Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Потребности и их виды. Понятие товара и услуги




Для функционирования любой экономической системы необходимо, чтобы удовлетворялись потребности действующих в ней субъектов. Потребность возникает из нужды, т.е. имеет объективную основу. Нужда – чувство ощущаемой человеком или иным субъектом нехватки чего-либо, а потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии со способом организации экономической системы и культурным уровнем экономического субъекта. Потребности, т.е. запросы, удовлетворяются различными способами, которые можно систематизировать следующим образом: самообеспечение (охота, рыболовство, сбор плодов); отъем (воровство, нападение на имеющего желаемый объект и др.), попрошайничество (иногда принимающее хроническую форму) и обмен как получение желаемого объекта с предложением чего-либо (денег или другого блага) взамен. Второй и третий способы приобретения желаемых благ означают их безвозмездное отчуждение, только различными методами.

Потребности разнообразны и группируются по различным признакам. Так, по характеру удовлетворения они делятся на личные и производственные; по способу удовлетворения – на индивидуальные и совместные (коллективные); по воздействию на развитие личности – на материальные и духовные; по срокам удовлетворения – на текущие и перспективные; по степени важности (интенсивности) выделяют насущные (наиболее настоятельные), менее настоятельные и отдаленные.



Потребности могут также делиться на первичные (пища, безопасность, жилье, одежда) и вторичные (например образование), эффективное удовлетворение которых возможно только тогда, когда удовлетворены первичные потребности.

Потребности удовлетворяются посредством материальных благ и услуг, а их количество, способное вывести экономический субъект (индивид, хозяйство, производство) из состояния неудовлетворенности, называется мерой потребления.

Потребности лежат в основе формирования экономических интересов. Экономический интерес – это осознанная (осмысленная) потребность или их совокупность. Реализация экономических интересов позволяет более или менее полно удовлетворять потребности. И наоборот, нереализованный экономический интерес означает невозможность удовлетворения потребностей, зачастую наиболее настоятельных. Невозможность легального достижения экономических интересов стимулирует поиски путей их нелегальной либо криминальной реализации.

В экономической системе с денежными отношениями блага, с помощью которых удовлетворяются потребности, приобретают вид товара. Товар – это объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями. Это может быть любой продукт производственно-экономической деятельности, принимающий материально-вещественную форму или форму услуги. Потребности в услугах сейчас растут быстрее, чем потребности в вещах. Поэтому, говоря «товары», мы в эту группу включаем также услуги.

В качестве товара могут быть представлены продукты общественного и частного труда различного потребительского назначения, рабочая сила, земля, скот, время, место (например, для рекламы) и многое другое, в некоторых экономических системах – сам человек. Иначе говоря, товаром способно выступать любое благо, которое можно оценить в денежной форме и на которое предъявляется спрос.

В различных экономических системах товарный характер производства может быть ограничен либо уровнем развития общества (первобытнообщинная система, или дикость), либо правовыми, законодательными рамками. Так, товарами не признавались земля, производственные здания и сооружения, рабочая сила, образовательные и медицинские услуги.

Во всех экономических системах товарами не признаются продукты и услуги, которые производятся в домашнем хозяйстве, а также продукция, произведенная крестьянами и горожанами на приусадебных участках для собственного потребления.

Потребности изменчивы, подвижны, динамичны, часто взаимозаменяемы; на рынке они проявляются через категорию «спрос». Потребности активно воздействуют на производство. Товары, на которые отсутствует или падает спрос, перестают производить, их заменяют другими. Однако производство также может активно вмешиваться в формирование потребностей и видоизменять их структуру (например, предложение новых марок холодильников, бытовой электротехники, компьютеров, «мобильников» и всего многообразия товаров различных модификаций, о которых несколько лет назад потребители и не помышляли).

Постоянное изменение структуры потребностей и увеличение их объема получили название закона возвышающихся потребностей. При этом изменение потребностей и их рост происходят быстрее, чем возрастание количества благ, предназначенных для удовлетворения потребностей. Противоречие между возрастающими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения возникает вновь и вновь.

Субъект, испытывающий потребность и обращающий ее к рынку, называется потребителем. Основы экономического поведения потребителя изучаются в теории потребительского поведения в разделе микроэкономики.

Несмотря на индивидуальность потребительских предпочтений и разнообразие потребительских наборов, существуют общие закономерности потребления, свойственные каждому историческому этапу. В основе такого потребления лежат общественно необходимые потребности. Они характеризуют уровень потребления, наиболее типичный для данного общества и для каждой его социальной группы. Общественно необходимые потребности, во-первых, показывают тот уровень, ниже которого удовлетворение потребностей не должно опускаться, а во-вторых, лежат в основе таких широко используемых в экономической политике понятий, как «прожиточный минимум» и «потребительская корзина».




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (825)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)