Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Библиографический список. Амбарцумов, А




Амбарцумов, А. А. 1000 терминов рыночной экономики / А. А. Амбарцумов, Ф. Ф. Стерликов М., 1993.

Аникин, А. В. Юность науки / А. В. Аникин. М., 1975.

Введение в рыночную экономику: учеб. пособие / под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М., 1994.

Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. М., 1978.

Коуз, Р. Теория фирмы / Р. Коуз. М., 1995.

Курс экономики / под ред. Б. А. Райзберга. М., 1997.

Курс экономической теории: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2001.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 2003.

Левина, Л. Основы экономической теории и истории экономических учений: лекционный цикл / Л. Левина // РЭИС. 1995. № 4.

Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 1.

Общая экономическая теория (политэкономия) / под общ. ред. В. И. Видянина, Т. П. Журавлевой. М., 1995.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика / А. Н. Олейник. М., 2000.

Ослунд, А. Россия: рождение рыночной экономики / А. Ослунд. М., 1996.

Основы теории переходной экономики (вводный курс): учеб. пособие / МГИМО; под ред. Е. А. Киселевой, М. Н. Чепу-рина. Киров, 1996.

Политическая экономия / под ред. А. В. Сидоровича, Ф. М. Волкова. М., 1993.



Райзберг, Б. А. Рыночная экономика / Б. А. Райзберг. М., 1995.

Сакс, Дж. Рыночная экономика и Россия / Дж. Сакс. М., 1995.

Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М., 1962.

Уильямсон, О. Экономические институты капитализма / О. Уильямсон. СПб., 1997.

Экономика переходного периода / под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М., 1995.

Ядгаров, Я. С. История экономических учений / Я.С. Ядгаров. М., 1996.


Раздел 2

Микроэкономика

Глава 6

Основы теории спроса и предложения

6.1. Основные проблемы
экономической организации общества
и рыночный механизм их решения

Любое общество, независимо от типа социально-экономичес­кой системы, должно решить на всех уровнях экономики три основные взаимосвязанные проблемы:

что производить;

как производить;

для кого производить.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй задачи следует определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения трех перечисленных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества. Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы, утвердившейся в данном обществе: рыночной, командной или смешанной.

Как мы ранее установили, рыночная система – это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.

Командная система – форма организации экономики, при которой правительственные органы централизованно определяют взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей на основе государственных планов производства и распределения продукции.

Современные экономические системы различных стран являются смешанными, в разной степени сочетающими действие свободного рыночного механизма с государственным регулированием экономики. Это связано с преимуществами и недостатками обеих систем, с наличием частной и государственной собственности, с объективными тенденциями развития экономики. Однако для понимания функционирования смешанной системы следует знать основы действия рыночного механизма.

В свободной рыночной системе никакое частное лицо и никакая фирма специально не занимаются решением трех основных проблем общества. Товары и услуги производятся людьми в соответствии с их частными интересами и целями, ради собственной выгоды и без централизованного руководства. Рыночная конкурентная экономика представляет собой механизм неосознанной координации субъектов экономики в масштабе общества через систему свободных цен и рынков. Конкурентная рыночная экономика – это саморегулируемая система. Она развивалась естественным путем в процессе изменения человеческого общества. Хотя рыночная система централизованно не координируется и не управляется, ее нельзя считать системой хаоса и анархии, не подчиняющейся никаким экономическим закономерностям.

Как мы уже отмечали, на это в свое время обратил внимание один из основоположников классической школы экономической теории А. Смит, провозгласивший принцип «невидимой руки»: каждый человек, преследуя лишь эгоистические цели, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах наибольшего блага для всех. Причем, ориентируясь только на свои интересы, он часто в большей степени служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им. А. Смит сделал следующий вывод: любое вмешательство государства в сферу свободной конкуренции всегда имеет отрицательные последствия для экономики. Однако экономическое развитие общества показало, что достоинства и преимущества свободного рынка могут быть в полной мере реализованы только в условиях чистой, совершенной конкуренции. Научно-технический прогресс, концентрация производства и капитала, монополизация экономики, присущие рыночной системе недостатки существенно снижают достоинства «невидимой руки» и объективно требуют государственного регулирования экономики, перехода к смешанной экономической системе.

Функционирование конкурентного рыночного механизма основано на том, что решения по ценам и распределению товаров и услуг принимаются на свободных рынках в зависимости от соотношения спроса и предложения. В рыночной системе все товары и услуги имеют определенную цену как денежное выражение стоимости товара. Каждый хозяйствующий субъект получает доход от продажи ресурсов или товаров, которыми располагает, и использует его на покупку экономических благ, необходимых ему. Равновесие цен и объемов производства на различных конкретных рынках определяется путем установления соответствия спроса и предложения товаров и услуг. При этом одновременно решаются три основные экономические проблемы общества. Действие рыночного механизма можно показать в виде схемы (рис. 6.1).

Решение проблемы «Что производить?» определяется прежде всего голосами потребителей, а именно: посредством имеющихся у них денег при выборе покупки тех или иных товаров и услуг. Тем самым выясняется спрос на данное экономическое благо. Однако на рынке спросу всегда противостоит предложение, которое во многом зависит от издержек производства конкретного товара.

 
 

 


Рис. 6.1. Решение основных экономических проблем
в конкурентной рыночной системе

Главным фактором, определяющим решение проблемы «Как производить?», является конкуренция между производителями. Она требует снижения издержек производства для увеличения прибыли, что предполагает использование достижений научно-технического прогресса, передовых технологий и эффективных методов организации производства.

Решение проблемы «Для кого производить?» зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов (факторов производства). Цены на этих рынках одновременно служат доходами поставщиков экономических ресурсов – заработной платой, рентой, процентом, прибылью, которые определяют возможности людей в приобретении тех или иных товаров и услуг. Характер распределения и размеры доходов во многом зависят от распределения собственности в данном обществе.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (878)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)