Выбор темы исследования
ГОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» Т.И. Альберг
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности (Методические рекомендации для учащихся)
г. Улан-Удэ
сОДЕРЖАНИЕ:
Введение….………………………………………………………………………4
1. Этапы исследовательской работы …………………………………………5 - проблема исследования - как выявить проблему - выбор темы исследования - вопросы в помощь при выборе темы - цель исследования - задачи исследования - гипотеза исследования
2. Организация и методика исследования, выбор методов исследования ...11 - составление плана - действия при составлении тезисов - виды и способы конспектирования - аннотация
3. Определение последовательности проведения исследования ………….19 - методические рекомендации по определению последовательности работы
4. Язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы………………………………………………….24 5. Общие правила оформления текста исследовательской работы ……….26 - общие требования к цитируемому материалу - оформление работы на компьютере
6. Форма представления исследовательских работ ………………………..28 характеристики рефератов примерная структура реферата требования к оформлению реферата критерии оценки реферата защита реферата
7. Работа над проектом ………………………………………………………38 8. Выступление с научным докладом ……………………………………….40 9. Список использованной литературы……….………………………………44 10. Приложения
Введение Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. Подготовка учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность - умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность учащегося, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для учащегося естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Начиная исследовательскую работу, необходимо чётко спланировать ваши действия, чтобы работа шла успешно, вам придётся отработать следующий алгоритм:
В ходе работы над исследованием необходимо выполнить следующие действия: · выявить проблему и определить тему будущего исследования; · сформулировать основные вопросы, ответы на которые вы хотели бы найти; · попытаться как можно строже обозначить границы исследования; · разработать гипотезу или гипотезы, в том числе высказать и нереальные провокационные идеи; · выбрать методы исследования; · определить последовательность проведения исследования; · зафиксировать полученные знания; · структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы; · дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования; · защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Как определить проблему исследования и выбрать тему? Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит – найти проблему? Как выявлять проблему? Древнегреческое слов «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Выбор темы исследования Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы условно объединяются в три основные группы:
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека. Кроме того, выбирая тему, надо учитывать следующее: · Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать Вашим возрастным особенностям. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется ввиду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться людьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. · Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Например, вас интересует поведение ворон в вашем дворе в различное время года, в различных ситуациях и что влияет на их поведение. Следовательно, вы выбираете тему «Поведение ворон во внешней среде». Вопросы в помощь при выборе темы Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)? 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки на занятиях? 5. Что из изученного в лицее хотелось бы узнать глубже? 6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, поговорите об этом с одногруппниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Цель исследования Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в ходе исследования. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон в природе. Задачи исследования При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования обычно уточняются ее целью. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя поведение вороны, ставите перед собой задачи выяснить: 1. Как ведет себя ворона по отношению к своим собратьям? 2. Каково ее поведение по отношению к людям? 3. Как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление хищника)? 4. Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года? 5. Каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород? Объект исследования – это процесс, явление и т.п., которое исследуется. В выбранной нами теме «Поведение ворон во внешней среде» объектом исследования будут: факторы, влияющие на поведение ворон. Предмет исследования– часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Нашим предметом исследования будет «Поведение ворон во внешней среде». Гипотеза исследования Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если…, то …». Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее. В нашем случае, при теме «Поведение ворон во внешней среде», гипотеза может быть такая: Предположим, что на поведение ворон влияют факторы внешней среды, представители других видов, себеподобные и деятельность человека.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1987)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |