Вопрос. Сущность инноваций. Подходы к определению
Исаева Екатерина Михайловна Тема 1. Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность. Вопросы: 1. Причины возникновения ИМ. 2. Сущность инноваций. Подходы к определению. 3. Классификация инноваций. 4. Функции инноваций. Вопрос. Причины возникновения инновационного менеджмента. Основные причины выделения ИМ в самостоятельную науку: 1. Спонтанность создания новых знаний (первоначально научная сфера развивалась под воздействием производства; в середине 20 века появились исследовательские центры по созданию инновационных продуктов.) 2. Потребность в выработке методов, с помощью которых можно ускорить процесс достижения новых решений. 3. Неприменение новшеств в нужном направлении требующих масштабов 4. Противоречия между старым и новым, порождающие социальные и психологические проблемы реализации нововведений. Развитие науки происходит под воздействием 2-х факторов: 1. Внешние- связанны с потребностями человека и общества в целом 2. Внутренние– обусловлены сущностью науки отражать логику ее становления и развития. Сущность ИМ заключается в процессе управления создания новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социально-психологическими аспектами реализации нововведений. ИМ – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом. Одной из главных задач ИМ является управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, то есть удовлетворения общественных потребностей в инновационном продукте. Кроме того, одной из важнейших задач ИМ является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. ИМ – это менеджмент научно-технических и интеллектуальных ресурсов, динамика которых органически связана с динамикой человеческого капитала и динамическими характеристиками основных фондов производственной среды. Задачи: 1. Разработка планов и программ инновационной деятельности предприятия. 2. Обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности. 3. Обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами. 4. Наблюдение за ходом разработки инновационной продукции, и ее внедрение. 5. Проведение единой инновационной политики, координация деятельности в этой области производственных подразделений. 6. Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем (от зарождения идеи до серийного производства продукции). вопрос. Сущность инноваций. Подходы к определению. Понятие инновация появилось в 19 веке – означало некоторое внедрение одной культуры в другую культуру. Йозоф Шумпетер – ввел термин инновация. Что он понимал под этим термином? – внедрение и использование новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности. Существуют инновационные волны. Каждая новая волна приносит с собой начало очередной новой экономической эпохи, характеризуемой резким ростом инвестиций, вслед за которым идет новый спад. Тем не менее, после каждой новой волны экономика в целом становится все более богатой. 1 волна – связана с появление паровых двигателей и развитием текстильной промышленности и металлургии. (1780-1840) 2 волна – связана с появление железных дорог и развитием сталелитейной промышленности (закончилась в 1900 году) 3 волна (около 50 лет)- связана с возникновением электричества и двигателя внутреннего сгорания 4 волна (с начала 1950 до конца 80-х годов – около 35 лет) – достижения в химической промышленности, электронике и аэрокосмической промышленности. 5 волна (с начала 90-х годов) – началась с широкого распространения корпоративных сетей, Интернета, развития программного обеспечения, мультимедиа и т.д. В течение последних 2-х столетий каждый новый всплеск состоял из 3-х фаз: 1 фаза – компании получают огромные прибыли, устанавливают новые правила на рынке и ведут конкурентную борьбу 2 фаза – рынок становится более зрелым, и прибыли тех компании, которые смогли на предыдущем этапе, постепенно сокращается 3 фаза – резкий спад, после которых внимание инвесторов переключается на новые технологии Определение инновации по Питеру Друкеру: Инновация – это способность создавать богатства посредством новых способов. Несколько подходов к определению инноваций: 1. Процесс (техники, технологии организации производства и т.д.) внедрения в практику каких-либо новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха. 2. Результаты творческого процесса в виде нового продукта (техники), технологии, метода и т.д. Именно его придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций Руководства Фраскати «предлагаемая стандартная практика для обследований, исследований и экспериментальных разработок» и Руководства Юнеско, определяющие инновацию как
конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового и усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
3. Финансовый (под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научных исследований) 4. Рыночный (впервые в отечественной науке предложен Коротаевым А. С. И Кутейниковым А.А. . Коротаев предложил под нововведением понимать новое приложение научных и технологических знаний, приводящее к рыночному успеху. Не разграничивая такие понятия, как новшество, нововведение и инновация, Кутейников определяет их как новый способ сложившихся общественных потребностей, дающих прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. Установленные формы установленной гос статистической отчетности в РФ свидетельствует об аналогичной трактовке инноваций и в Российской практике. Обобщая все имеющиеся подходы к определению сущности инноваций, можно дать следующее ее определение:
Инновация (нововведение) – это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники), технологии, метода и т.д., как правило основанной на достижениях науки и техники, внедренной в экономическую систему и по-новому удовлетворяющей сложившиеся общественные потребности. (ВЫУЧИТЬ)
Не следует смешивать понятия новшества (открытие изобретения) и нововведение (инновация). Отличия: 1. Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс организационной, производственной или другой структуры, Ноу- Хау, понятий, научных подходов и принципов, документа стандарт, инструкция, методика и т.д.)
Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается в комплексной промышленной лаборатории. 3. Открытие по своей сущности является бескорыстным фактом, а цель инноваций – максимизация прибыли. 4. Открытие может произойти случайно, а инновации являются результатом систематических и комплексных исследований. Основным свойством инноваций является научно-техническая новизна. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. В настоящее время описание технологических инноваций базируется на международных стандартах Руководства Осло «Рекомндации по сбору и анализу данных по инновациям», которые охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |