбительно, но и неэффективно: в наших условиях дама в дорогой шубе может отнять час времени просто от нечего делать, а провинциал в потертых брюках купит шикарный экзотический тур, не торгуясь.

Третья проблема – неумение продавать турпродукт. Даже знающий менеджер легко может упустить клиента, если всем своим видом показывает незаинтересованность в работе с ним. Когда в высокий сезон в агентствах много работы и уставшие сотрудники перестают реагировать на каждого посетителя, происходит немало потерь в общем количестве сделок.

Как с этим бороться? Рано или поздно любой менеджер начинает терять бдительность, и равнодушие к людям становится его профессиональной болезнью. Можно надеяться, что со временем максимальная автоматизация основных процессов в офисе турагентств не только снимет проблему рутинной работы (оформление многочисленных документов, статистика и так далее), но и сократит время, затрачиваемое на каждого клиента, что в свою очередь снизит утомляемость сотрудников. С другой стороны, ни одно программное обеспечение, никакие суперсистемы бронирования не избавят фирму от необходимости менеджмента, личного надзора за сотрудниками, выборочных проверок и контрольных закупок.

Безусловно, когда люди работают с людьми, адекватный контроль может осуществлять только человек. Здесь вполне эффективны старые проверенные типы «поддержания профессионального тонуса» – разнообразные схемы штрафов и поощрений давно и успешно применяются во всех областях бизнеса. У работающих в туризме есть одно очень существенное преимущество перед продавцами других «магазинов». Любая поездка, кроме бесконечных разъездов коммивояжеров, это отдых, праздник.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)