РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ВВЕДЕНИЕ «Стратегия необходима, поскольку будущее непредсказуемо» Р. Уотермен
Слово «Стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою».Этот военный термин, как и «тактика», вошёл в теорию и практику менеджмента, поскольку стратегия обосновывает направление и цель деятельности, а тактика показывает, как (каким образом) эту цель достичь.
Стратегический менеджмент – область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организации в быстроменяющихся условиях внешней среды. Возникновение стратегического менеджмента как самостоятельной научной дисциплины было связано с началом процессов глобализации (в США, в начале 1970-х гг.) - появлением трансконтинентальных корпораций, усилением и ужесточением конкуренции, неопределённостью и сложностью среды существования бизнеса. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на 3 главных вопроса: 1) в каком положении предприятие находится в настоящее время? 2) в каком положении оно бы хотело находиться через 3, 5, 7 лет? 3) каким способом достигнуть желаемого положения? (см. рис.1)
Рис.1: Сущность стратегического менеджмента Прежде чем решать, куда двигаться дальше, менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие и ответить на первый из поставленных выше вопросов, для чего необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо чётко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура (ОСУ) и персонал. Но принять желаемое за действительное – ещё не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Стратегия развития фирмы предусматривает разработку комплекса подходов, которые обеспечили бы ей жизнеспособность на рынке в будущем. Только после принятия стратегии развития и её документального подтверждения в виде стратегического плана фирма перейдёт к обоснованию своих планов в области производства и маркетинга, построит свою организационную структуру управления, определит размер необходимых инвестиций, установит заработную плату персоналу.
Стратегия фирмы может развиваться и после её утверждения. Не всегда удаётся всё продумать до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Процесс разработки стратегии чувствителен к изменениям внешней среды. А так как на рынке проявляется непредсказуемый характер конкуренции, бывают взлёты и падения цен, появляются новые законы в хозяйственном регулировании и другие события, то они могут потребовать изменений в стратегии нашей фирмы.
Всегда находится нечто новое, на что фирме приходится реагировать, и в результате этого у неё могут появиться новые стратегические ниши. Поэтому задача совершенствования стратегии бесконечна. Если бы организация существовала в статическом окружении, без изменений, то тогда бы не было необходимости в СП. Однако среда хозяйствования динамично меняется экономически, технологически, политически. Стратегия развития фирмы должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию её поведения, а также возможность реагирования на её ключевые новшества.
Стратегия – понятие многогранное. Её важнейшие характеристики: ü средство достижения конечного результата; ü объединение всех частей организации в единое целое; ü охват основных аспектов деятельности фирмы; ü обеспечение совместимости всех планов фирмы; ü порядок действий; ü позиция в окружающей среде (связь с внешним окружением); ü перспектива (т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться); ü результат анализа сильных и слабых сторон организации (определение возможностей и препятствий для её развития); ü заранее подготовленная реакция фирмы на изменения во внешней среде.
Ни одна из известных в мире компаний – ни «Форд», ни «Сони», ни «МакДоналдс» – не достигла бы признания и высоких позиций в мире бизнеса, если бы не имела стратегии своего развития. Следовательно, наличие стратегии – ключевой элемент управления любой фирмой.
В принципе, стратегия есть план достижения основной цели фирмы.
Например, основной целью компании «Форд» являются достижение мирового лидерства в области автомобилестроения и смежных областях деятельности, постоянное повышение качества товаров и услуг, оказываемых компанией своим клиентам, что обеспечит процветание фирмы и доходы акционеров компании. Недостатки и ограничения стратегического управления (СУ): · Во-первых, СУ не дает точной и детальной картины будущего. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, целей, концепций, правил, процедур, не затрагивая деталей. Обычно не содержит количественных показателей. · Во-вторых, СУ не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. Это, скорее, определённая философия или идеология бизнеса и менеджмента, это симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента вести организацию к стратегическим целям. · В-третьих, в настоящем нужны большие затраты времени и ресурсов, для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс СУ, а результат будет получен только в будущем (более или менее отдалённом). · В-четвертых, негативные последствия ошибок СУ значительно выше, чем в оперативном управлении. (Цена расплаты за неверное предвидение и за ошибки стратегического выбора становятся зачастую роковой для организации)
Рис.2: Пять задач стратегического менеджмента
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1.1. Стратегическое планирование
Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование.
Социалистическое хозяйствование было административно-централизованным и плановым. Обобщая богатый опыт народнохозяйственного планирования СССР, следует отметить несомненные его преимущества в масштабах государства: ü Взаимосвязь в планах социальных и экономических аспектов развития общества; ü Комплексный подход; ü Сочетание отраслевого и территориального подходов.
К недостаткам централизованного планирования следует отнести: ü Слабый учёт естественных законов и тенденций развития товарно-денежных отношений; ü Возрастание роли плана как самоцели деятельности по принципу «план любой ценой»; ü Отсутствие поля для манёвренности действий предприятий разных регионов и негибкость сложившейся системы планирования; ü Методологическую слабость планирования, не учитывающего резервы, инициативу, разнообразие микроуровня; ü Значительная трата сил, времени и средств на разработку, согласование, утверждение, уточнение и поддержание стабильности плановых показателей.
В настоящее время многие государства активно используютвозможности прогнозирования, планирования и программирования.Прогнозированиев СССР в большей степени развивалось на уровне государства, чем на уровне предприятий. Наибольший удельный вес составляли прогнозы на 15-летний период. В наше время признано, что на уровне фирмы можно и нужно применять прогнозирование и директивное планирование. Каждая фирма, работающая в современных условиях, стремится обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, которая адекватна: а. конъюнктуре рынка; б. конкуренции; в. собственным ресурсным возможностям.
Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями: · оно включает в себя многообразие видов плановой деятельности фирмы: § по периодичности – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и текущие планы; § по функциям – производственные, маркетинговые, персонала и др.; · является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений: а) долгосрочное предвидение, б) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации, в) распределение и перераспределение ресурсов; · предусматривает перспективное направление развития фирмы; · для каждого подразделения устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы; · служит основой для любого другого вида планирования, т.к. является основополагающим плановым документом в фирме; · предусматривает альтернативные действия на долгосрочный период; · содержит системный подход к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы; · устанавливает контрольные параметры этапов деятельности для последующего мониторинга. Различия между СП и бизнес-планом:
Существуют и принципиальные различия между стратегическим планированием и тактическим. Основным вопросом стратегического плана является ЧТОхочет добиться фирма, а тактическое планирование, имеющее дело с конкретными решениями, определяет КАКдолжны быть распределены ресурсы и КТО за это будет ответственен.
Тактическое планирование основывается на конкретной информации, и его решения легче оцениваются в конкретных цифрах, они менее подвержены риску, поскольку касаются в основном внутренних проблем. Соответственно, показатели тактического планирования легче отслеживаются. Несмотря на различия, наблюдается тесная взаимосвязь между стратегией и тактикой: второе представляет собой составную часть первого, её последующий этап.
Разработка стратегического плана в фирме должна осуществляться с акцентом на синергию, т.к. тесное взаимодействие служб и подразделений, а также делегирование им полномочий в выполнении плановых заданий здесь является более значимым, чем в иных планах.
Приведённое определение плана содержит следующие ключевые слова: «инструмент» - означает, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, коммерческие, психологические, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут меняться. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью; «достижения поставленных целей» - определяет удовлетворение личных и коллективных интересов работников организации. Цель – желаемый результат, который должен осуществиться к точно намеченному сроку; «на основе конъюнктурного прогноза» - означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана находится понимание объективных закономерностей существования хозяйственной среды и её использование: знание механизма рынка, в т.ч. рынка своего товара. «расписанный по исполнителям, времени и средствам» - означает, что план действий обязательно должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, интеллектуальными и финансовыми ресурсами. Без такого обеспечения план превращается в фантазию, но никак не в реально достижимое событие. Особенности внутрифирменного плана: 1. составляется как задание частного владельца, несущего полную ответственность (вплоть до разорения) за достижение успеха; 2. постоянно проверяется спросом покупателей. Таким образом, — основная цель плана – реализованное событие; — а основная задача планирования – выбор ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений. Конечно, СП – не панацея от бед рынка, и нельзя уповать только на его преимущества. Как любой реальный документ он имеет свои недостатки, представляющие определённую опасность. 1) так, при исполнении СП всегда есть вероятность превращения его в формальный бюрократический документ. 2) участие персонала на местах в СП может быть механическим, без творческого осмысления возможностей его претворения в жизнь. Следовательно, необходимо диалектическое осмысление и творческое использование складывающихся обстоятельств бизнеса.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |