Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23)
Программа русского языка 5 класса 1. Лингвистика –это наука о языке, языкознании, языковедении. Лингвистический –это языковедческий, связанный с языком. 2. Морфема –это значимая часть слова. Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Бегать, звонок, отвар, просмотр. Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова. Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи. Дом, лес, перелет. Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением. Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый. Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить. Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться. Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение. Вода, воде, воды. Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова. Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. Старик, рыбачил, рыбка, золотую. Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением. По – ы – ход → походы 3. Орфография –это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов. Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила. Есть ещё орфограммы: Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке. Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный. Орфограмма - слитное написание: небольшой домик. Орфограмма №1. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос). Порядок ответа по орфограмме №1. В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е, так как она проверяемая ударением в слове реки.
Орфограмма №2 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить. Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник. Орфограмма №3. Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.
Дуб (дубы), дорожка (дороженька), близкий (близок). Порядок ответа по орфограмме №3. В корне слова «берёзка» (берёза) пишу проверяемую согласную з, так как она отчётливо произносится в проверочном слове берёза перед гласной а. Примеры: плод, луг, прут, плот, рот, лук, молод, пруд, молот, низкий, скользкий, жуткий, лёгкий, мягкий, чуткий. Честный Известный Местный Счастливый наизусть!!!!! Прелестный Устный
Интересный (интересен) Вкусный (вкусен) Чудесный (чудесен) наизусть!!!! Опасный (опасен) Прекрасный (прекрасен) Ужасный (ужасен) Примеры: окрестность, радостный, грустный, вкусный, чудесный, вестник, прекрасный, интересный, участник, неизвестный. Орфограмма № 5. После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а, не пишутся ы, ю, я. Исключения: жюри, брошюра, парашют.
Примеры: чудеса, шиповник, начальный, овчарка, жирный, щавель, животное, в нашу рощу, широкий, чужой, щупальце, стучать, пищать, сшить, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри. Орфограмма № 6. Разделительный Ъ пишется перед буквами ё, е, ю, я только после приставок. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь. Примеры: объяснение, пью, семья, соловьи. Порядок ответа по орфограмме № 6 Идёт объяснение урока. В слове «объяснение» я пишу Ъ разделительный знак, так как он употребляется после приставки на согласную букву перед гласной я. Примеры: объединиться, подъехать, письмо, съедобный, взъерошенный, серьёзная, друзья, мальчик, косьба, вьются. Орфограмма № 7. Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Коля подбежал под дерево. Вывод: 1. Предлог – слово, а приставка – часть слова. 2. Перед глаголом предлогов не бывает, у глаголов есть только приставки, которые пишутся слитно. 3. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово. Порядок ответа по орфограмме № 7. На солнышке. Это орфограмма-пробел. На – предлог, пишу с существительным раздельно, так как между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово. Нашёл. Это глагол. На – приставка, так как у глаголов предлогов не бывает. Запомнить! Из-за Из-под Васька вылез из-под сарая. Из-за дач видны верхушки сосен. 11. Предложение – это грамматическая единица речи, выражающая законченную речь. 12. Текст – это ряд (группа) предложений, связанных по смыслу, для выражения развёрнутой мысли. Признаки текста: 1. Наличие группы предложений. 2. Смысловая связь. 3. Единство темы, предмета речи. 4. Наличие идеи (основной мысли) и её развитие. У текста может быть заглавие. Тема –это то, о чём говорится в тексте (в сочинении, в сказке, в рассказе и т.д.). Идея текста –это главная (основная) мысль текста, это то, о чём хотел сказать автор читателю. 13. Грамматическая основапредложения – это главные члены предложения (то есть подлежащее и сказуемое). 14. Часть речи –это большая группа слов, которая имеет определённое лексическое значение (это самостоятельные части речи) или для чего-то служит (это служебные части речи), имея какие-то особенные морфологические признаки. 15. Морфология –это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи. 16. План –это последовательно расположенные, кратко озаглавленные части текста. Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23). В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Пишется ться (с буквой ь). В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает? (что сделает?) что делают (что сделают?) пишется -тся.
Пошли (что делать?) купаться (неопр. форма) Он (что делает?) купается (3-е лицо) Порядок ответа по орфограмме № 23 Дело мастера (что делает?) боится. Ставлю вопрос к глаголу. Дело (что делает?) боится. В вопросе нет Ь. Это форма 3-его лица ед. числа глагола. Перед суффиксом –ся в окончании глагола Ь не ставится. Надо улыбаться. Ставлю к глаголу вопрос. Надо (что делать?) улыбаться. В вопросе есть Ь, поэтому это начальная форма. Пишу –ть перед –ся-. 18. Спряжение глагола –это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1678)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |