Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методы комплексной оценки внешней и внутренней среды предприятия




Комплексно оценить влияние внешней и внутренней среды предприятия можно методом SWOT-анализа и SPASE-методом

SWOT-анализ направлен на определение (в общих чертах) корпоративной стратегии предприятия с учетом влияния внешней и внутренней среды одновременно

Название этого метода образовалась как аббревиатура четырех английских слов: strengths, weaknesses, opportunities, threats В переводе это означает: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

Сильные стороны - внутренние возможности (навыки, потенциал) или ресурсы, которые могут обусловить формирование конкурентного преимущества

Слабые стороны - виды деятельности, которые предприятие осуществляет не очень хорошо, или ресурсы, подсистемы потенциала, неправильно используются

Возможности - совокупность факторов, преимущественно положительно влияют на деятельность предприятия, альтернативы, которые может использовать предприятие для достижения стратегических целей (результатов)

Угрозы - совокупность факторов, в основном негативно влияют на деятельность предприятия, любые процессы или явления, препятствующие движению предприятия в направлении достижения своих миссии и цилей1

Для выявления связей между сильными и слабыми сторонами предприятия и угрозами и его возможностями целесообразно составить матрицу SWOT (рис 136)

Слева в матрице выделяют два блока, в которые вписывают все выявленные сильные и слабые стороны предприятия В верхней час-

тыни - блоки возможностей и угроз На пересечении блоков образуются четыре поля:

1) полеСиМ - сочетание сильных сторон и возможностей;

2) поле СИЗ - сочетание сильных сторон и угроз;

3) поле СЛВ - сочетание слабых сторон и возможностей;

4) поле СлЗ - сочетание слабых сторон и угроз

Рис 136Матрица SWOT-анализа

Каждому полю матрицы соответствует определенная корпоративная стратегия предприятия (рис 137):

1) стратегия, которая использует сильные стороны предприятия для реализации внешних возможностей (стратегия \"Макси-макси\");

2) стратегия, которая использует сильные стороны предприятия для обезвреживания внешних угроз (стратегия \"Макси-мини\");

3) стратегия, направленная на минимизацию слабых сторон предприятия на основе использования внешних возможностей (стратегия \"Мини-макси\");

4) стратегия, направленная на минимизацию слабых сторон предприятия и избежания внешних угроз (стратегия \"Мини-мини\")

Рис 137Стратегические рекомендации SWOT-анализа; П С преимуществ больше, чем слабых сторон; С П - слабых сторон больше, чем преимуществ; М 3 - возможностей больше, чем угроз, С М - угроз больше, чем возможностей

Для того, чтобы определить, какой именно вид стратегии необходимо выбрать, нужно:

1) проверить на предмет наличия эффекта синергии (взаимного влияния) факторы, которые образуют матрицу SWOT-анализа, вследствие чего они могут быть либо усилены, либо ослаблены Например, внедрение н новых технологий и автоматизация производства приводят к росту уровня постоянных расходов, что, в свою очередь, делает предприятие более подверженным колебаниям спроса на продукцию Другая ситуация: сде зования законодательной стабильности (положительный, на первый взгляд, фактор) приводит к активизации инвесторов и конкуренции, что в конечном итоге может стать для предприятия угрозой, а не возможностьтю.

2) сравнить внутренние сильные и слабые стороны, а также внешние возможности и угрозы

Если сильные стороны предприятия преобладают над слабыми, а рынок предоставляет больше возможностей, чем создает угроз, рекомендуется стратегия \"Макси-Макси\" В этой ситуации предприятие должно активно действовать ты для укрепления своей позиции на рынке путем увеличения доли, диверсификации продуктов, вывода на рынок товаров-новинок Благоприятная финансовая ситуация позволяет выделять дополнительные средства на научно во-исследовательские работы, увеличить финансовый портфель, поглощать мелких конкурентов тощурентів тощо.

Стратегия \"Мини-Макси\" рекомендуется для предприятий, в которых преобладают слабые стороны, но имеют рыночные возможности Предприятие должно стремиться усилить конкурентные позиции в тех областях, где это возможно, с одновременной ликвидацией (продажей) слабых хозяйственных подразделений Целесообразно уделить внимание сокращению уровня затрат и повышению конкурентоспособности продукцииті продукції.

Стратегию \"Макси-Мини\" применяют предприятия, которые оказались в довольно сложной ситуации Они должны использовать свои сильные стороны для нейтрализации внешних угроз, а не для роста, то есть то переходить к позиционной обороне Эти предприятия могут выборочно осуществлять \"контратаки\" - завоевывать отдельные рыночные ниши, но основные усилия должны направлять на сдерживание наступления конкуренция тов и подготовку к активным действиям в будущем, когда возможности будут преобладать угрозуть переважати загрози.

Наиболее шаткое положение фирм, которые вынуждены применять стратегию \"Мини-Мини\", смысл которой заключается в постепенном свертывании деятельности, перепрофилировании, реинвестировании средств в другие отрасли и т.д. Только в отдельных случаях предприятие может рискнуть остаться, например, благодаря объединению с другой фирмойншою фірмою.

Рассмотрена методика SWOT-анализа может иметь множество модификаций Неизменной остается только идея сравнения внешних возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия

При применении SWOT-анализа следует помнить, что он имеет как преимущества, так и недостатки, которые нужно знать и учитывать (табл. 137)

Положительные черты SWOT-анализа в большинстве случаев преобладают негативные, что обусловливает его популярность в сфере стратегического управления

Таблица 137 Преимущества и недостатки SWOT-анализа

№ п / п Преимущества Недостатки
Систематизация знаний о внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс стратегического планирования Субъективность выбора и ранжирования факторов внешней и внутренней среды
Определение конкурентных преимуществ и формирования стратегических приоритетов Слабая поддержка принятия конкретных управленческих решений
Периодическая диагностика рынка и ресурсов предприятия Плохая адаптация к среде, которая постоянно меняется

Среди простейших инструментов стратегического анализа среды, которые лучше адаптированы к потребностям предприятий среднего и малого бизнеса, можно назвать метод SPACE анализа

Метод SPACE - это комплексный метод, предназначенный для анализа позиции на рынке и выбора оптимальной стратегии для средних и малых В методе SPACE предусмотрено выделение четырех групп критериев (характеристик) оценки деятельности предприятия (табл. 138)

При формировании критериев оценки следует учитывать специфику конкретного предприятия, стоящие перед ним, его производственные возможности, а также принятую на предприятии систему ориентиров и ценностей Выбор критериев, их оценка и определение рекомендуемой стратегии требуют глубоких знаний как методологии стратегического анализа, так и специфики отрасли и бизнеса предприятия Поэтому для ан Ализе методом SPACE нужно привлекать высококвалифицированных экспертов из числа внутренних или внешних консультантеів.

Для того, чтобы метод SPACE мог выполнять свою роль в определении стратегии предприятия, его применение должно сопровождаться несколькими организационными этапами

Таблица 138 Перечень ключевых критериев, используемых в методе SPACE

з / п Группа Критерии
Финансовая сила предприятия o Производственные затраты; o рентабельность вложенного капитала; o стабильность получения прибыли; o рентабельность инвестиций; o ликвидность; o структура задолженности; o способность к повышению уровня капитализации и привлечения средств
Конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке o Рынок и его объемы; o доля предприятия на рынке и его динамика; o ассортимент продукции; o способность осуществлять маркетинговые мероприятия; o возможности активного влияния на уровень цен и расходов; o связи с потребителями; o рентабельность продаж
Привлекательность отрасли, в которой функционирует предприятие o Характеристика конкурентной ситуации в отрасли; o стадия жизненного цикла отрасли; o зависимость развития отрасли от конъюнктуры; o общественная привлекательность отрасли; o использования изделий отрасли в других отраслях
Стабильность отрасли, в которой функционирует предприятие o Продолжительность жизненного цикла отрасли и стадия развития; o маркетинговые и рекламные возможности в области; o стабильность прибыли (рентабельности); o степень влияния иностранного капитала

 

Вопрос

Системный подход - это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Основными принципами системного подхода (системного анализа) являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество ки-бернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, взаимозависимость между отдельными её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и организационная система.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают: производство; маркетинг и сбыт; финансы; информация; персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством и от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.

Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

1. Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.

2. Цели и задачи. Организационная цель - есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация - инструмент для достижения целей.

3. Организационная структура. Организационная структура - это способ соединения различных частей организации в определённую целост-ность (основными видами организационной структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т. д.).

4. Специализация и разделение труда. Это тоже объект управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на со-ставляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.

5. Организационная власть - это право, способность (знания + навыки) и готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для реализации власти. Власть - есть взаимодействие. Функцию координации и интеграции деятельности людей бессильный и неэффективный менеджер организовать не может. Организационная власть - не только субъект, но и объект управления.

6. Организационная культура - присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми. Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.

7. Организационные границы - это материальные и нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру - значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять границами - значит вовремя их очерчивать.

Основными характеристиками общей теории систем являются:

1. Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики.

2. Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей теории систем, каждая система выступает частью б?льшей системы (которая называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая система состоит из двух или более подсистем.

3. Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие ис-пользуется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.

4. Вход - Преобразование - Выход. Организационная система в динамике представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий. Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик "входа", "процесса" ("преобразования") и характеристик "выхода". При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры "выхода", т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На "выходе" в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры "входа", т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геопо-литической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров "процесса", преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

5. Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни: возникновение - становление - функционирование - кризис - крах.

6. Системообразующий элемент - элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.

Существует два типа организационных систем:

1. Закрытая организационная система - это та система, которая имеет жесткие фиксированные границы, и не имеет связи с внешней средой (т. е. ее действия независимы от среды). Примером может служить натуральное хозяйство, которое не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами.

2. Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами и характеризуется:

- наличием цикла событий;

- негативной энтропией - для коммерческой организации главным критерием негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном временном интервале;

- обратной связью. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью;

- динамическим гомеостазом - процессом поддержания самой организацией сбалансированного состояния;

- дифференциацией - тенденцией к росту, специализации и разделе-нию функций между различными компонентами, которые формируют дан-ную систему в ответ на изменение внешней среды;

- эквифинальностью. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.

При системном подходе сначала исследуются параметры "выхода", т. е. товары и услуги, а именно что производить, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Уже затем определяются параметры "входа", т. е. исследуется потребность в ресурсах.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Вопрос

Процессный подход

Процессный подход на является противопоставлением функциональному. Функции и процессы не могут существовать в отрыве друг от друга. Результат и функционального, и процессного подходов - одновременное проектирование организационной структуры (функциональных областей) и порядка взаимодействий в рамках этой структуры (процессов). Эти подходы, в известной степени, должны применяться параллельно.

Основное отличие процессного подхода в том, что он ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, не на функции подразделений, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. При этом система управления компанией ориентируется как на управление каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия в целом. При этом система качества предприятия обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов.

Процессный подход отвечает на вопрос «Как делать?».

Процессный подход по своей сути подводит к переходу на так называемое «тощее производство» или «тощую» ресурсосберегающую организационную структуру (Lean production). Основными чертами такой организационной структуры являются:

  • широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
  • сокращение количества уровней принятия решения;
  • сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;
  • повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;
  • автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.

После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).

По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной)структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) создается под конкретный проект и существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

Преимущества структуры управления по проектам:

  • высокая гибкость;
  • сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Проектная кросс-функциональная структура была характерна для научно-исследовательских предприятий ВПК.

Вопрос 11




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)