Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Олигополия и ее признаки. Модели олигополии




Термин «олигополия» используется экономистами для обозначения конкуренции между сравнительно малым числом конкурентов. Олигополия – это синоним конкуренции между немногими. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. В реальной жизни типично олигополистическими отраслями являются автомобильная, металлургическая, алюминиевая, химическая, производство компьютеров и др.

Олигополия – это рыночная структура, в которой небольшому количеству продавцов противостоит множество покупателей.

Каждая фирма занимает на этом рынке такое положение, что ее решения и действия оказывают серьезное влияние на конкурентов. Ключевым признаком олигополии является то, что действия одной фирмы прямо влияют на остальных. Фирмы в отрасли взаимозависимы. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменяют цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Олигополист осуществляет свою политику с учетом действий своих соперников и предполагает, что прочие фирмы в отрасли будут поступать аналогичным образом.



В некоторых олигопольных отраслях фирмы сотрудничают, а в других – агрессивно конкурируют, хотя это приводит к снижению прибыли. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо рассмотреть, как олигопольные фирмы принимают решение по объему производства и ценообразованию.

Нет единой модели олигополии, что объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, при олигополии могут существовать и существуют различные материальные условия конкуренции, ни одно из них не является типичным. Во-вторых, даже в случае данной конкурентной ситуации, фирмами могут быть избраны разные стратегии конкуренции. В зависимости от ситуации действия фирм и реакция на них со стороны многих конкурентов будут различными. Поэтому теория олигополии состоит из разных моделей, каждая из которых описывает определенный аспект олигополистического поведения.

Самая простая модель поведения олигополистов – это модель дуополии, когда две фирмы конкурируют друг с другом. Модель дуополии впервые была представлена французским экономистом О. Курно. Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Итоговое равновесие объемов производства называется равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно предполагает, сколько будет производить ее конкурент и в зависимости от этого может максимизировать прибыль.

Наиболее распространенные и описанные в теории модели поведения таковы: модель кривой спроса с перегибом, модели конкуренции по доле рынка, кооперативные и некооперативные стратегии конкуренции, модели ценового лидерства, а также модели теории игр.

Модели олигополии могут строиться на кооперации между фирмами или на отсутствии кооперации. Между этими двумя типами поведения на рынке существует разница. Выбор между кооперацией и некооперацией ведет к различным результатам. Крайние случая – открытый сговор и олигопольная война. Некооперативное стратегическое поведение – это интенсивная конкуренция на олигополистическом рынке. Кооперативное стратегическое поведение означает, что олигополисты, входя в сговор, могут договориться (относительно цен, долей рынка, расходов на рекламу и т.п.) и действовать как единая монополия, совместно максимизируя прибыль отрасли.

Рассмотрим несколько моделей кооперативного и некооперативного поведения олигополистов.

Крайняя форма кооперации олигополистов – картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Картель формируется с целью ограничения конкуренции и формирования рыночных условий для получения членами картеля монопольной прибыли. Примером международного картеля является ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти. Члены картеля контролируют около 3/4 мировых запасов нефти. Подобно любой монополии ОПЕК стремится поднять цену на продукцию посредством согласованного сокращения объемов добычи нефти и определения уровней производства для каждого из государств-членов.

Фирмы могут не формировать картель в явном виде, а просто сотрудничать друг с другом. Такое сотрудничество часто называют молчаливым соглашением, или сознательным параллелизмом. Оно означает, что каждая фирма сознательно решает, без официальных переговоров и соглашения, что сотрудничество, а не соперничество с конкурентами лучше всего отвечает ее интересам.

В случае модели ценового лидерства одна из фирм действует на рынке как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои прибыли. Другие, более мелкие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают на уровне выпуска, максимизирующем их прибыли при такой цене. Фактически эти фирмы начинают принимать цену, установленную лидером, как данную. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, потому что лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Соперничающие фирмы принимают эту цену как данную.

Лидерство в ценах является одной из форм скрытого сговора. Сговор – явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

Существует олигополистическое поведение, не основанное на сговоре, – ломаная кривая спроса. В отраслях, имеющих ценового лидера, цены могут сохраняться на постоянном уровне довольно долго. Лидер, рискуя утратить свое положение, не объявляет об изменениях, которые могут быть отвергнуты. Но и другие фирмы не изменяют свои цены, когда изменяются условия формирования издержек или спроса. Объяснение этому дает модель с ломаной кривой спроса (рис. 10.3).

Фирма, не являющаяся ценовым лидером, полагает, что если бы она снизила цену, то ее соперники пошли бы по пути снижения, но если бы она повысила цену, то никто не последовал бы ее примеру.

Р0 – действующая цена. Если бы нелидирующая фирма повысила цену выше этого уровня, то она потеряла бы часть своих покупателей. Для значений цены выше действующей кривая спроса на продукцию фирмы оказывается очень эластичной. Если фирма снизит цену, то она не очень-то преуспеет, так как соперники тоже снизят цены. Следовательно, кривая спроса оказывается более эластичной при ценах выше действующей цены Р0, чем при более низких ценах. Как видно на рис. 10.3, наклон кривой спроса изменяется при цене Р0, обусловливая перегиб кривой в точке А.

 

 
 

 

 


Рис. 10.3. Ломаная кривая спроса олигополиста

Так как кривая спроса фирмы изогнута, ее кривая предельного дохода прерывается. Нижняя часть кривой предельного дохода соответствует менее эластичной части кривой спроса, как показано пунктирными отрезками каждой кривой. В итоге издержки фирмы могут меняться, не вызывая изменения цен (см. рис. 10.3 – на отрезке АВ).

Модель ломаной кривой спроса не объясняет принципов олигопольного ценообразования, в частности, как устанавливается цена Р0. Она полезна как свидетельство жесткости цен, но не как ее объяснение. Объяснение стабильности цены вытекает из «дилеммы заключенного» и из желания фирм избежать совместной разрушительной конкуренции цен.

Так как олигополистическая конкуренция во многом похожа на игру, в которой акция одной фирмы прямо влияет на ее конкурентов, для описания поведения олигополистов могут быть использованы модели теории игр.

Теория игр – теория, изучающая стратегическое поведение людей. Стратегическим называют поведение в ситуации, когда принятие решения о дальнейших действиях предполагает анализ возможных ответных действий других субъектов рынка. Так как число фирм на олигополистических рынках невелико, каждая фирма должна выработать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка. Стратегический выбор может делаться с привлечением всех переменных, включая цены, выработку, рекламу, модификацию продукции, НИОКР и других сфер бизнеса, в которых фирмы зависят друг от друга. Результатом является награда за участие в игре, принимающая форму прибыли.

Игры «дилеммы заключенных» (или арестантов) представляют собой особенно важный для олигополии вид игр. Они позволяют понять суть решений фирмы кооперироваться или не кооперироваться с конкурентами. Рассмотрим пример «дилеммы заключенных». Двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления и посадили в изолированные камеры. С одной стороны, если оба заключенных признаются в совершении преступления, каждый получит срок заключения 5 лет. Если никто не признается, судебное расследование не будет доведено до конца и каждый получит по 2 года наказания. С другой стороны, если один заключенный сознается, а другой нет, тот, кто признался, получит один год заключения, а другой сядет в тюрьму на 10 лет. Какую же стратегию изберут арестанты? Один выберет наилучшее решение с учетом поведения первого. Результирующий набор результатов называется равновесием Нэша. Д. Нэш первым нашел решение этой модели игр. В соответствии с равновесием Нэша, каждый игрок поступает лучшим образом с учетом поведения других игроков.

Многие рынки имеют олигополистическую форму, но тем не менее конкуренция между ними существует. Поэтому, несмотря на высокий уровень концентрации производства, конкуренция между фирмами оказывается весьма интенсивной и по своим результатам близкой к совершенной. Для объяснения этого феномена в экономической теории используется понятие «потенциальная конкуренция». Дело в том, что появление новых фирм на рынке оказывает существенное воздействие на механизм его функционирования. Давление потенциальной конкуренции со стороны новых фирм способно полностью нейтрализовать антиконкурентный эффект олигополии, поэтому даже крупные фирмы опасаются завышать цены на своих уже поделенных рынках.

На практике же трудности олигополистического соглашения вытекают из разных условий спроса потребителей, высокой мобильности компаний, отлаженности рыночной инфраструктуры и, наконец, действующего антимонопольного законодательства.

10.3. Монополистическая конкуренция.
Максимизация прибыли
монополистическим конкурентом

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой множество фирм продают неоднородный продукт на одном рынке.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход. Отличие ее от совершенной конкуренции только в одном: это множество продавцов, производящих дифференцированные продукты для множества покупателей.

Можно привести длинный список примеров рынка монополистической конкуренции – рынок книг, моющих средств, парфюмерии, мебели, спортивного инвентаря, компьютерных игр и т.д.

Существуют два метода максимизации прибыли фирмой монополистической конкуренции. Первый метод: монополистически конкурирующая фирма максимизирует прибыль при цене и объеме производства, при которых МR = МC, а предельная прибыль от последней проданной единицы товара равна нулю. Второй метод: фирма максимизирует прибыль при таком объеме выработки, при котором валовой доход максимально превышает валовые издержки.

Рассмотрим первый метод максимизации прибыли фирмой. На рис. 10.4 показано краткосрочное равновесие фирмы.

Исходные условия равновесия: кривая спроса для фирмы не совпадает с кривой отраслевого спроса, но и не является горизонтальной, как при совершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма имеет дело с понижающейся кривой спроса и предельного дохода. В этом состоит разница между совершенной конкуренцией и монополистической конкуренцией. Разница объясняется наличием дифференцированной продукции. Поскольку каждый товар фирмы имеет собственные характеристики, которые отличают его от продукции других фирм, фирма монополистической конкуренции обладает определенной свободой установления цены на свой товар. Поскольку фирма может продавать больше по низким ценам и меньше по высоким, кривая спроса фирмы понижается. Кроме того, наличие большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса конкретной фирмы высоко эластичной.

 
 

 

 


Рис. 10.4. Максимизация прибыли
монополистически конкурентной фирмой
на основе сравнения предельного дохода и предельных издержек

Так как кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы понижается и для увеличения сбыта она должна снижать цену, предельный доход от каждой проданной единицы товара оказывается меньше, чем от предыдущей единицы этого товара.

На пересечении кривых МR и МС находится объем производства Q, максимизирующий прибыль. Так как соответствующая цена Р превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль. На рис. 10.4 это показано заштрихованным прямоугольником.

Рассмотрим второй метод максимизации прибыли конкурентной фирмой. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором валовой доход максимально превышает валовые издержки. С учетом приведенных на рис. 10.5 ТR и ТС фирма будет способна зарабатывать прибыль в диапазоне выработки Q1 – Q3 единиц, но прибыль будет максимальной при выработке Q2 единиц. В этом случае ТR превышает ТС на максимальную величину.

 
 

 

 


Рис. 10.5. Максимизация прибыли
монополистически конкурентной фирмой
на основе сравнения валового дохода и валовых издержек

 

Рис. 10.6. Фирма, работающая в условиях
нулевой экономической прибыли

Теперь предположим, что конкуренция обостряется, и благодаря легкому доступу на рынок в соперничество включаются новые фирмы. По мере выпуска ими новых товаров фирма начнет терять свою долю реализации на рынке. Ее кривая спроса будет смещаться вниз. Здесь фирма уже понесет убытки. Очевидно, что фирма будет поставлять товары на рынок до тех пор, пока ее экономическая прибыль не станет равной нулю. На рис. 10.6 отмечено состояние фирмы при нулевой прибыли.

Монополистически конкурентные рынки характеризуются наличием товарных знаков и непрерывной разработкой новых товаров, улучшением качества выпускаемых товаров.

Преследуя цель максимизации прибыли, фирма монополистической конкуренции может следовать трем базовым стратегиям. Во-первых, использовать отличную от конкурентов цену. Чтобы привлечь покупателей, цена обычно устанавливается ниже цены конкурентов. Во-вторых, фирма предлагает покупателям продукцию, отличную от продукции конкурентов, путем ее дифференциации или реализации стратегии специализации. В-третьих, активно использовать рекламу или другие меры стимулирования сбыта для привлечения покупателей и увеличения объема продаж, выручки и доли рынка. Стратегия конкуренции фирм может принимать различные формы. Некоторые фирмы могут следовать стратегии конкуренции по цене, другие – по качеству, а третьи – интенсивно использовать рекламу.

Основные понятия

Несовершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, показатель монопольной власти Лернера, индекс Херфиндаля – Хиршмана, закрытая монополия, открытая монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация, модель Курно, ценовое лидерство, ломаная кривая спроса олигополиста, теория игр, методы неценовой конкуренции.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)