Сущность государства в экономической теории
Экономика общественного сектора
Учебное пособие
САМАРА 2012
УДК 330(075.8) ББК 65.01я73 Э-40
Экономика общественного сектора. Учебное пособие. / Составитель Нестерова С.И. - Самара, МИР, 2012. - 76 с.
Учебное пособие по курсу «Экономика общественного сектора» содержит краткое содержание курса, вопросы к экзамену, варианты контрольной работы, список рекомендованной литературы. Пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по направлению «Экономика», но может быть использовано студентами и других направлений.
СоставительНестерова С.И., к.э.н. РецензентРазуваев И.Г., к.э.н., доц.; Баранова В.В., к.э.н., доц.
Печатается по решению Учебно-методического совета Международного института рынка © Международный институт рынка, 2012 © Составление Нестерова С.И., 2012
Содержание
Введение. 4 1.ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗЪЯНЫ РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ.. 5 1.1.Сущность государства в экономической теории. 5 1.2.Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику 5 2.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА.. 9 2.1.Понятие и виды общественного блага. 9 2.2.Проблема безбилетника. 11 2.3.Государственный сектор и производство общественных благ. 12 2.4.Негосударственный сектор и производство общественных благ. 16 2.5.Проблема переполнения и теория клубов. 18 3.РАВНОВЕСИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ. 20 3.1.Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия. 20 3.2.Общее и частичное равновесие в общественном секторе. Цены Линдаля. 24 3.3.Проблема обеспечения внутреннего и внешнего равновесия в общественном секторе 27 4.ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР. 28 4.1.Нерыночное согласование предпочтений. 28 4.2.Общественный сектор: потребители и поставщики. 29 4.3.Механизм голосования. 34 4.4.Рациональный коллективный выбор. 37 4.5.Медианный избиратель и коалиции. 41 4.5.Группы специальных интересов и погоня за рентой. 44 4.6.Логроллинг. 46 4.7.Исполнительные структуры.. 47 4.8.Изъяны государства. 49 5.БЮРОКРАТИЯ.. 51 5.1.Экономика бюрократии. 51 5.2.Поиск политической ренты.. 52 5.3.Политико-экономический цикл. 53 6.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ. 54 6.1.Перераспределительные процессы, издержки перераспределения, принцип компенсации. 54 6.2.Эффективность и справедливость, благосостояние общества. Анализ политических решений. 60 7.БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ.. 65 7.1.Понятие и сущность бюджетного федерализма. 65 7.2.Зарубежные модели бюджетного федерализма. 68 ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 70 Заключение. 73 Экзаменационные вопросы.. 74 Рекомендуемая литература. 76
Введение Общественный сектор в рыночной экономике играет особую роль, которая заключается в предоставлении потребителям особого рода благ и услуг, не производимых в частном секторе, а так же в осуществлении перераспределения доходов и социальной защите населения. Принципы функционирования общественного сектора кардинально отличаются от принципов действия рыночных механизмов, так как они основываются не на свободном действии конкурентных сил, а опираются на право принуждения, принадлежащее государству, и ориентируются на коллективные предпочтения и коллективный выбор. Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Экономика общественного сектора» являются: – ознакомление студентов с комплексом проблем общественного выбора и государственных финансов, составляющих основу экономической деятельности государства на основе инструментального аппарата микроэкономики; – приобретение новых и углубление имеющихся знаний в области микроэкономических подходов к объяснению и анализу функций и деятельности государства и его институтов, их влияния на выбор экономических агентов и рыночное равновесие; – формирование и закрепление навыков экономического анализа природы и последствий государственных решений, возможностей и границ использования инструментов экономической политики в сферах общественных доходов и расходов; – изучение особенностей организации и функционирования общественного сектора в странах с развитой рыночной экономикой и России. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗЪЯНЫ РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ Сущность государства в экономической теории Государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Обычно выделяются такие важнейшие функции государства, как: - организационная, управляющая, преследующая общие цели сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка; - специфическая функция господства и подавления, когда государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами; - функция «юридического государства» — создание правовой системы и управление ею, регулирование работы государственного аппарата. Важнейшими чертами демократического государства являются: - принуждение; - ответственность и подотчетность; - особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство. Принуждение с экономической точки зрения – это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам. Использование принуждения оправдано только тогда, когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки зрения общественного благосостояния. Подотчетность – ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанные с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти. Особая мотивация – мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями; предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1909)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |