Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23)



2015-11-20 1678 Обсуждений (0)
Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23) 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа русского языка 5 класса

1. Лингвистика –это наука о языке, языкознании, языковедении.

Лингвистический –это языковедческий, связанный с языком.

2. Морфема –это значимая часть слова.

Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово.

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.

Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Бегать, звонок, отвар, просмотр.

Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова.

Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи.

Дом, лес, перелет.

Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением.

Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый.

Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить.

Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.

Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение.

Вода, воде, воды.

Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова.

Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово.

Старик, рыбачил, рыбка, золотую.

Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением.

По – ы – ход → походы

3. Орфография –это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов.

Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила.

Есть ещё орфограммы:

Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке.

Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный.

Орфограмма - слитное написание: небольшой домик.

Орфограмма №1.

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

 

Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос).

Порядок ответа по орфограмме №1.

В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е, так как она проверяемая ударением в слове реки.

 

 

Орфограмма №2

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить.

Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник.

Орфограмма №3.

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.

 

Дуб (дубы), дорожка (дороженька), близкий (близок).

Порядок ответа по орфограмме №3.

В корне слова «берёзка» (берёза) пишу проверяемую согласную з, так как она отчётливо произносится в проверочном слове берёза перед гласной а.

Примеры: плод, луг, прут, плот, рот, лук, молод, пруд, молот, низкий, скользкий, жуткий, лёгкий, мягкий, чуткий.

Честный

Известный

Местный

Счастливый наизусть!!!!!

Прелестный

Устный

 

Интересный (интересен)

Вкусный (вкусен)

Чудесный (чудесен) наизусть!!!!

Опасный (опасен)

Прекрасный (прекрасен)

Ужасный (ужасен)

Примеры: окрестность, радостный, грустный, вкусный, чудесный, вестник, прекрасный, интересный, участник, неизвестный.

Орфограмма № 5.

После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а, не пишутся ы, ю, я.

Исключения: жюри, брошюра, парашют.

 

Примеры: чудеса, шиповник, начальный, овчарка, жирный, щавель, животное, в нашу рощу, широкий, чужой, щупальце, стучать, пищать, сшить, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри.

Орфограмма № 6.

Разделительный Ъ пишется перед буквами ё, е, ю, я только после приставок. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь.

Примеры: объяснение, пью, семья, соловьи.

Порядок ответа по орфограмме № 6

Идёт объяснение урока.

В слове «объяснение» я пишу Ъ разделительный знак, так как он употребляется после приставки на согласную букву перед гласной я.

Примеры: объединиться, подъехать, письмо, съедобный, взъерошенный, серьёзная, друзья, мальчик, косьба, вьются.

Орфограмма № 7.

Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят.

Коля подбежал под дерево.

Вывод:

1. Предлог – слово, а приставка – часть слова.

2. Перед глаголом предлогов не бывает, у глаголов есть только приставки, которые пишутся слитно.

3. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово.

Порядок ответа по орфограмме № 7.

На солнышке. Это орфограмма-пробел. На – предлог, пишу с существительным раздельно, так как между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово.

Нашёл. Это глагол. На – приставка, так как у глаголов предлогов не бывает.

Запомнить! Из-за

Из-под

Васька вылез из-под сарая. Из-за дач видны верхушки сосен.

11. Предложение – это грамматическая единица речи, выражающая законченную речь.

12. Текст – это ряд (группа) предложений, связанных по смыслу, для выражения развёрнутой мысли.

Признаки текста:

1. Наличие группы предложений.

2. Смысловая связь.

3. Единство темы, предмета речи.

4. Наличие идеи (основной мысли) и её развитие.

У текста может быть заглавие.

Тема –это то, о чём говорится в тексте (в сочинении, в сказке, в рассказе и т.д.).

Идея текста –это главная (основная) мысль текста, это то, о чём хотел сказать автор читателю.

13. Грамматическая основапредложения – это главные члены предложения (то есть подлежащее и сказуемое).

14. Часть речи –это большая группа слов, которая имеет определённое лексическое значение (это самостоятельные части речи) или для чего-то служит (это служебные части речи), имея какие-то особенные морфологические признаки.

15. Морфология –это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

16. План –это последовательно расположенные, кратко озаглавленные части текста.

Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Пишется ться (с буквой ь).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает? (что сделает?) что делают (что сделают?) пишется -тся.

 

Пошли (что делать?) купаться (неопр. форма)

Он (что делает?) купается (3-е лицо)

Порядок ответа по орфограмме № 23

Дело мастера (что делает?) боится. Ставлю вопрос к глаголу. Дело (что делает?) боится. В вопросе нет Ь. Это форма 3-его лица ед. числа глагола. Перед суффиксом –ся в окончании глагола Ь не ставится.

Надо улыбаться. Ставлю к глаголу вопрос. Надо (что делать?) улыбаться. В вопросе есть Ь, поэтому это начальная форма. Пишу –ть перед –ся-.

18. Спряжение глагола –это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени



2015-11-20 1678 Обсуждений (0)
Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)