Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы научного познания



2015-11-20 631 Обсуждений (0)
Методы научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология и методы научного исследования

План (6 ч.л., 4 ч.пр., зачет)

Сессия Темы лекций Темы практических занятий Количество часов
установочная Методология научного познания  
Методологические подходы в педагогике  
зимняя Научное исследование как форма существования и развития науки  
  Методологический аппарат научного исследования. Логика научного исследования
  Методы научного познания

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

3.2.1 Основные источники:

1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. ВУЗов Издательство: "Академия", 2010; 176 стр.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.

3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Пособие для студ вуза. – М.: ИЦ «Академия», 2006.

4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007.

3.2.2 Дополнительные источники:

1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. – СПб, 2001. – 512 c.

2. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М., 1997.

3. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Критерии и диагностика/ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 208 с.

4. Митина, О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании / О.А. Митина //Школьные технологии. 2002. №4.- С.69-76.

5. Скалова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. - М., 1986.

6. Cкаткин М.Н.Методология и методика педагогических исследований.-М.:Педагогика,1986.- 151 c.

7. Стеклова И.В. Наука среди форм познания. // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - №1. – С. 94 – 105.

8. Эксперимент в школе: организация и управление./Под ред. М.М.Поташника. - М., 1991.

9. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. - М., 1986.

3.2.3 Интернет-ресурсы (методические и др. разработки в электронном виде, компьютерные лабораторные или практические работы, компьютерные программы и т.п.):

1. gnpbu.ru – сайт научной педагогической библиотеки имени К.Д. Ушинского

2. edu.ru Федеральный портал Российское образование

3. kraevskyvv.narod.ru – сайт Академика РАО В.В. Краевского

4. methodolog.ru – сайт Академика РАО А.М. Новикова

5. pedagogika-rao.ru – сайт журнала «Педагогика»

6. pedlib.ru – сайт «Педагогическая библиотека»

7. bim-bad.ru – сайт Академика РАО Б.М. Бим-Бада

 

Задания к практическим занятиям

По дисциплине Методология и методы научного исследования

 

Практическое занятие 1

Методологический аппарат научного исследования.

Логика научного исследования

1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

- Сущность и функции методологических характеристик исследования

- Критерий качества проектирования методологических характеристик.

2. Подготовьтесь к характеристике методологических параметров научного исследования (подготовьте таблицу, используйте при этом минимум два источника).

Таблица 1 – Характеристика методологических параметров исследования

Параметры Характеристика (сущность, предназначение)
   
Проблема    
Тема    
Объект    
Предмет    
Цель    
Гипотеза    
Задачи    
Методы    
Новизна    
Теоретическая значимость    
Практическая значимость    

3. Подготовьтесь к характеристике логики исследования (представьте в таблице перечень этапов исследования, отражающих его логику, и содержание работы на них).

Таблица 2 – Характеристика этапов исследования

Этап исследования Содержание работы на этапе
   
   
   

4. Разработайте проект методологических характеристик по проблеме Вашей магистерской диссертации, ее структуру, план работы над магистерской диссертацией: укажите виды деятельности, сроки, планируемые результаты.

Литература

1 Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - пед. и психология; 050701 (033400) - педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 207 с.

2 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Пособие для студ вуза. – М.: ИЦ «Академия», 2006.

3 Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб.: СПб. ГУП, 2001.

4 Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007.

 

Практическое занятие 2

Методы научного познания

1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов.

- Сущность, виды методов исследования.

- Проблема классификации методов исследования. Примеры классификаций.

- Проблема выбора метода исследования.

- Сущность, предназначение математических и статистических методов исследования.

- Особенности использования статистических методов исследования в психолого-педагогических исследованиях.

- Сущность, виды и функции методов теоретического исследования.

2. Подготовьтесь к характеристике эмпирических методов исследования, представьте их в отдельных таблицах (изучение литературы и других источников, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности, экспертное оценивание, метод диагностических ситуаций, эксперимент) по представленным параметрам. Используйте при работе не менее двух источников, обязательно делайте ссылку на источник в таблицах (пример оформления таблицы приведен).

Таблица 1 - Характеристика изучения литературы и других источников как эмпирического метода исследования

Параметры Характеристики
Наименование метода  
Сущность, виды  
Требования к организации и использованию  
Преимущества метода  
Недостатки метода, возможные трудности в использовании  
Примечания  

Литература

1. Загвязинский, Владимир Ильич. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - пед. и психология; 050701 (033400) - педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 207 с.

2. Образцов, Павел Иванович. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / П.И. Образцов. - СПб. : Питер, 2004. - 268[4] с.

3. Борытко, Николай Михайлович. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050711 (031300) - Социальная педагогика; 050701 (033400) - Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; ред. Н. М. Борытко. - М. : Academia, 2008. - 320 с.

4. Немов, Роберт Семенович Психология [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. : в 3 кн. / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС. - ISBN 5-691-00552-9. Кн. 3 : Психодиагностика : введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд., 4-е изд. - 1999. - 2001. - 2003. - 2002. - 1998. - 640 с.

 



2015-11-20 631 Обсуждений (0)
Методы научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы научного познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)