Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕВОЗОК (ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ)



2015-11-20 261 Обсуждений (0)
ПЕРЕВОЗОК (ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ) 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

В рыночной экономике уровень цен на продукцию, работы и услуги определяется спросом и предложением или устанавливается централизованно государством, что делает издержки производства наиболее существенным объектом учета. Контроль за издержками производства становится центральным звеном бухгалтерской работы. Активно вмешиваясь в образование затрат, он ведет к снижению издержек и тем самым к росту прибыли.

Контроль за издержками производства предполагает организацию учета затрат по центрам ответственности.

Центр ответственности определяется как подразделение предприятия или отдел, руководитель которого наделен соответствующими правами и несет ответственность за результаты работы этого подразделения (отдела). При формировании затрат на производство центрами ответственности являются цех, производственный участок, бригада и отдел, материальный склад и пр. В этих центрах накапливается информация о производственных затратах, на основании которой должностные лица могут оценить, насколько рационально использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Такое распределение издержек производства по организационным единицам и ответственным исполнителям цехов, участков повышает ответственность персонала предприятия за уровень затрат.

На базе учетных данных о затратах калькулируется себестоимость продукции, работ и услуг. Известны несколько методов учета издержек производства и калькулирования себестоимости:

- позаказный;

- попроцессный;

- нормативный.

На железной дороге имеется два вида производств: основное и вспомогательное. Основным являются перевозки, а к вспомогательным относятся все производства, обслуживающие перевозочный процесс: капитальный ремонт основных средств; производство запасных частей, инструментов, электроэнергии, воды и другой продукции, потребляемой в процессе перевозок.

В отношении продукции вспомогательных производств обычно применяется позаказный метод учета затрат и калькуляции себестоимости. Заказом является объект или группа однородных объектов основных средств, подвергающихся капитальному ремонту, отдельные наименования или группа запасных частей и т. п. При большой номенклатуре производства, например запасных частей, учет затрат по их наименованиям весьма трудоемок. Для снижения трудоемкости применяют укрупненные заказы, которыми являются однородные группы запасных частей. Учет затрат при этом ведется по каждому заказу на основании первичных документов, в которых обязательно указывают коды заказов, используемые в качестве группировочного признака.

Позаказный метод для учета эксплуатационных расходов и калькуляции себестоимости перевозок непригоден по двум причинам во-первых, расчет себестоимости грузовых и пассажирских перевозок ведется по данным сводной отчетности; во-вторых, структурным подразделениям железной дороги, где зарождаются и обрабатываются информационные потоки, заказы на формирование затрат по видам перевозок не выдаются и не могут выдаваться.

Технологические особенности производственного процесса на транспорте и порядок формирования затрат служат основанием для применения железной дорогой попроцессного метода учета к калькуляции себестоимости перевозок. Условиями его применения являются наличие нескольких взаимосвязанных между собой технологических процессов и использование продуктов отдельных технологических процессов для получения конечного продукта.

Перевозка – это конечный продукт железной дороги в целом. Общий производственный процесс перевозки делится на части – технологические процессы, которыми являются отдельные виды работ или их совокупности, представляющие собой заранее спланированные движенческие операции или операции по ремонту и содержанию технических средств. Одни из этих процессов осуществляются одновременно, другие последовательно, но результатом их взаимодействия является транспортная услуга.

Технологические процессы отличаются друг от друга содержанием, измерителем, другими признаками и организационно осуществляются соответствующими линейными предприятиями. По каждому технологическому процессу в бухгалтерском учете структурного подразделения железной дороги ведется накопление прямых затрат с их детализацией на затраты живого и овеществленного труда. На основании данных о затратах структурные подразделения определяют себестоимость промежуточного продукта (тонно-километра брутто, локомотиво-часа маневровой работы и т. п.) – технологическую себестоимость. Деление конкретного производства на технологические процессы в структурных предприятиях осуществлено в номенклатуре расходов. При этом у предприятия может быть один или несколько видов промежуточной продукции, по которым оно составляет калькуляции себестоимости. Во втором случае, чтобы определить себестоимость каждого вида промежуточного продукта, требуется затраты, учтенные по процессам (статьям расходов), распределить по видам промежуточных продуктов.

Рассматривая попроцессный метод, нужно иметь в виду, что учет затрат по технологическим процессам не требует обязательного калькулирования себестоимости промежуточного продукта (процесса). Его основной задачей может являться контроль за затратами по процессу и определение отклонений от величины, рассчитанной по нормам.

Таким образом, попроцессный метод учета – это учет затрат по технологическим процессам как частям общего процесса производства готового продукта, в данном случае перевозок. Он позволяет усилить контроль за издержками, выявить резервы экономии на конкретных участках производства. Контроль за издержками по технологическим процессам эффективнее контроля за себестоимостью конечной продукции. Знание себестоимости операций технологического процесса позволяет оценить его экономичность в зависимости от прогрессивности используемых основных средств, инструментов, материалов, организации труда и т. д.

Однако себестоимость перевозок не есть сумма себестоимостей технологических процессов, поскольку последние отличаются друг от друга содержанием и измерителем работы, так же как они одновременно отличаются от конкретного продукта железной дороги.

Определение результатов работы технологических подразделений и предприятия в целом по использованию ресурсов лишь по окончании месяца, квартала или года для эффективного управления производством недостаточно. На основании такой информации можно знать прошлое, намечать задачи на будущее. Но она не позволяет видеть настоящее, имеющиеся недостатки и принимать немедленные решения, изменяющие развитие хозяйственной деятельности в нужном направлении.

Чтобы управление было эффективным, требуется в оперативном порядке фактические затраты сопоставлять с нормативными (стандартными) и исчисленные отклонения в кратчайший срок доводить до сведения руководителей соответствующих структурных подразделений для анализа и принятия мер. Этому требованию системы управления в наибольшей мере отвечает нормативный метод учета затрат на производство.

Нормативный метод учета состоит в раздельном отражении фактических затрат на производство по нормам и отклонениям от установленных норм, в оперативном выявлении причин отклонений и анализе уровня затрат для выявления резервов эффективного использования производственных ресурсов. Важнейшим условием применения нормативного метода учета является наличие норм затрат на единицу продукции (работ). Норма затрат — это оптимальная величина затрат труда, материальных и денежных средств. Поэтому норма должна быть технически обоснованной, служить фактором борьбы за экономное расходование средств, способствовать внедрению новой техники и технологии, совершенствованию форм организации труда. Расходование средств сверх нормы, как правило, является результатом различных нарушений технологического процесса выполнения работ.

Нормы затрат периодически пересматривают, изменяют. Изменения норм учитывают при определении фактической себестоимости.

Учет затрат по нормам и отклонениям от норм организуется на основании документов. Затраты по нормам оформляют обычными документами (маршрутами, нарядами, лимитно-заборными картами и т. п.), сверх норм – специальными или сигнальными документами, отличающимися от обычных цветом бумаги или цветной полосой. Все документы, оформляющие расходование средств сверх установленных норм, подписывает руководитель предприятия, который одновременно принимает соответствующее решение.

Сигнальные документы – наиболее действенный способ учета отклонений от норм затрат. Их применяют, если отклонения выявляют до начала процесса затрат, что, в свою очередь, позволяет осуществлять предварительный контроль за расходованием средств. Например, сверхнормативный расход материалов оформляют сигнальными требованиями, указывая в них код объекта учета затрат, требующего дополнительного расхода материалов. При необходимости исправить брак в работе выписывают наряд, имеющий установленный отличительный знак, и сумму, исчисленную по наряду, относят к отклонениям от норм затрат по оплате труда.

Через сигнальные документы наиболее полно реализуется главная идея нормативного метода учета затрат – предварительный, до совершения хозяйственных операций, контроль за расходованием трудовых, материальных и денежных ресурсов. Однако составлять сигнальные документы не всегда возможно. Их не применяют, например, для учета отклонений по амортизационным затратам, общепроизводственным и общехозяйственным расходам. В этом случае отклонения определяют по окончании отчетного периода посредством сопоставления фактического расхода с нормативным. Если данный расход зависит от объема работы, то нормативная его сумма предварительно пересчитывается на фактический объем выполненной работы. Следовательно, вместо предварительного выявления и контроля отклонений от норм затрат может применяться последующий контроль. Однако он недостаточно эффективен. Поэтому задача состоит в том, чтобы в сферу документирования отклонений и предварительного контроля были включены все объекты учета затрат.

Эксплуатационные расходы структурных подразделений при нормативном методе учитывают по статьям номенклатуры с подразделениями на затраты в пределах норм, отклонения от норм и изменения норм. На основании специальных и сигнальных документов организуется оперативный учет причин отклонений от норм с указанием виновников их образования. Для этого на предприятиях разрабатывается номенклатура причин отклонений от норм. Каждой из них присваивают свой код, проставляемый затем в первичных документах и машинограммах затрат на производство. Фактически сложившиеся отклонения от норм затрат тщательно изучают, устанавливают исполнителей, по вине которых образовался перерасход средств, разрабатывают мероприятия по устранению действия отрицательных факторов. Так, по заработной плате могут быть следующие причины отклонений: доплата за сверхурочные часы работы, оплата работ по исправлению брака, оплата времени простоя и т.п. Отклонения от нормативных показателей в структурных предприятиях необходимо выявлять по каждому элементу затрат и статье номенклатуры в целом.

 



2015-11-20 261 Обсуждений (0)
ПЕРЕВОЗОК (ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕВОЗОК (ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)