Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Социальная экономия: истоки современных представлений о целях и путях реформирования экономики и социально-экономических отношений




Социальная экономия и экономическая наука

Французский солидаризм и немецкий катедер-социализм

Генри Джордж: социально-экономические проблемы через
призму вопроса о собственности на землю
Некоторые
аспекты социальной доктрины католицизма

1. Социальная экономия и экономическая наука

До сих пор мы занимались главным образом историей экономи­ческой теории, причем касались тех сторон наследия выдающихся экономистов или тех школ и направлений, которые представляются важными сточки зрения современной экономической науки. С этих позиций интерес к последней трети XIX п. — периоду, когда заклады­вались основы современного здания экономической науки, - впол­не закономерен. Не случайно в этой книге многие главы посвящены именно этому периоду. Вместе с тем в тот же период складывалось достаточно обширное направление, которое, хотя и осталось вне ра­мок основного русла экономической науки, тем не менее повлияло на социальную и экономическую практику, поскольку было нераз-рывно связано с процессом формирования современных обществен­ных представлений о социальной справедливости, значении различ­ных социальных институтов, прежде всего частной собственности, роли государства и общественных объединений и т.д. Речь идет о гак называемой социальной экономии — совокупности взглядов, концеп­ций, социальных доктрин, имеющих выраженную этическую направ­ленность и нацеленных на решение острых социальных проблем.



Несмотря на то что экономическая наука в XX в. отошла от соци­альной проблематики, и сегодня существует обширный пласт соии-


ипьного знания, который принято называть социальной экономией и который лежит вне области экономической теории. Для него ха­рактерна плюралистичность идей и подходов, признание этичес­кой обусловленности экономической науки, ее практической направ­ленности, нацеленности на социальную проблематику, наконец, стремление понять роль ценностных факторов в экономическом по­ведении, чтобы использовать это знание для совершенствования су­ществующей экономической системы1.

В последней трети XIX в. этико-социальная направленность была неразрывно связана с критикой капитализма как господствующей системы отношений и либерализма как его философского обоснова­ния. При этом сам характер социальной экономии предполагает за-нисимость входящих в нее концепций от национальных, культурных, правовых и религиозных традиций. Поэтому мы можем скорее гово­рить не об едином направлении, а о различных проявлениях озабо­ченности социально-экономическими вопросами, различном виде­нии причин и путей их решения.

Хотя по степени критического накала представители социальной жономии вполне сравнимы с ортодоксальными социалистами, в от­личие от последних они сознательно стремились не к уничтожению капитализма, а к его реформированию.

Как ни парадоксально, своим возникновением подобное направ­ление обязано именно капитализму, обеспечившему к концу XIX в. небывалый рост благосостояния широких слоев населения европей­ских стран, расширение политических и экономических прав, рост профсоюзного движения, системы социального обеспечения и т.д., при том что оставались острыми проблемы социального неравенст-им, социальной защиты, в том числе и защиты от безработицы и т.д.2

Об общественном признании важности социальной ориентации свидетельствует, например, тот факт, что на Международной выстав­ке в Париже в 1900 г. был открыт павильон «Дворец конгрессов и со­циальной экономии». Социальной экономии были посвящены отде­лы и на других выставках: в Чикаго 1893 г., в Лионе 1895 г.; в Глазго 1901 г.

Если социальная экономия никак не могла претендовать на тео­ретическую значимость, то практическое значение распространения

1 Social Economics: Retrospect and Prospect. Boston etc., 1990. P. IX. См.
кжже: Socio-Economics: Towards a New Synthesis. Armonk. N.Y, 1991.

2 В качестве примера социальных достижений капитализма можно на-
шать: обязательное страхование рабочих на случай болезни (Германия —
1883 г.); страхование рабочих на случаи безработицы (Швейцария — 1893 г.);
пенсионное страхование (Германия - 1889 г.).

d История экономических учений Ч И ■


подобных идей очевидно велико. Без этого в XX в. не могла бы ело житься система государственного регулирования экономики, для ко торой важно не только существование теоретических рекомендаци для решения тех или иных проблем, но и соответствующий общест венный климат Более того, даже проблемы, которые рассматривай теория, весьма сложным образом связаны с реальностью и часто пол сказываются общественными предпочтениями.

Д.чя социальной экономии как совокупности взглядов характера следующие моменты:

—критическое отношение к капитализму свободной конкурен
ции с точки зрения его социальных последствий: материального не
равенства, эксплуатации, безработицы, угнетения женщин и т.д.;

—критика характерного для либерализма оправдания капитализ
ма и связанных с ним социальных бедствий с позиций естественно] ■
закона как неизбежной платы за прогресс, а также отказ от идеи не
вмешательства;

—признание возможности если не полного, то частичного реше
кия социальных проблем;

—различное отношение к частной собственности: от утверждения
ее естественности и законности до отрицания ее отдельных видов;

—отказ от идеи непримиримого антагонизма классов, признание
возможности их сотрудничества, а в отдельных случаях их органиче­
ской связанности и дополняемости;

—решение социальных проблем связывалось не с уничтожением
классов, классовой борьбой и революцией, т.е. разрушением, а с со­
знательным воздействием на социально-экономические процессы;

—признание важности и желательности активной политики го­
сударства в социально-экономической области, что отражало пред­
ставление о свободе скорее в позитивном смысле, а о государстве как
институте, выражающем в условиях демократии волю большинства .

Таким образом, именно в рамках социальной экономии была по­ставлена проблема вмешательства государства, при том что в тот пе­риод даже в рамках этого направления вмешательство понималось прежде всего как законодательная и контролирующая деятельность (минимум зарплаты, контроль за безопасностью, гигиеной, вмеша­тельство в конфликты), но не как активная экономическая политика

5 Как писал Ш. Жид, «классическое возражение против вмешательств государства в экономические отношения, состоящее в указании на то, что это вмешательство дурно, потому что оно имеет принудительный характер, теряет значительную дозу свой основательности с тех пор, как закон стано­вится только решением большинства, задается как бы постановлением об­щественного мнения» (Жид Ш. Социально-экономические итоги Х!Х сто­летия. СПб., 1906. С. 17).

1G2


и современном смысле. Однако подобная деятельность трактовалась и рамках этого направления как положительная и инициативная мис­сия и серьезный фактор прогресса в противоположность либерализ­му, настаивавшему на пассивной роли законодательства как закреп­ляющего уже сложившиеся нормы.

Важная роль в осуществлении реформ признавалась за доброволь-ными объединениями и ассоциациями трудящихся, кооперативами, обществами взаимопомощи (которые стали пионерами в области арахованияна случай болезни, смерти, инвалидности, безработицы). Большое внимание представители социальной экономии уделяли активной социальной деятельности граждан, в том числе благотво­рительной, просветительской и т.д.

В зависимости от того, каким силам отводилась решающая роль и осуществлении социально-экономических преобразований: госу­дарству или различного ряда объединениям людей, можно выделить два течения: французский солидаризм и немецкий катедер-социа-лизм.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)