Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, значение и методы определения себестоимости



2015-11-20 837 Обсуждений (0)
Сущность, значение и методы определения себестоимости 0.00 из 5.00 0 оценок




В хозяйственной деятельности обособившиеся в денежной форме издержки производства выступают в форме себестоимости продукции. Однако себестоимость может служить исходной базой для установления цен только в случае, если она отражает экономически обоснованные затраты на производство и реализацию продукции, если исходные методологические принципы определения ее величины отражают закономерности формирования общественно необходимых затрат труда.

Себестоимость продукции представляет собой часть общественно необходимых затрат труда, выражающую в денежной форме затраты предприятия на производство и реализации продукции, которая через процесс обращения должна постоянно возвращаться предприятию дня возмещения его затрет и обеспечения непрерывности производственного процесса. В себестоимость, продукции, включается снашиваемая в процессе производства этой продукции часть стоимости основных фондов (выражаемая через амортизационные отчисления), стоимость израсходованных предметов труда (сырья, материалов, топлива, электроэнергии), расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды и прочие расходы по управлению и обслуживанию производственного процесса.

Существование категории «себестоимость» обусловлено организацией общественного производстваи, в частности, экономической самостоятельностью и обособленностью предприятий, осуществляющих свою производственную деятельность на основе различных форм собственности. Экономическая самостоятельность предполагает, что все текущие расходы предприятия по производству продукции (приобретение сырья и материалов, возмещение сношенной части основных производственных фондов, оплата живого труда и др.), затраты на расширение и реконструкцию производства, научно-техническое и социальное развитие и на другие нужды должны возмещаться за счет доходов от реализации продукции и прочей деятельности, а также кредитов. Источником возврата кредитов и их оплаты также должна быть прибыль предприятия. В этих условиях неизбежно обособление части стоимости в форме себестоимости, т.е. в виде расходов предприятия на производство и реализацию продукции. Их выделение в самостоятельную экономическую категорию возникло закономерно в процессе обмена товарами, создания условий для дальнейшего осуществления производственного процесса, оценки результатов собственного груда путем соизмерения, своих, расходов с доходами от реализации продукции.

Таким образом, себестоимость как экономическая категория отражает общественные отношения по поводу производства и реализации товаров, связанные с производственным потреблением живого и общественного труда.

В показателе «себестоимость» сфокусированы практически все действующие условия хозяйствования, на него оказывают влияние множество производственных факторов. Фактически нет ни одного более или менее существенного изменения в технике и технологии, в организации труда и производства, в материально-техническом обеспечении, в ассортименте выпускаемой продукции, которое бы не сказалось на общем уровне производственных расходов или на уровне отдельных из них, либо на удельном весе отдельных расходов в общей величине расходов. В то же время основная масса мероприятий, направленных на снижение себестоимости, связана с совершенствованием различных аспектов производственного процесса: от решения крупномасштабных проблем (модернизация, реконструкция) до локальных вопросов (научная организация труда на отдельном рабочем месте, повышение квалификации работника и пр.).

Себестоимость является тем звеном, в котором производственно-хозяйственная деятельность предприятия увязывается в неразрывное целое. Она характеризует степень использования производственных ресурсов, является критерием оценки эффективности производственного процесса. Роль показателя себестоимости для оценки экономической эффективности работы предприятий определяется тем, что сама экономическая эффективность есть величина, получаемая при сопоставлении результатов производственно-хозяйственной, организационно-управленческой и других видов деятельности с затратами на осуществление этой деятельности.

В уровне себестоимости отражаются экономические, научно-технические, социальные и природоохранные факторы развития предприятия. Себестоимость - один из основных элементов цены, определяющих ее величину. Себестоимость неразрывно связана с категорией «прибыль», которая определяется как разница между стоимостью продукции в оптовых ценах без налога на добавленную стоимость и ее себестоимостью. Себестоимость используется при определении показателей эффективности капитальных вложений и новой техники, мероприятий по совершенствованию организации труда и производства, реконструкции и модернизации и пр. Показатель себестоимости продукции связан со многими другими, показателями и играет важную роль в управлении производством.

В планировании, учете и анализе себестоимость находит свое конкретное выражение в различных показателях, имевших единое внутреннее содержание. В настоящее время применяются следующие показатели: себестоимость всей выпущенной товарной продукции, себестоимость сравнимой товарной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции, себестоимость единицы продукции (натуральной или условно-натуральной единицы). Эти показатели различаются объектами расчета.

В зависимости от состава включаемых в себестоимость продукции затрат различают индивидуальную, технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.

Индивидуальная себестоимость - это сума затрат на изготовление конкретного изделия.

Технологическая себестоимость - сумма затрат на осуществление технологического процесса изготовления продукции, за исключением затрет на покупные детали и узлы. Этот показатель является основой для определения заданий по себестоимости хозрасчетного коллектива (участкам, бригадам). Цеховая себестоимость представляет собой сумму затрет цеха на производство продукции. Она включает технологическую себестоимость, затраты на полуфабрикаты и услуги других подразделений предприятия, затраты на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты затраты по управлению и обслуживанию производства в пределах цеха (цеховые расходы).

Производственная себестоимость представляет собой сумму затрат предприятия на производство продукции. Она включает цеховую себестоимость и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость - это сумма затрет предприятия на производство и реализацию продукции. Она включает производственную себестоимость и затраты на реализацию продукции (внепроизводственные затраты). Полная себестоимость исчисляется только по товарной продукции.

В зависимости от способов расчета и сферы применения различают следующие виды себестоимости: плановую (прогнозируемую), нормативную и фактическую. Плановую себестоимость рассчитывают на основе производственно-технических норм затрат. Нормативную себестоимость рассчитывают на базе текущих норм расхода ресурсов. Фактическая себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета о фактических затратахза соответствующий период.



2015-11-20 837 Обсуждений (0)
Сущность, значение и методы определения себестоимости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, значение и методы определения себестоимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (837)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)