Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАКОН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ



2015-11-20 416 Обсуждений (0)
ЗАКОН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Выполнила студентка 1 курса

специальности «Юриспруденция»

гр. Ю-11-01-Э

Никитина Анастасия Николаевна

Проверила:

 

 

Киров

Содержание:

I. Введение 3

II. Определение закона 5

III. Характерные признаки правового закона 10

IV. Критерии классификации закона 12

V. Вывод 19

VI. Список использованной литературы 20

 

I. Введение.

Нормы права устанавливаются государством с помощью компетентных органов, способом принятия соответствующих документов – нормативных правовых актов, где закон является одним из их видов.

Основной задачей закона является хранение правовой информации, доведение ее до сведения адресатов, урегулирование сторонних конфликтных ситуаций, координирование и управление процессами в обществе.

Изучение правопорядка и законности актуально главным образом потому, что – «правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности».[1]

Законность является основой спокойной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

В настоящее время российское законодательство впало в противоположную крайность. Это выражается в том, что они менее всего учитывают объективность регулируемых общественных отношений. В результате возникла не только неразбериха в самом законодательстве, но и полнейший хаос в правоприменительной практике. Отсутствие должного уровня законодательной культуры, слабое представление о требованиях законодательной техники у большинства депутатов (даже юристов) и тем более у чиновников правительственных и президентских структур приводит к резкому обособлению и противопоставлению объективного и субъективного в законотворчестве, недооценке их связи, взаимодействия и проникновения друг в друга.

Дело осложняется тогда, когда возникает необходимость использования в законотворчестве более высокой формы отражения — опережающего отражения, — в которой опыт прошлого и настоящего проецируется на будущее. Правовые нормы могут способствовать оптимальному осуществлению и ускорению одних общественных отношений, предотвратить или заморозить другие. Для этого законодателю необходима полная и объективная информация.

Информационное обеспечение законотворчества имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет прогнозировать последствия правового регулирования тех или иных общественных отношений. Такой прогноз может не только заранее показать обоснованность тех или иных законодательных актов или их обреченность на бездействие, но и предотвратить принятие правовых установлений, действия которых опасны для нормальной жизнедеятельности общества и его членов.

Огромный потенциал теории информации, отражения и опережающего отражения, к сожалению, не используется или, по крайней мере, используется недостаточно глубоко в правоведении и, следовательно, в практике законотворчества и право реализации. По-моему мнению, исследование явления закона будет огромным потенциалом в изучении в полной мере такого сложного предмета как юридическая наука, несомненно послужит повышению научного уровня юридической теории и практики специалистов.

Целью данной работы было – проведение исследования по изучению закона, определение его понятия и проведение соотносительного анализа с целью понятия права.

Вследствие этого были выявлены следующие задачи:

ü Раскрытие сущности понятия закона, его характерные признаки, критерии его классификации.

ü Рассмотрение концепции развития российского законодательства

ü Рассмотрение проблемы соотношения закона и права.

 

II. Определение закона

Несомненно, среди многочисленных источников права наиболее важное знание занимают нормативные акты государственных органов.

Закон является высшей формой правового акта, он стоит на первом месте, занимает особое положение, обладает высшей силой. Он применяется в особом порядке и направлен на урегулирование наиболее важных моментов в отношениях между общественными слоями, направлен на урегулирование сложившихся сложных отношений, требующих вмешательства. Закон – он всегда нормативен, иными словами – в нем всегда содержатся те или иные юридические нормы – правила поведения в обществе.

К примеру урегулирования отношений можно отнести то, что важным признаком правового государства является взаимная ответственность между властью и народом. Граждане обязаны соблюдать законы, и в случае совершенного правонарушения обязаны понести ответственность по закону.

Разновидности правовых санкции призваны гарантировать исполнение законности, осуществление общей и частной превенции нарушений.

«Обеспечение законности и дисциплины в государственном управ­лении находит свое выражение в пресечении... беззаконий, восстанов­лении нарушенных прав и законных интересов... наказании виновных лиц»[2]

Закону подчиняются и все остальные правовые акты, нормативные и индивидуальные, в связи с этим, все остальные акты называются подзаконными.

Применение законов только в компетенции высших представительных (законодательных) органов Российской Федерации, либо ее субъектов и всенародным голосованием, именуемым референдумом.

Верховенство закона над иными правовыми актами обуславливается этим.

В Российской Федерации законодательный орган – Федеральное Собрание, в состав которого входят две палаты – Состав Федерации и Государственная Дума, - парламент России.

«Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано»[3].

Правовые нормы начинаются с создания институтами общества и государства объективных общественных закономерностей, которые реализуются в свою очередь с помощью законодательной, исполнительной, судебными властями в присущих им формах. Однако этот процесс не может быть самопроизвольным, в первую очередь он основывается на принятых и закрепленных Конституцией и нормативными правилами, которое обязано соблюдать Государство и Общество. Государство связано правовой системой, которому подчиняется.

В современном обществе понятие «закон» используется в широких кругах, в обиходе оно означает любой нормативный акт, принятый Государством, термин является довольно распространенным, он подчеркивает важность соблюдения правовых норм и актов, принятых законодательством.

Юридически же это выглядит весьма некоррек­тно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы - источники - права, снижает эф­фективность их применения. [4]

Приведенные определения охарактеризуют закон:

Закон — это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой»[5]

Закон — это нор­мативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общест­венные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». [6]

На протяжении нескольких тысячелетий раскрывалось понятие закона учеными в их творческой и научной деятельности, достаточно часто закон употребляют в качестве синонима права, любого его источника. В связи с этим, еще в XIX веке предложили различать определение закона в смыслах формальном и материальном. В первом случае – акт, принятый законодательным органом, во втором – опять он же, использующийся как синоним права.

Смешение понятий подчас приводит к негативным последствиям.

В частности, такой случай произошел в Конституции, приятой в Российской Федерации в 1993 году – во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Иными словам, формула – «Судьи независимы и подчиняются только закону».[7]

Здесь «закон» употребляется как синоним права, как ограничение от вмешательства в судебной деятельности посторонних организаций, утверждается принцип законности.

Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ выражение поправили, и теперь она выглядит как – «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»[8].

Если говорить иначе, термин «закон» употреблен здесь в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Возник вопрос – судьи не подчиняются иным источникам права?

Смешение этих определений термина «закон» привело и к серьезной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

Издавна закон освещался во множестве научных трудов, известны определения закон в пословицах и поговорках, в литературе различного жанра, в классических и метафорических изречениях.

К примеру, какое определение дают закону юристы Древнего Рима: Папиниан – «Закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства»;

Цельс – «Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае»;

Гай – «Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей».

Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: «Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо».[9]

Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также — «закон строг, но он закон».[10]

В научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в узком, собственном его смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следующие. Закон — это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой». Или: закон — это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Или: «в юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений»

Существует множество аналогичных определений закона, которые можно было бы привести, либо же сформулировать свою точку зрения на определение данного термина, однако, главное состоит в том, чтобы понять полный смысл, основной, содержание этого явления, которое именуют законом. Выделить и рассмотреть его основные, принадлежащие ему специфические черты.

 

III. Характерные признаки правового закона

Итак, что же характеризует закон как нормативно-правовой акт? Каковы его основные признаки и черты? Анализируя материал, можно выделить некоторые основные моменты содержания закона.

В первую очередь, закон является нормативно-правовым актом, принимаемым исключительно высшими представительными органами (Федеральным собранием и Государственной Думой — в России, Конгрессом — в США, Парламентом — в Италии, Франции, Японии и других странах), либо же народом в результате проведения референдума.

Во-вторых, закон обладает главенствующей юридической силой среди других источников права, имеет верховность среди них, представляет собой ядро всей правовой системы. Эта особенность не раз имела подтверждение в государственно-правовой теории, подтверждалась практикой многих стран, как правило, не подвергалась сомнению. Закон не подлежит контролю стороны какого-либо иного государственного органа, закон может быть отмене либо изменен только властью законодательной. Суд может признать закон от парламента, неконституционным, однако, отменить либо изменить его имеет власть только орган законодательный.

В-третьих, закон, как источник права, представляет интересы и волю всего народа и общества, исходя от высшего органа государственной власти. Также, стало довольно традиционно для отечественной и зарубежной теории рассматривать понятие закона как способ выражения «общей воли». Законы принимаются главным образом на основе наиболее существенных вопросов общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения потребностей жизни общества.

«Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным» – высказывание Генри Дейвид Торо.

В качестве наглядного примера будет достаточно привести на сферу регулирования в любой зарубежной стране, также и в России. Ведь, несмотря на существующие различия, уделяется огромное внимание общественным отношениям, касающимся государственно­го и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, поряд­ка законотворчества и прочим.

В-четвертых, законы применяются в особом законодательном порядке, включающим в себя четыре обязательных стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона и, наконец, его опубликование. Принятие закона референдумом также проводится в установленном порядке, прописанном в Законе о референдуме.

 

IV. Критерии классификации закона

В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов и поло­жений. Однако все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высшей законодательный орган, его обсуж­дения и утверждения, и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроектов, порядок предписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм, закрепление прав человека и гражданина, определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти, фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры, определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме технико-юридического оформления актов референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенным референдумом. С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.[11]

Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализоваться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Такое положение, по каким либо причинам возникнет. Исполнители окажутся в ситуации вы бора- какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право, как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть право.

Поэтому одним из основных требований является их внутренняя согласованность между собой по способам воздействия на поведение людей.

Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни - экономической, политической, духовной. Поэтому в регламенте парламента специально устанавливается специальная процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждение и принятия.[12]

Обычно «закон» как термин в юриспруденции употребляется для обозначения наименования того или иного нормативно-правового акта, принятого парламентом. Например, закон «О милиции», закон «О безопасности», и т.д. Но этот термин может употребляться и обобщенно: все нормативные акты законодателя являются законами в отличие от актов, других государственных органов.

Итак, закон это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой.

Законы, будучи нормативно-правовыми актами, очень схожи между собой по способу формирования, по юридической силе, роли в системе, однако, вместе с этим, они значительно отличаются между собою.

Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации нормативно-правовых актов.

Систему нормативно-правовых актов в Российской Федерации обычно разделяют на основные три самостоятельные, но взаимодополняющие и взаимосвязанные группы:

1. Нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти (Принятые Президентом Российской Федерации, Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ, Правительством РФ и другими)

а) Конституция Российской Федерации. Конституция имеет верховенство, высшую юридическую силу, главенство над иными правовыми актами, действие на всей территории Российской Федерации. Прочие нормативно-правовые акты, принимаемые в законодательстве РФ, не должны ей противоречить. Принята была Конституция на всенародном референдуме 12 декабря 19993 года, иными словами – она была принята народом России.

Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

В соответствии с Конституцией России, предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России, Законо­дательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134).

После принятия Конституции РФ на собрании референдума в 1993 году, фактически заново сложились многие отрасли законодательства. К примеру, это – конституционное, гражданское, земельное, банковское, финансовое, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, административное право.

б) Федеральные конституционные законы - законы, принятые в особом процессуальном порядке (2/3 голосов депутатов Государственной Думы РФ и 3/4 голосов членов Совета Федерации РФ) и только по тем вопросам, которые прямо указаны в Конституции РФ. Принятый федеральный конституционный закон в обязательном порядке подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и не может быть им отклонен;

в) Федеральные законы - законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации и подписываемые Президентом РФ. В эту же группу входят и законы, принятые на референдуме - всенародном голосовании.

Их особенностью является то, что они могут быть изменены только в результате проведения другого референдума. Федеральные и федеральные конституционные законы имеют верховенство на территории всей России и, по общему правилу, высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам;

г) законы, принятые Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, в части, не противоречащей указанным выше актам;

д) законы, принятые Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, в части, не противоречащей указанным выше актам;

е) указы Президента РФ. Данные издаются главой государства во исполнение полномочий, предусмотренных Конституцией РФ. В отличие от законов, указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и ненормативными, т. е. не содержащими нормы права. К последним относятся указы о награждении граждан орденами и медалями, о приеме в гражданство, о назначении и смещении высших должностных лиц. Указы, изданные главой государства в пределах его полномочий и не противоречащие Конституции, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В рамках действующей Конституции и федеральных законов изда­ются также указы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другими актами Президента — распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Феде­рации» (ст. 90, п. 2). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента РФ (ст.ст. 80-89).

ж) постановления Правительства РФ издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.

Они изда­ются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоря­жениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, они «обязательны к исполнению» в Российской Федерации» (ст. 115, п. 2). В случае противоречия постановлений и распоряжений правительства Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента России они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ст. 115, п. 3).

з) подзаконные акты федеральных органов государственной власти (распоряжения, инструкции и письма министерств и ведомств, государственных комитетов и федеральных служб, Центрального банка РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ). Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть в установленном законом порядке опубликованы для всеобщего ознакомления. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы

Согласно Конституции России, «законы и иные нормативные пра­вовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ве­дения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федераль­ный закон» (ст. 76, п. 5).

В случае же противоречия между законами и нормативно-право­выми актами субъектов РФ, изданным по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ст. 76, п. 6).

Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые ак­ты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-пра­вовыми актами.

2. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации:

а) конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов, городов федерального значения и автономной области;

б) законы субъектов Российской Федерации;

в) подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (постановления, указы, распоряжения, инструкции губернаторов, президентов республик, мэров городов федерального значения и т. д.).

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (решения представительных органов местного самоуправления и глав администраций (мэров) городов, поселков, районов).

4. Нормативные договоры. Источниками права на территории России признаются и межгосударственные договоры, ратифицированные (одобренные) РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Специальным видом нормативных договоров являются договоры субъектов РФ с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.

5. Обычаи делового оборота. Гражданский кодекс признал в общей форме возможность применения к регулированию отношений между субъектами предпринимательской деятельности обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору.

 

V. Вывод

Подводя краткий вывод о проделанной работе, следует отметить, что на предмет данной статьи существует множество источников относительно закона и права, в работах многих научных и публицистических деятелей рассматривается такое сложное явление, как «закон». Для себя я нашла и подчеркнула некоторые определения, знания, мысли людей, некогда рассматривающих данный вопрос. Анализируя информацию, определили понятие закона, его характерные признаки, основные виды нормативно-правовых актов, особенности его соотношения.

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый по строгим правилам институтами высшего юридического законодательства, обладающий высочайшим авторитетом и силой юридической власти, устанавливающий наиболее важные пункты и проблемы в общественных отношениях.

К наиболее важным признакам закона можем отнести следующее:

ü Закон принимается высшим органом государственной власти либо на проведении референдума

ü Закон имеет высшую юридическую силу, верховенство относительно иных источников права

ü Принимается, изменяется, дополняется в строгом процедурном порядке

ü Закон служит урегулированию общественных отношений, закрепляет отношения социума и его сферы

ü Отражает волю и интересы общества в целом

ü Закон строго нормативен (в нем содержатся исключительно нормы права)

В политической сфере с помощью закона осуществлены кардинальные изменения избирательной системы, деятельности представительных органов государственной власти страны. Обеспечивается многопартийность и возможность существования оппозиции, политического плюрализма, контроля за конституционностью принимаемых правовых актов. В настоящее время наметилась тенденция к стабилизации институтов власти, введен механизм ответственности органов государственной власти субъектов Федерации перед федеральными органами за нарушение норм федерального законодательства.

С помощью закона обеспечиваются неотъемлемые права личности - свобода передвижения, слова, печати, митингов и демонстраций, право наций и народностей на свободное и независимое развитие, возможности малочисленных народов на сохранение и развитие языка, быта, культурных традиций, ликвидирован ряд несправедливостей относительно проживающих в Российской Федерации подвергнувшихся репрессиям народов России.

 

VI. Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г.- М.,1993г

2. Федеральный Конституционный закон «О Правительстве РФ» в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997г. № 3-ФКЗ

3. Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001г. № 4-ФКЗ

Литература:

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. – М.: Юрид. лит., 1996.

2. Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992. 14 декабря.

3. Алексеев С.С. «Проблемы теории права». Свердловск, 1972.

4. Алексеев С.С. «Общая теория права». Москва, 1981.

5. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Изд-во БЭК, 1994.

6. Бабаев В.К. «Теория государства и права». Москва, 2001.

7. Венгеров А.Б. «Теория государства и права». Москва: Юриспруденция, 2000.

8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т.1. – М.: Юристъ, 1996.

9. Глущенко В.В. «Теория государства и права: системно-управленческий подход». Москва, 2001.

10. Государство и право. Очерки теории: Конспекты лекций/ Отв. ред. В.Д. Ардашкин. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1994.

11. Комаров С.А., Малько А.В. «Теория государства и права». Москва, 2000.

12. Кутафин О.Е. «Основы государства и права». Москва, 1997.

13. Кудрявце В.Н. «О право понимании и законности» // Государство и право - 1994. - №3.- С.4

14. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права. 2-е издание». Москва, 2000.

15. Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права». Москва, 2001.

16. Мухаев Р.Т. «Теория государства и права». Москва, 2001.

17. Мицкевич А.В. «Акты высших органов советского государства». Москва, 1967.

18. Общая теория права и государства: Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996.

19. Подволоцкий И. «Марксистская теория права». Москва, 1932.

20. Приголкин С. «Теория государства и права.» Городец, 2003.

21. Рассолов М.М., В.О.Лучина, Б.С.Эбзеева. «Теория государства и права». Москва, 2000.

22. Советское административное право (Учебник для вузов)/Под ред. Козлова Ю.М. М., 1985. С.258.

23. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 1999.

24. Тихомиров Ю.А. «Действие закона.» Москва, 1992.

25. Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

26. Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001.

27. Теория государства и права: Сб. трудов./ Отв. ред. В.Д. Ардашкин. –Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998.

28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. – М.: ИПП «Отечество», 1993.

29. Щепаньковский Я. «Элементарные понятия социологии». Москва, 1969.

30. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. «Вопросы теории права». Москва, 1961.

31. Халфина Р.О. «Общее учение о правоотношении». Москва, 1974.

32. Шершеневич Г.Ф. «Общая теория права». Вып. 1. Москва, 1995.

33. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1988.

34. Энциклопедический политологический словарь. Москва, 1993.

 


[1] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С.176.

 

[2] Советское административное право (Учебник для вузов)/Под ред. Козлова Ю.М. М., 1985. С.258.

 

[3] Кудрявце В.Н. «О право понимании и законности» // Государство и право - 1994. - №3.- С.4

[4] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. С. 348-352.

 

[5] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М., 1982. С. 219.

[6] Хропанюк В.Н.Теория государства и права. - М.: ИПП «Отечество», 1993. С. 182.

[7] Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г - М.,1993г

[8] Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г - М.,1993г.

[9]Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000, с.-136

[10] Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права. 2-е издание». Москва, 2000, с.-148

[11] Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права. 2-е издание». Москва. 2000.

[12] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000, с.-99



2015-11-20 416 Обсуждений (0)
ЗАКОН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗАКОН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)