Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Место Маршалла в истории экономической мысли




По характеру Маршалл был не революционной, а синтезирую
щей фигурой. Он обладал редким талантом к систематизации и pa i
витию концепций, выдвинутых экономистами прошлого и настоя
щего: Курно, Дюпюи, Тюнена, Рикардо. Очень многие из них вот ш
в экономическую теорию именно в его редакции. Эволюционный
подход с упором на постепенность, преемственность и осмотритесь
ный реформизм Маршалл применял не только в оценке экономичен
кой теории (см. Приложение В к его «Принципам...»), но и в иссле*
дованиях реальной экономики и человеческого общества. Не случай? j
но его любимым девизом и эпиграфом всех изданий «Принципов жа\
номической науки» стало латинское изречение «Natura non facty
saltum» («Природа не делает скачков»). j

Склонность Маршалла к синтезу проявилась по многим направо
лениям. .

I. В своих трудах он пытался поддерживать баланс теории и праку тики. Эта особенно очевидная в «Промышленности и торговле» и других произведениях, но ощутимая и в «Принципах...» тенденция -стремление сделать экономическую теорию практически полезной, понятной для просвещенного бизнесмена и государственного ч и ноп-ника - была характерна для английских экономистов-теоретикои,



1 Именно в этой книге впервые происходит аргументированная замена термина «политическая экономия» на термин «economics», хотя само ел оно употреблялось и ранее, например Джевонсом.


I


|Чипая со Смита и далее для Мальтуса, Сениора, Дж.Ст. Милля и ргих (Рикардо и Джевонс были скорее исключениями2). Конечно, I следует забывать, что в то время, о котором идет речь, аудиторию рофессоров экономики составляла публика, не имеющая теорети­ческой подготовки (подготовка магистров по экономической теории (Мчалась лишь в середине 1870-х годов), в том числе и молодые биз-Иесмены, которым Маршалл читал вечерний курс лекций в Бристо-Цс. Однако было бы неверно объяснять практическую направленность I простоту стиля, свойственную Маршаллу, исключительно желани-|М подладиться под аудиторию. Маршалл действительно считал эко­номическую науку «орудием для открытия конкретной истины» и Чиукой о социальном усовершенствовании3. Он активно участвовал в №(юге Королевских комиссий по вопросам труда и заработной пла-ГМ, помощи бедным, налогообложения, таможенных пошлин, по ва-Цотным проблемам.

1. «Практицизм» Маршалла сказался также в его своеобразном коде к применению математических методов в экономическом чизе. Как уже отмечалось, Маршалл был сильным математиком. 1ако при изложении своих собственных теорий он отводил мате-ике весьма скромное место в отличие от своих современников п.раса и Джевонса, владевших математикой хуже него. В «Прин-1ак экономической науки» все знаменитые диаграммы Маршал-которые ныне украшают каждый вводный курс микроэкономи-убраны в сноски, а алгебраические уравнения еще дальше — в м пематические приложения (в отличие от Джевонса, поместившего || id и другое в основной текст). Дело было не только в стремлении к простоте и доступности изложения: Маршалл видел опасность того, ■пп чрезмерное увлечение математикой «может отвлечь наше внима-inii1 на рассмотрение интеллектуальных игрушек, мнимых проблем, соответствующих условиям реальной жизни. Оно может исказить (епективу, побуждая нас пренебречь факторами, которые с трудом i даются математическому аппарату»4. Маршалл видел в математи-гишь строгий язык, с помощью которого можно точнее и нагляд-

" Рикардо написал много публицистических работ о хлебных законах, с золота в слитках и т.д., а Джевонс профессионально занимался рынком .1 и того же золота. Отличие этих авторов от большинства их соотечест-ппиков заключалось в том, что они не включали конкретные практичес­кие проблемы в изложение чистой теории, оставляя ее-сферой абстрактной

Mill ИКИ.

'См.: КейнсДж. М.Альфред Маршалл, 1842-1924//Маршалл А. Прин­ципы экономической науки. Т. i. M.: Прогресс, 1993. С. 31, 33. 4 Pigou А. С. Memorials of Alfred Marshal! P. 84.


{i Ииория экономических учений



нее выразить мысль, и отвергал математику как средство анализ.1 Последующее развитие экономической теории не пошло по пути рекомендованному Маршаллом: математические модели стали актин но использоваться именно как средство анализа. Однако предаст i1 режение Маршалла против увлечения интеллектуальными игрушы ми и искажения перспективы экономических исследований по-прел нему актуально, как показывают современные методологические дне куссии6.

3. Синтетизм Маршалла проявился и втом, что он попытался o6i. единить в своей работе подходы маржинализма, классической поли тической экономии и исторической школы. Подобно «классикам» ом ставил на передний план проблемы экономического роста и распре деления. Критикуя односторонность Джевонса, он интегрировал и свою теорию анализ издержек производства как в краткосрочном, i.ik и в долгосрочном аспекте, что также было близко учению классиков Не случайно именно к Маршаллу и его последователям стали охотно применять термин «неоклассики», подчеркивая преемственность ич идей и теорий классической школы7.

В отличие от многих английских экономистов Маршалл высоко ценил достижения немецкой исторической школы во главе с Виль гельмом Рошером и даже утверждал, что «наиболее важная экономи ческая работа на Европейском континенте за последнее время бьиы проделана в Германии»8. Маршалла привлекала в работах немецких экономистов широта, историчность и эволюционность подхода, срав­нительный анализ разных эпох и стран, введение этических и право-

5 Ср. его высказывание из письма к А, Боули: «В последние годы моей] работы у меня росло ощущение, что, связывая хорошую математическую» теорему с экономической гипотезой, мы вряд ли получим хорошую эконо-| мическую теорию. Поэтому я все больше руководствовался следующими] правилами: 1) используй математику как стенографию, а не средство анали-1 за; 2) пользуйся математическими записями до конца исследования; 3) пе-' реведи наанглийскийязык;4) проиллюстрируй важными примерами из ре­альной жизни; 5) сожги математику; 6) если стадия (4) не удалась, сожги (3) Последнее мне часто приходилось делать» (Pigou А. С. Op. cit.P. 427).

'' См., например: Mayer Т. Truth versus Precision in Economics Aldershot, 1993.

7 Сам термин был впервые употреблен Т. Вебленом как отрицательный эпитет: Веблен хотел подчеркнуть, что Маршалл, как и «классики», не вы шел за пределы утилитаризма и гедонистической психологии, что примени­тельно и к Маршаллу, и к классикам представляется нам несправедливым В дальнейшем термин «неоклассика» распространился на всю маржиналисп -скую теорию (см.: Aspromourgos T. «Neoclassical». The New Palgrave Dictionary of Economics).

* Маршалл А. Указ соч. Т. III.С. 203.


их моментов. Некоторые главы «Принципов...» явно написаны с по-риий исторической школы. В то же время ядро книги содержит в 5с непревзойденное до тех пор изложение маржиналистской мик-Ьукономики.

Все это послужило почвой для многочисленных упреков в эклек-Ьмс, на которые Маршалл реагировал крайне болезненно. Во вся-рм случае, следует отметить, что объединение различных исследо-Гсльских подходов было предпринято Маршаллом не для собствен-)] о удобства аналитика, а для того, чтобы обеспечить выход эконо-1чсской теории на уровень, предполагающий ее практическое при-бнение. Маршалл безусловно не хотел, чтобы экономическая тео-[tfi превращалась в «искусство для искусства» и эклектизм был це-)й, которую ему пришлось уплатить за попытку реализовать этот вал. Огромные познания и многогранные личные качества Мар-|алла в высшей степени соответствовали поставленной им перед со-pfi задаче, В Маршалле вечно сражались за первенство математик, улучавший удовольствие от изобретения новых средств анализа, рихолог, для которого бентамовский утилитаризм был недостаточ-i глубоким, историк, ощущающий бесконечный поток социальных Ьменений, моралист и реформатор, проповедь которого шла враз-рэ с устремлениями его современников, эмпирический исследова­ть, требующий фактов, прежде чем применять теорию к пробле-ам современности, и мудрый практик, обсуждающий практические |)(гросы на уровне здравого смысла.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)