Сущность философского мировоззрения, объект и предмет его познания.
Философия – высшая рациональная форма мировоззрения, дающая человеку целостное и исчерпывающее представление о себе и окружающем его мире и отвечающая на 4 фундаментальных вопроса:
1. Что есть мир?
2. Что есть человек?
3. Каковы пути познания человеком себя и мира?
4. Каковы пути достижения человеком счастья, совершенства?
Философское мировоззрение является средством человеческой жизни и никогда целью. Каждый похож друг на друга тем, что мечтает стать счастливым, а философия - это инструкция для достижения кратчайшим путем счастья.
Является ли философия наукой?
Наука – низшая форма рационального познания действительности, нуждающаяся в постоянном, ежесекундном эмпирическом подтверждении.
Чтобы узнать является ли философия наукой, необходимо их сравнить:
Философия
| Наука
|
1. По задачам
|
Стремиться сделать человека счастливым
| Стремиться создать максимальное количество материальных благ, которые создают максимальное комфортное человеческое существование (чем человек глупее, тем больше он нуждается в вещах этого мира)
|
Дает внутренне состояние
| Дает внешние формы
|
Занимается сущностью человеческого бытия
| Занимается ее формами
|
2. Хронологически
|
Философия первая появилась на свет и представляла собой цель сгармонизировать жизнь человека с окружающей средой, она – матерь всех наук
| Всякая наука является следствием философского учения и возвращается в рамки философского знания
|
3. По масштабам опытного знания
|
Опирается на опыт доступный в межтелесном существовании, масштаб опыта больше, чем человеческая жизнь
| Нуждается в периодических подтверждениях своих гипотез, проверках здесь и сейчас.
|
Накапливает качественные знания
| Дает накопления количественных знаний - ученость
|
Низшая часть философского знания относится к науке.
Наука является периферией философии, низшей формой существования философского знания, все методы науки заимствованы у философии – матери всех наук.
Ответ: нет, Дмитрий Леонидович, не является.
Иерархия религий
| Иерархия наук
| Иерархия искусств
| Иерархия этик/морали
|
духовные
| философия
| Изобразительное искусство, дизайн
| Этика абсолютизма
|
интеллектуальные
| Математика, геометрия
| Музыка, вокал, литература
| Этика интеллектуализма
|
физические
| Медицина, эк-ка, психология
| Театр, балет, кино
| Этика гуманизма
|
моральные
| общественные
| Архитектура, скульптура
| Этика эвдэманизма
|
Сферы бытия
| Типы темперамента
|
| Соотв. цености
| Мировоззрение
|
духовная
| холерик
| интуиция
| благо
| религиозное
|
интеллектуальная
| сангвиник
| рассудок
| истина
| наука
|
Физическая
| флегматик
| инстинкт
| красота
| искусство
|
моральная
| меланхолик
| Телесные чувства
| добро
| мораль
|
Для этики абсолютизма высшее благо – Бог, ничто.
Для этики интеллектуализма высшее благо - знание.
В этике гуманизма благо – человек и его жизнь.
В этике эвдэманизма высшим благом признается наслаждение.
Нравственность и мораль, типы отношений между ними.
Сначала этика, мораль и нравственность обозначали одно и то же.
Этика – название раздела философского знания, занимающегося изучением происхождения морали и форм её проявления.
Мораль – представление о специфической форме общественного сознания, вырабатывающей себе образцы поведения людей в социальной группе, где есть свои поведенческие нормы, ценности, средства для их достижения и цели.
Доброе поведение - нормативное поведение, узаконенное обществом. А ненормативное наоборот. Мораль стала регулировать поведение отдельного человека в обществе, согласно определённым часто меняющимся нормативам. Не стоит путать мораль с правом. Нарушения правовых норм преследуется по всей строгости уголовного закона. Мораль – не писанные исторически сложившиеся законы поведения человека в обществе, нарушение которого грозит лишь общественным порицанием. А право уже законодательный документ, нарушение которого чревато ответственностью.
Нравственность - предельно высокие принципы человеческого поведения, универсальная природа которых объясняется их божественным установлением.
Название что-то
| Мистическая
| Метафизическая
| Диалектическая
| Мифологическая
|
|
|
|
|
|
Антропология
|
|
|
|
|
Образы истины
| Абсолютная (принадлежит только Богу - ПУСТОТЕ)
| Субъективная (Принадлежит только человеку- мера всех вещей)
| Относительная (принадлежит реальности, вселенной, бытию)
| Объективная (родоначальник-Аристотель, принадлежит как реальности, так и человеку)
|
Направление гносеологии
| Иррационализм
| Рационализм
| Эмпиризм
| Сенсуализм
|
Представители истин
| Платон, Виданте
| Софисты, Берклит, Юм, Шопенгауэр, Фихте
| Диамат и истмат
| Ньютон, Декарт, Вальтер, Дидро, Бекан
|
Отношение между истиной и языком
| Непостижима Обыденным разумом (не может быть выражена в словах)
| Желание человека в его ощущениях, а ощущаемое бытие не только мыслимо, но и познаваемо, след-но выразимо в словах.
| Поддаётся исчислению, и чему-то там ещё и может быть запечатлена. Язык математики становится искусственным языком способный передать меры этой истины
| Адекватно отражается человеческим ЯЗЫКОМ.
|
Познаваемость мира с точки зрения этих истин
| Агностицизм( мир не познаваем, так как его НЕТ)
| Скептицизм (Сомнительно не только познаваемость, но и сам факт его существования)
| Релятивизм
| Сенсуализм ( мир абсолютно познаваем, так как мы его видим)
|
Шпора
Шпора
4-ем антропологическим концепциям соответствуют 4-ре философских концепции возникновения человека.
Философская
| Мистическая
| Метофизическая
| Диалектическая
| Мифологическая
|
Антропологическая
| Теоцентрическая
| Космоцентрическая-антр.
| Научная-антр.
| Натуралистичская-антр.
|
Субстанция
|
|
| Природа-материя
| Стихия космоса
|
Образом чего является человек
| Подобие БОГА
| Микрокосмосом
| Обезьяна усовершен.
| Персонифицированным образом стихии
|
Механизм возникновения Человека из субстанции
| Креационизм(возникновение человека из НИЧТО)
| Эманация(истечение низших сфер бытия из высших)
| Эволюция
| Персонифицонизм(целое индивидуализирует себя в части)
|
Моральная природа человека
| Моральная испорченность, грехопадение
| Человек происходит из КОСМОСА
| Человек человеку ВОЛК
| Природа человека нейтральна
|
Мыслители
| Виданте
| Йоган
| Энгельс, Маркс, Ленин, Дарвин
| Гераклит, Ксенофант, Гепократ и другие
|
Субстанция – неизмененная вещь, основанная из всего сущего, из чего все возникает и куда все возвращается, последнее основание всех вещей и явлений.
Концепция
| Теологическая
| Космоцентрическая
| Ест-науч
| мифологическая
|
Субстанция человека
| Бог/ Ничто
| Космос
| Природа,
| природная стихия
|
Принципы, по которому субстанция рождается
| Креационизм
| Эманация
| Эволюционизм
| Персонификация
|
Природа человека
| Испорчена первородным грехом
| БлагА, т.к. человек является частью космоса
| Зла изначально, т.к. опирается на инстинкты животного мира
| Нейтральна, т.к выражена естественно-природная стихия
|
Представители
| Веданта, христианство, софизм (мистич. Учение в исламе) Человек явл. образом и подобием бога
| Кабала - древнееевр. учение, Платон, Плотин, стоики
| Марксизм-лен. Спенсер,, Дарвин, Гоббс, Ницше
| Натур философия, Гиппократ
|
Шпора
Определение человека
| Ф. направления
| Главные вопрос философии
| Разделы философии
| Онтология
(картины мира)
| Антропология
(концепции происхождения ч.)
| гносеология
| этика
|
Интуиция
| Объективный идеализм
| Что есть мир
| онтология
| мистика
| Теологическая
(ч – либо бог,
либо его образ и подобие)
| Иррационализм
(абсолютная
истина)
| Абсолютизма
(предел
соввершенства,
цель –
образ бога)
|
рассудок
| Субъективный идеализм
| Что есть человек
| антропология
| метафизика
| Космоцентрическая
(ч – микрокосмос, отражененное содержание вселенной)
| Рационализм
(субъективная истина)
| Интеллектуализма
(Призвание,
талант ч)
|
инстинкты
| Научный материализм
| Методы познания человеком себя и мира
| гносеология
| диалектика
| Естественно-
научная
(ч – модификация мира обезъян)
| Эмпиризм
(относительная истина)
| Гуманизма
(жизнь –
самая
высокая
ценность)
|
Телесные чувства
| Стихийный
(наивный)
материализм
| Пути достижения счастья, совершенства
| этика
| мифология
| Натуралистическая
(ч – модиф. Природная
стихия)
| Сенсуализм
(объективная
истина)
| Индивидуализма
(Высшая
ценность –
Мое
удовольствие)
|