Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Изложение материала: Текст и его признаки. Текст и его типы




Рассказ учителя-логопеда

Представьте: вы путешественники, которые открывают новые страны.


Сегодня мы посетим страну Текстов.

Стихотворение и рассказ, научная статья и заметка в газете, письмо другу и школьное сочинение, ответ на уроке и обсуждение с приятелями планов на воскресенье - все это разные виды письменных и устных текстов.

Признакитекста:

1.Текст состоит из предложений.

2. Предложения текста связаны между собой по смыслу.

3.Текст имеет или может иметь заголовок (заглавие, название). Заголовок - это своеобразная «входная дверь» письменного текста. Заголовок как бы приоткрывает дверь в содержание текста и, как правило, выражает его основную мысль.

Чтение стихотворения

Заголовок - окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок - это не просто слова:

Эти слова - всему голова.

• Перевод понятия в жестовую символику: кулак - текст, пальцы - предложения, центр ладони - заголовок.

Выполнение упражнения по развитию ручной моторики.

Пересчет пальцев (правой рукой, левой рукой, одновременно обеими руками) с постепенным увеличением темпа выполнения упражнения.

Рассказ учителя-логопеда (продолжение)

Основные типы текстов:описание, повествование.

В тексте-повествовании говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем ... и наконец). Текст-повествование похож на приключенческий фильм. Можно поставить вопрос: «Что произошло?».

В тексте-описании изображаются предметы, люди, животные, природа. Текст-описание похож на картину художника. Можно поставить вопрос: «Какой?».

Беседа по содержанию материала

Прослушайте текст, определите его тип, объясните свой ответ.

а) Как пышно цветет и зеленеет луг. Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. Целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки. - Текст описание, т. к. похож на картину художника, можно поставить вопрос: «Какой (луг)?»

б) Это было летом. Мы встали на рассвете и пошли в лес за грибами. Я подошел к большому дереву и наклонился. Вдруг что-то ударило меня по голове. Посмотрел, а это белый гриб. Откуда он упал? Я поднимаю голову и вижу: на ветке сидит белочка. Это она уронила гриб. - Текст повествование, т. к. похож на приключенческий фильм, можно поставить вопрос: «Что произошло?»

Выполнение упражнения по развитию пространственного восприятия.

Складывание разрезных картинок (предметных и сюжетных) (задание выполняется каждым учащимся, в случае затруднений помощь оказывают логопед или другой учащийся, окончивший работу)

Ответы на вопросы

Если по собранной картинке составить рассказ, то какой тип текста получится? - Текст повествование по сюжетной картинке. Текст описание по предметной картинке.

Работа с текстом

Чтение текста

(каждый учащийся читает по одному предложению)

Ответы на вопросы

- Определите тип текста. - Текст описание.

- Определите количество предложений. - 8.

- Придумайте и запишите заголовок. - Хвоя сосны.

Списывание текста.

(задание выполняется учащимися в тетрадях для проверочных работ).

Ш Текст - это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит законченное

сообщение.

Признаки текста:

1. Текст имеет или может иметь___ .

2. Текст состоит из___ .

3. Предложения текста связаны между собой по____ .

Тип текста:

- Если в тексте говорится о действиях и событиях, если он похож на приключенческий фильм, если к нему можно поставить вопрос: «Что произошло?», то такой текст ______________________________ .

- Если в тексте изображаются предметы, люди, животные, природа..., если он похож на картину художника, если к нему можно поставить вопрос: «Какой?», то такой текст _____ .


Оценка работы.

Определение лидера занятия с учетом количества набранных звезд каждым учащимся.

Занятие 2




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)