Техника и техническое сознание
ТЕМА № 8 КУЛЬТУРА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА План: 1.Понятие «культура индустриального общества» (15 мин) 2.Техника и техническое сознание (45 мин) 3.Искусство в культуре второй пол.XIX-нач.XXв. (30 мин) Литература: 1.Культурология: Учеб. пособие для вузов ; под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 2.Силичев, Д.А. Культурология : Учеб. пособие для вузов. – М. : «ПРИОР», 20012. 3.Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с. 4.Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, ТК Велби. 2007. 5.Культурология: История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 608 с.
Вводная часть XIX век – это век утверждения буржуазных отношений на территории Европы. В последнее время он определяется понятием «эпоха индустриального общества», основной приметой которой является создание крупного машинного производства. Понятие «культура индустриального общества» Культура индустриального общества - период в истории европейских стран (XIX – нач.XX), отмеченный развитием буржуазных отношений, рыночным хозяйством, активным ростом машинного производства. Индустриальная культура – это культура технического общества, основанная на рационализме, потребляющего материальные блага (раньше духовное постижение мира). Новое значение, переосмысление фразы Бэкона «Знание – сила».
Техника и техническое сознание Главный компонент культуры – техника (техническое сознание пришло на смену научного). Техника – совокупность предметов, приемов воздействия человека на природу. Определение К.Ясперса «техника – это способ взаимодействия человека и природы, средство достижения достойной жизни». Техника по сущности (содержанию) – рациональна, по цели – утилитарна, по форме – прозаична, несимволична. Техника являясь компонентом цивилизации, становится культурным знаком в 19 веке. Если до 18 века техника не выходила за пределы естественных возможностей человека и среды (техника опирается на силу воды, ветра, мускульную силу), то с конца 18 века техника осуществляет прорыв, увеличивает возможности. 1776 г. – символичная дата: паровой двигатель положил начало промышленного переворота. Последствием промышленного скачка (переход от ручного труда к машинному) становиться: 1) успехи цивилизации, преобразившие европейскую культуру (19 век – век пара, электричества, 9 тыс. открытий в 19 веке (для нас это сумма скромная)); 2) появление нового типа технического сознания как разновидности научного мышления. Основные приметы технического сознания: 1) Экономизм – интерес к хозяйственной стороне общества – оборотная сторона экономизма: – абсолютизация материальных ценностей, и соответственно принижение духовных. Экономизм нарушает равновесие между материальным и духовным. Отражение этой ценности в философии марксизма (главная идея которой станет абсолютизация материального строя общества или базиса, способа производства). Марксисты скажут, что экономика – базис, а культура – надстройка, поэтому культура зависит от экономики (экономика первична, остальное вторично) 2) Понимание человека – человек носитель технического сознания, выступает в роли человека-массы, человек-толпа. Для человека-толпы характерно: а) анонимность (отсутствие личного начала, замена «я» на «мы»); б) незнание собственной истории семьи (отсутствие геологического древа); в) конформизм (легкая адаптация к любой ситуации). Мир с точки зрения технического сознания – это техноцентрическая картина мира (или единая система хозяйства, в которой человек выступает элементом машины, вынужден подчиняться техническому организму).
3.Искусство в культуре второй пол.XIX-нач.XXв. Художественная культура занимает двойственное положение. С одной стороны она испытывает влияние технического века. Следствием этого влияния станут новые виды искусства (кино, фотография). Но с другой стороны, искусство пытается противостоять техническому сознанию и его антигуманной ценности. В художественной культура 19 века два ведущих направления: реализм и модернизм. Реализм (отражение в форме самой жизни) представлен 1) натурализмом (предельная форма реалистического искусства) – натура как она есть, доведенная до фактографичности (Э.Золя). Слова Э.Золя: «Наш век требует объективности. Времена вдохновения и дерзаний миновали. Мы принимаем жизнь во всей ее полноте, без всяких моральных ограничений»; 2) импрессионизм (впечатление) – натурализм в живописи, отражение минутного впечатления о жизни. Основой техники письма становится пуантилизм – точечное письмо (воздух, солнечный свет). Лидеры – К.Моне, Ренуар, Дега; 3) критический реализм – Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский. Черты: - типизация – художественно обобщение окружающей действительности: Чичиков, Собакевич; - критическая направленность – обличение существующих пороков. Образцом критического реализма явилось творчество Бальзака. Модернизм – общее название направлений, отрицавших правило реализма, искавших новые авангардные способы отражения действительности. Примеры: 1) Символизм – отражение жизни с помощью символов (Бодлер «Цветы зла»); 2) Кубизм – отражение жизни с помощью геометрических фигур; 3) Абстракционизм – отражение жизни с помощью абстракций, различных форм жизни (Малевич); 4) Сюрреализм – отражение жизни с помощью ассоциаций, снов, фантазий (Сальвадор Дали). Выводы: Таким образом, культура индустриального общества – тип культуры, заложивший основы успеха европейской цивилизации, выдвинувший проблему кризиса европейской культуры.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |