И оформлению логопедического кабинета
Логопедический кабинет - не только рабочее место учителя-логопеда, но и учебная аудитория, где проводятся коррекционные занятия. Поэтому кабинет должен быть: ■ обеспечен необходимым для работы и в нужном количестве демонстрационным оборудованием, мебелью, учебно-техническими средствами (включая персональный компьютер с обучающими программами для индивидуальной работы с учащимися, а также для оформления и ведения необходимой документации); максимально содержательными систематизированными и предусматривающими различные виды работы учебными пособиями, используемыми в готовом виде или изготовленными в совместной деятельности с учащимися в ходе занятия, что придает больший развивающий эффект, улучшает запоминание и понимание материала, т.к. применение обобщенных познавательных действий обеспечивает усвоение информации вместе с методами ее структурирования и применения, учитывая преобладание среди учащихся, зачисленных на занятия, с такими формами речевых нарушений, как нарушения письма, письменной речи. По субъекту деятельности средства можно разделить на средства преподавания, используемые учителем-логопедом для объяснения, закрепления, повторения, контроля по усвоению материала, и средства учения, используемые учащимися для формирования правильных навыков, их применения, усвоения знаний. При отборе средств, введенных в контекст деятельности, специалисту необходимо руководствоваться следующим: - Средства должны быть многофункциональными, выполняющими функции наглядности, инициирования, инструментальную; интерактивными, воздействующими на аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия, учитывая механизм нарушения и доминирующий сохранный канал восприятия. Такие средства являются оптимальными, позволяющими учителю-логопеду при минимальных усилиях достигать максимальных результатов. - Средства определяют последующий выбор форм, являющихся внешним выражением содержания работы, и, в свою очередь, отбираются согласно методам как моделям организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, как способам достижения цели и решения задач, поставленных на данных период работы с детьми. При использовании новых средств традиционная форма видоизменяется и преобразуется в инновационную, что свидетельствует о взаимодействии и взаимовлиянии всех составляющих процесса коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, и инициирует учителя-логопеда на поиск новых средств, поддерживающих познавательные интересы учащихся, активизирующих самостоятельную работу, позволяющих ее вести в индивидуальном темповом режиме, т. е. оптимизирующих, интенсифицирующих коррекционный процесс в целом; ■ просторным, учитывая преимущественно групповую форму работы с учащимися; ■ стилистически нейтральным, без излишнего демонстрационного материала, не имеющего информационного содержания, учитывая школьный возраст детей; ■ удобным для проведения консультативной работы с родителями детей и методической работы с педагогами школы по вопросам коррекции, развития, воспитания и обучения учащихся. Таким образом, логопедический кабинет - это смоделированная учителем-логопедом окружающая ребенка среда: прежде всего, развивающая и воспитывающая, а также обучающая и профессионально интерпретированная, т.е. коррекционная направленность содержания должна иметь скрытый характер (например, речевые профили могут быть оформлены в виде буклета, используемого только в момент коррекции звукопроизношения). Это - комфортное и одновременно рабочее пространство для совместной деятельности (ученик - учитель логопед + учитель, родитель). Паспорт кабинета Паспорт логопедического кабинета оформляется учителем-логопедом на каждый учебный год и заверяется заместителем директора по административно хозяйственной части (АХЧ). В паспорте кабинета указываются: ■ оборудование, технические средства обучения, используемые в работе учителем-логопедом, предоставляемые школой и находящиеся на балансе материальных ценностей школы; ■ наглядный материал, дидактические пособия и учебно-методическая литература. В случаях использования в работе логопедом личного имущества или оборудования, добровольно предоставляемого родителями учащихся школы (аудио-, теле-, видеоаппаратура, персональный компьютер и др.), рекомендуется составить заявления на имя директора школы следующего содержания: ■______ «Прошу Вашего разрешения на период учебного года использовать в работе, не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных ценностей следующее личное имущество:... 00.00.00. Подпись». ■_________________________ «Мы, родители учащихся школы № , просим Вашего разрешения на период учебного года использовать в работе учителю-логопеду (Ф.И.О.), не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных ценностей следующее имущество:... 00.00.00. Подпись». Заявления составляются на каждый учебный год, визируются директором школы; копии заверенных заявлений отправляются заместителю директора по АХЧ и в бухгалтерию школы. Организация работы Эффективность любой работы обусловлена ее правильной организацией, и многие трудности в работе начинающего специалиста объясняются прежде всего отсутствием должных навыков организации труда, а именно: нечеткое планирование работы. С позиции деятельностного подхода специали-первых, должен представить конечную и промежуточную цели, во вторых, выделить состав действий (конкретные мероприятия), направленных на достижение конечного результата при наименьшей затрате сил, времени и средств; наконец, провести контроль соответствия полученного результата с намеченным и, в случае несоответствия, довести необходимую коррекцию исходного плана. При этом действия или конкретные мероприятия - это не самоцель, а только средство достижения определенной цели: цель - действия - результат. Учитель-логопед должен организовывать свою работу, руководствуясь нормативными и методическими документами, действуя в соответствии с Должностной инструкцией и учитывая при этом: ■все направления своей профессиональной деятельности; ■последовательность их осуществления; ■время проведения, содержание иформу конкретных мероприятий; ■период подготовки и оформления требуемой и необходимой для работы документации. План схема общей организации работы
►Следуя общему плану организации работы, учитель-логопед составляет на каждый учебный год план работы, соответствующий Должностной инструкции и утвержденный директором школы. В плане работы указываются основные направления деятельности, составляющие общее содержание, конкретные организационно методические мероприятия со сроком их исполнения в текущем учебном году. В предлагаемом варианте плана работы срок исполнения указан ориентировочно и требует уточнения. План работы
Утверждаю Директор школы (расшифровка подписи) 00.00.00 План работы Учителя-логопеда (Ф.И.О.) на .учебный год
Основные требования к составлению плана: 1. План должен быть целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач. 2. План должен быть кратким, четким. 3. По форме может быть текстовым, графическим или смешанным. ► График работы учителя-логопеда, утверждаемый директором школы (завучем по УВР) на каждый учебный год, определяется расписанием занятий. Расписание занятий - необходимый документ, регулирующий количество, последовательность и продолжительность занятий. График работы должен быть информационно доступен для сотрудников, учащихся школы, родителей учащихся. Составляя график работы и расписание занятий, необходимо исходить из следующих положений: ■ Учитель-логопед проводит занятия во внеурочное время (как правило) и согласовывает время занятий с учителями и (или) воспитателями ГПД. ■ Учитель-логопед работает с учетом 20 часовой учебной нагрузки в неделю. Ставка заработной платы учителя-логопеда выплачивается за 20 астрономических часов педагогической работы, т. е. непосредственной работы с детьми. (Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения №20 58 196/20 5 от 16.01.2001 г.) Периодичность и продолжительность занятий определяются в соответствии с тяжестью речевого нарушения (как правило, не менее трех раз в неделю через день) и выбором формы занятия. Основная форма - групповое занятие с 40 минутной продолжительностью, а также индивидуальное занятие с 20 минутной продолжительностью (Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», от 14.12.2000). * Индивидуальное занятие рассматривается в Инструктивном письме как наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют тяжелую форму речевой патологии (ОНР, дизартрия, ринолалия). Но, учитывая рекомендуемую 20 минутную продолжительность занятия, коррекционная работа будет скорее всего, малоэффективна и нерезультативна. Несмотря на очевидное противоречие между степенью тяжести речевого недоразвития и временем, отведенным на коррекцию, учитель-логопед и в этом случае обязан при составлении расписания и планировании занятий следовать требованиям действующих на настоящий момент нормативных документов (до соответствующего возможного принятия решения). В Инструктивном письме указывается предельное количество учащихся, зачисленных на занятия (не более 25 человек). Эти требования затруднительно соотнести с предлагаемыми нормами наполняемости групп (от 7 до 3 человек) и рекомендуемой периодичностью занятий (как правило, не менее трех раз в неделю через день). Даже учитывая минимальную наполняемость групп (3 человека) в сочетании с индивидуальными занятиями, общее количество учащихся не может быть меньше 27 человек. Использование подгрупповой формы работы и (или) другой периодичности занятий ведут к увеличению общего количества учащихся и удлинению рабочего времени специалиста. Данное несоответствие обусловлено тем, что один час учебной нагрузки логопеда приравнивается не к академическому, а к астрономическому часу (60 минут). Это создает дополнительные трудности при составлении таких документов, как расписание, график работы, и ведении журнала логопедических занятий, являющихся финансовыми документами. Таким образом, во избежание нарушения нормативных требований логопеды вынуждены работатьв режиме увеличенной временной и численной нагрузки (до возможного принятия соответствующего решения по данному вопросу). График работы Утверждаю Директор школы _______________ (расшифровка подписи) (подпись)00.00.00 График работы Учителя-логопеда (Ф.И.О.)на____ учебный год Образец заполнения
Вданном случае график работы составлен исходя из 20 часовой учебной нагрузки в неделю (1 рабочая ставка). Методический день предусмотрен для повышения квалификации в любой форме (на курсах, в творческих семинарах, путем самообразования), не предполагает обязательного присутствия учителя-логопеда в образовательном учреждении. Он окинул взглядом планету географа. Никогда еще он не видел такой величественной планеты... На ней жил старик, который писал толстые книги. - Ваша планета очень красивая,... А океаны у вас есть? - Этого я не знаю. - О- о... разочарованно протянул Маленький принц. Но ведь вы географ! - Вот именно,... я географ, а не путешественник. Географ слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы». Антуан де Сент Экзюпери. Часть 3 СВЯЗЬ ДИСЦИПЛИН Внастоящее время все чаще требуется объединение усилий ученых разных специальностей для решения сложных задач, стоящих перед теорией и практикой специальной педагогики. Речь (внутренняя и внешняя по форме, устная и письменная по виду) остается предметом пристального внимания многих специалистов: психологов, нейропсихологов, лингвистов, психолингвистов, педагогов, логопедов. Логопедия, будучи отраслью коррекционной педагогики, своими задачами ставит выявление и изучение недостатков речи, разработку принципов и методов их предупреждения и коррекции. Обратите внимание: «изучение», а не формальная констатация речевой некомпетентности; «предупреждение», а не активное преодоление трудностей, пассивно ожидая их проявления. И на многие вопросы, возникающие при этом, специалисту практику невозможно ответить без знаний смежных дисциплин: психологии, специальной психологии, нейропсихологии, психолингвистики, лингвистики. Учитывая, что основным направлением деятельности школьного логопеда является коррекционная работа с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи, то и система формирования связной речи у данной категории детей должна разрабатываться с опорой на теоретические положения, сложившиеся в современной науке и подтверждающие взаимосвязь и взаимодействие того, что стоит за понятиями: «язык и речь», «язык, мышление и сознание», «устная и письменная речь», «письмо и письменная речь». Первое положение: Речь - реализация Языка, который обнаруживает себя в Речи. «Язык» и «Речь» Язык Абстрактен ,. Потенциален Нецеленаправлен Независим от обстановки Статичен Объективен Разделяет слова Опыт коллектива Речь Конкретна Актуальна Устремлена к определенной цели Ситуативно обусловлена Динамична Субъективна Стремится к слиянию слов в речевом потоке Опыт индивидуума Природа языка двойственна: речь (как говорение) и язык (как знаковая система) в совокупности образуют единый феномен языка. В связи с этим различают две формы существования ЯЗЫКА,соответствующие понятиям «Язык» и «Речь» в единстве и противопоставлении. Единство предполагает невозможность рассматривать их как нечто вполне самостоятельное. Противопоставление свидетельствует о наличии у них своих особенных свойств.
Обнаруживая себя в речи, система языка, понимаемая как некое порождающее устройство, обладающее динамическими возможностями, является реализацией языкового знания и языковых способностей людей. Соответственно комплексный подход к исследованию способов существования языка проявляется в том, что язык предстает и как система, и как текст, и как способность. Перенос центра тяжести на психологию владения языком побудил представителей генеративной лингвистики, начало которой было положено Н.Хомским, заменить противопоставление языка и речи противопоставлением языковой компетенциии языкового исполнения. Второе положение: Речь - механизм человеческого мышления, которое облекается в форму Речи. «Язык», «Мышление» и «Сознание» Язык (как совокупность языка и речи) + мышление + сознание представляют собой триединую сущность – ментально-лингвальный комплекс(МЛК) - функционирующая на основе человеческого мозга самоорганизующаяся информационная система, которая включается с рождением человека и выключается в момент смерти его мозга. где Язык - инструментальная информационная система артикуляторно-содержательного типа; где Мышление - динамическая информационная система функционирующего типа; где Сознание – накопительно-оценочная информационная система координационно-регулирующего типа. В рамках ментально-лингвального комплекса. > Мышление (динамическая ипостась) Для того, чтобы мышление состоялось, необходим определенный инструмент, который обеспечивал бы целесообразное расчленение потока импульсов, идущих в мозг от органов чувств. В качестве такого инструмента выступает язык. > Язык (инструментальная ипостась) Является посредником, преобразующим единицы мышления (образы, действия, формы, краски, звуки) в соотносимые с языком информационные сцепления (языковая единица и мыслительная единица). Совокупное осмысление составляющих окружающего мира (действительности) посредством языка свидетельствует о функционировании сознания. > Сознание (накопительная, оценочная ипостась) Создание человеком определенной картины (модели) мира, т.е. целой системы, являющейся личным достоянием отдельного человека. Язык нужен для того, чтобы «заработало» мышление и «включилось» сознание. ■Для этого необходимо изучать (создавать, накапливать, уточнять, расширять) язык как систему. ■Для этого необходимо учитывать, чтобы вербально-логическое мышление работало не в свободном режиме (мышление ни о чем), а в целенаправленном режиме(мышление о чем то конкретном), создавая системно-комплексноеинформационное сцепление «языковая единица + мыслительная единица». ■Для этого необходимо предлагать определенную и понятную систему оценок и алгоритм накопления. Так понимается, как язык моделирует действительность и формирует интеллект. Предложенный механизм рассматривался в работах И. А. Соколянского по обучению слепоглухонемых, что позволило наблюдать скрытые в норме процессы. Теоретическое осмысление этих процессов связано с освоением наследия Л. С. Выготского. Третье положение: Письменная речь одна из форм существования Языка (как совокупность языка и речи). «Письменная речь» и«Устная речь» Сопоставляемая с устной речью и являющаяся психологически наиболее сложной формой речемыслительной деятельности письменная речь:
Вероятно, основное различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь представляет собой высокоинтерактивное действие: когда задействуются обратные связи не только в смысле речевых высказываний, но и невербальных реакций (интонации, жесты, мимика). В случае письменной речи взаимодействие ограничено листом бумаги, что создает определенные трудности в том, чтобы представить аудиторию, к которой обращаются и с которой общаются посредством письменной речи. При этом письменная речь обладает тем преимуществом, что, фиксируя на бумаге речевой процесс, позволяет вносить в него изменения и дополнения, что придает письменной речи особую важность в дальнейшем формировании осмысленной правильной развитой устной речи. Вместе с тем и письменную речь, и устную речь считают «поверхностными структурами», задача которых - отражение эмпирических «глубинных структур»: передача личностных переживаний с последующим их объединением в некоторую последовательность с целью инициировать аналогичные переживания в других посредством речи (устной или письменной). Во избежание семантического зашумления понятий «письмо» и «письменная речь» требуется дать их определения в сравнении (лингвистические, психолингвистические, нейропсихологические знания). «Письмо» и «Письменная речь» Письмопонимают как систематизированный произвольный психический процесс (транскрипция устной речи). В логопедической практике нарушение письма определяется как «обусловленное (фонетико)фонематическим недоразвитием речи (Ф)ФН и (или) оптическим недоразвитием». Это определение учитывает понимание сути дефекта: ■ обусловлено недоразвитием деятельности одного из анализаторов: речеслухового, речедвигательного или оптико-пространственного; как следствие, нарушением процессов фонетического анализа и синтеза, фонематического или зрительного восприятия (в совокупности или парциально); ■ специфические ошибки проявляются на уровне языковых единиц: слова, звука, буквы; ■затруднено списывание и (или) письмо под диктовку. Письменную речьпринято определять как сложную самостоятельную высшую психическую функцию. В процессуальном смысле это - преобразование или перевод эмпирической «глубинной структуры» в вербальные «поверхностные структуры», т. е. слова и предложения, которые необходимо эффективно и правильно записать: расположить письменные знаки на листе бумаги таким образом, чтобы они «запустили» изображение или чувство, которое испытывается, в сознании читателя. В логопедии дано следующее определение в случае нарушения письменной речи как «обусловленное (НВ)ОНР» (в условиях массовой школы). Что указывает на то, что: ■ нарушена межанализаторная деятельность в совокупности; в результате множественно нарушаются важные для сохранности письменной речи процессы как речевые, так и неречевые (восприятие, ощущение, внимание, память); ■ специфические ошибки проявляются на различных рече-языковых уровнях: текст, предложение, словосочетание, слово, звук , буква; ■ затруднено или невозможно выполнение таких видов заданий, как сочинение, изложение, а также диктант и (или) списывание. Следовательно, представляется возможным охарактеризовать письменную речь как связное речевое высказывание, сознательное и осмысленное, но в письменной форме, т.е. собственно письмо - как бы формал
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1060)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |